ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ БАКАЛАВРОВ ОБЩЕИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВ

  • MOSKALYOV Aleksandr Konstantinovich Сибирский федеральный университет (Красноярск)
  • SERYUKOVA Irina Vladimirovna Сибирский федеральный университет (Красноярск)
  • DOLGOPOLOVA Margarita Victorovna Сибирский федеральный университет (Красноярск)
Ключевые слова: методика, адаптивный курс физики, интегрирование и дифференцирование, массовые онлайн-курсы, студенты, самостоятельная работа, дифференцированное обучение, дистанционное образование.

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируются результаты и предлагаются формы применения электронного обучения в курсе общей физики. Приведены результаты опыта использования массовых открытых онлайн-курсов (МООК) при изучении курса физики на ряде инженерных направлений Сибирского федерального университета, отмечены ограниченные возможности применения имеющихся МООК. Позитивные возможности использования онлайн-курсов возникают при организации самостоятельной работы студентов и реализации дифференцированного подхода в обучении. Цель статьи – выявить и обосновать возможность использования МООК в обучении физике инженерных направлений подготовки.

Методология исследования состоит в дедуктивном обобщении результатов исследования по обозначенной проблеме ряда авторов и профессионального опыта авторов статьи по использованию МООК в самостоятельной работе студентов на основе дифференцированного подхода к обучению студентов.

Результаты. В статье рассматриваются методологические подходы к применению МООК в высшем образовании, их ценность для организации современного учебного процесса. Также сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода к использованию МООК для студентов с разной степенью подготовки. В работе выделены проблемы, которые надо решить, и инструменты их решения, которые взаимосвязаны между собой.

Заключение. Использование массовых открытых онлайн-курсов в сочетании с аудиторной работой позволяет организовать самостоятельную работу студентов при обучении физике, изучение курса физики повышенной трудности, расширяет возможности дифференцированного обучения. Для получения такого результата в общеинженерном курсе физики целесообразно использовать продукты провайдера Coursera: «Физика в опытах», «Применение производной и интеграла в общем курсе физики». Разное содержание курсов физики по направлениям обучения затрудняет возможности использовать другие хорошие массовые онлайн-курсы в практике общеинженерного образования.

Литература

1. Бабаева М.А., Смык А.Ф. Заочное обучение: исторический путь к МООК // Высшее образование России. 2018. Т. 27. № 4. С. 141–147.
URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view File/1354/1119
2. Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Кручко- вич С.М., Новоселова Н.В. Использование цифровых технологий в преподавании: современные тенденции // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2018. № 2 (44). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35168472_55612161.pdf
3. Бочарова Ю.Ю., Ломаско П.С., Симонова А.Л. Модель реализации подготовки учителей-наставников и студентов-интернов в сфере цифровых педагогических компетенций // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 3 (45). URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2018/10/31/59c669368469135813acb735b71db3b8/nauchnyij-zhurnal-vestnik-kgpu-im-vp-astafeva-2018–3-45.pdf. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-45-3-70
4. Дудецкая Н.А., Жохова Е.В. Внедрение электронных систем образования в условиях ФГОС ВО // Научный альманах. 2018. № 6-1(44). URL: http://ucom.ru/doc/na.2018.06.01.141.pdf. DOI: 10.17117/na.2018.06.01.141/
5. Кочеткова Т.О., Карнаухова О.А. Адаптивная образовательная стратегия обучения математике студентов в электронной среде // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 2(44). URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2018/07/01/aba16d602b016831e8d53436acc67a3e/nauchnyij-zhurnal-vestnik-kgpu-im-vp-astafeva-2018–2-44.pdf. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-57
6. Лебедева М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. 2015. № 1 (42). URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2015-1_105-108.pdf
7. Можаева Г.В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования [Электронный ресурс] // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2(58). URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2015/ mooc_vector.pdf
8. Останина Е.А. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях посредством электронного обучения: состояние и перспективы // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2016. № 3. С. 143–152. URL: http://eprints.tversu.ru/7081/1/Вестник%20ТвГУ.%20Серия%20Педагогика%20и%20психология.%202016.%203.%20С.% 20143-152.pdf
8. Останина Е.А. MOOCs как современная информационная технология в высшей школе // ALMA MATER (Вестник высшей школы). 2017. № 3. DOI: 10.20339/AM.03-17.071
10. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) опыт российского образования // Вопросы образования. 2018. № 1. URL: https://vo.hse.ru/data/2018/03/22/1163962931/08%20Roshchina.pdf
11. Семенова Т.В., Вилкова К.А. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов// Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 6 (112). URL: http://umj.ru/index.php/pub/inside/1968
12. Серюкова И.В., Наслузова О.И. Методика проведения лабораторных занятий по физике в вузе на основе дифференцированного подхода // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2017/10/25/eaf545c341bb51178f97f2d43816186d/seryukova-nasluzova8317.pdf. DOI: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-08
13. Серюкова И.В., Наслузова О.И. Об организации дистанционного и заочного обучения по физике // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: матер. XIV Междунар. науч.-метод. конф. Красноярск, 19–21 апреля 2016 / ФГОУ ВО КрасГАУ, Красноярск, 2016. Ч. 2. URL: http://www.kgau.ru/new/all/science/04/content/konf_19_04_2016.pdf
14. Серюкова И.В. Физика в системе дистанционного обучения // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: матер. Междунар. науч.-метод. конф. Красноярск, 24 марта 2014 / ФГОУ ВО КрасГАУ. Красноярск, 2014.
15. Фомина З.Е. Доминантные реалии современного образовательного процесса и новые технологии в контексте цифровой действительности XXI века // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2017. № 3 (35). С. 60–76. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30362771_50572183.pdf
16. Nelson R. Education must keep pace with advancing digitalization // EE-Evaluation Engineering. 2018. Vol. 57, № 1. URL: https://www.evaluationengineering.com/instrumentation/software/article/13016785/education-must-keep-pace-with-advancing-digitalization
17. Phan T., McNeil S.G., Robin B.R. Students’ Patterns of Engagement and Course Performance in a Massive Open Online Course // Computers & Education. 2016. Vol. 95. April. P. 36–44. DOI:10.1016/i.compedu.2015.11.01
18. Shapiro H.B., Lee C.H., Wyman Roth N.E., Li K., Çetinskaya-Rundel M., Canelas D.A. Understanding the Massive Open Online Course (MOOC) Student Experience: An Examination of Attitudes, Motivations, and Barriers // Computers & Education. 2017. Vol. 110. July. URL: https:// doi.org/10.1016/j.compedu.2017.03.003
19. Shershneva V.A., Shkerina L.V., Sidorov V.N., Sidorova T.V., Safonov K.V. Contemporary Didactics in Higher Education in Russia // European Journal of Contemporary Education. 2016. Vol. 17. URL: http://ejournal1.com/en/archive.html?number=2016-09-29-13:07:13&journal=17. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.
Опубликован
2019-03-30
Как цитировать
Konstantinovich, M., Vladimirovna, S., & Victorovna, D. (2019). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ БАКАЛАВРОВ ОБЩЕИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 47(1), 26-34. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-100