ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ч. АЙТМАТОВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

  • BAITOKOVA Ainura S. Kyrgyz State National University (Bishkek)
Ключевые слова: общечеловеческие ценности, произведения Ч. Айтматова, духовно-нравственное воспитание, контент-анализ, учебно-воспитательный процесс, глобализация.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема нравственного и духовного воспитания нового поколения педагогов на основе изучения произведений Ч. Айтматова в процессе глобализации. Цель статьи – провести анализ произведений Ч. Айтматова и с помощью метода контент-анализа доказать, что формирование общечеловеческих ценностей у будущих педагогов особенно актуально и значимо при изучении произведения «Плаха» в эпоху глобализации.

Методология. Применен метод контент-анализа с целью выявить степень соответствия характеристик выбранного произведения «Плаха» в учебно-воспитательном процессе для более эффективного формирования ценностных ориентаций.

Результаты исследования. Посредством этого метода было выявлено, какие из общечеловеческих ценностей содержатся в большей степени и могут способствовать нравственному формированию и воспитанию нынешнего и будущего поколения. Анализ содержания текста «Плаха» показывает связь с компонентом «вера в религию».

Заключение. Полученные данные показали, что содержание имеет много очевидных и скрытых ценностей, которые формируются у будущих педагогах в процессе обучения через изучение произведений     Ч. Айтматова. Кроме того, результаты данного исследования могут стать ориентиром для более эффективной профессиональной подготовки и формирования ценностных ориентаций.

Литература

1. Айтматов Ч. Плаха. Бишкек: Молодая гвардия, 1987. 302 с.
2. Акматалиев А. Человек и вселенная. Бишкек: Илим, 2013. 95 с.
3. Асипова Н.А. Актуальные проблемы воспитания и образования учащейся молодежи. Бишкек: КТУ «Манас», 2016. 146 с.
4. Асранкулова Б.А. Формирование нравственных ценностей у старшеклассников через изучение произведений Ч. Айтматова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2016. № 6 (63). С. 29–34.
5. Жантаев А.С. Ч. Айтматов о художественных ценностях // Актуальные вопросы гуманитарных наук в современных условиях развития страны: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2016. № 3. C. 30–32.
6. Исакбаева З.Т. Айтматовские чтения – 2015: матер. Междунар. науч.-практ. конф. 10.12.15. Бишкек, 2015. С. 270–287.
7. Камбарова К.У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность // Молодой ученый. Бишкек, 2016. № 11. С. 1810–1812. URL https://moluch.ru/archive/115/30384/ (дата обращения: 25.03.2019).
8. Литвинова В.Ю. Методология разработки методик контент-анализа и сферы его применения в педагогической диагностике // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. № 9-2. С. 131–134.
9. Сатаева Г.С. Айтматовские чтения – 2015: матер. Междунар. науч.-практ. конф. 10.12.15. Бишкек, 2015. С. 382–399.
10. Таршис Е.Я. Контент-анализ: принципы методологии (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программы исследования). М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. 182 с.
Опубликован
2019-06-30
Как цитировать
S., B. (2019). ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ч. АЙТМАТОВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 48(2), 77-80. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-123