ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ

  • ZIMNYAKOVA Tatyana S. Сибирский федеральный университет (Красноярск)
  • LARIN Sergey V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • LARINA Elizaveta I. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: цифровая образовательная платформа, цифровой образовательный ресурс, анимационный рисунок, среда GeoGebra, обучение математике и физике.

Аннотация

Проблема и цель. Исследование публикаций по теме «Цифровое образование» показывает, что до сих пор нет четкого представления об этом понятии, каким оно должно быть в эпоху цифровой экономики и как готовить тех, кто призван создавать цифровую экономику, раскрывая свой творческий потенциал в этих новых условиях. В статье выносится на рассмотрение система организации цифрового образования в виде цифровой образовательной платформы (ЦОП) по примеру успешно действующих цифровых бизнес-платформ. Особое внимание уделено ее технологической части в виде цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) применительно к обучению математике и физике. Приведены примеры ЦОР, обеспечивающих создание и использование анимационных рисунков как элемента новой технологии цифрового обучения. Обсуждаются риски, связанные с применением цифровых технологий в образовательном процессе и как их можно избежать.

Методология исследования. Изучение и анализ литературы по цифровому бизнесу и цифровому образованию, обобщение опыта работы авторов по апробации элементов цифрового обучения.

Результаты. Изложены ориентиры построения цифрового образования в виде цифровой образовательной платформы, что актуально в плане выявления целей и задач подготовки создателей цифровой экономики. Выделена ее технологическая часть в виде цифровых образовательных ресурсов, и кратко представлена новая технология обучения с использованием анимационных возможностей компьютерных сред. Обсуждаются риски, связанные с использованием компьютерных технологий в обучении, и пути их преодоления.

Заключение. Представленная в статье общая концепция цифрового образования и ее технологической части с элементами новой дидактики в виде использования анимационных возможностей компьютерных сред описывает целостное представление об архитектуре цифрового образования, нацеленного на подготовку тех, кто призван создавать цифровую экономику. В рамках цифрового образовательного ресурса создание цифрового образовательного контента с использованием анимационных возможностей компьютерных сред повысит технологическую оснащенность современного практикующего учителя математики и физики, что позволит ему добиваться более высоких образовательных результатов.

Литература

1. Биккулова Г.Р. Дистанционное обучение в России // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 4.
С. 4–13. URL:http://www.edit.muh.ru/content/mags_dist.htm .
2. Каракозов С.Д., Пикалова Л.Р., Седова Е.П. Развитие цифровой образовательной среды в Российской Федерации: механизмы развития и возможные риски // Ростовский научный журнал. 2018. № 11. С. 85–100.
3. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И., Уваров А.Ю. Трансформации учебного процесса в цифровой образовательной среде: современная образовательная информатика // Информатизация образования: теория и практика: сб. матер. междунар. науч.-практич. конф. / под общ. ред. М.П. Лапчика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016.
4. Ларин С.В. Компьютерная анимация в среде GeoGebra на уроках математики. Ростов-на-Дону: Легион, 2015. 192 с.
5. Ларин С.В. Методика обучения математике: компьютерная анимация в среде GeoGebra: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2018. 233 с.
6. Ломаско П.С., Симонова А.Л. Цифровизация образования – следующий этап информатизации или точка бифуркации? Информатизация образования и методика электронного обучения: матер. II Междунар. конф. Красноярск, 25–28 сент. 2018 г. Красноярск: СФУ, 2018. Ч. 2. С. 149–153.
7. Мележко В. Главный тренд российского образования – цифровизация // Учительская газета. 2018. № 04. URL: http://www.ug.tu/article/1029 .
8. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала математического анализа. 10 кл. М.: Мнемозина, 2008. 424 с.
9. Рогов А.Ю. Электронный документооборот в школе. Теория и реальность. Цифровое образование. ЭИ. 2018. № 4.
10. Россия запускает проект «Цифровая школа» [Электронный ресурс]. URL: http://www.iksmedia.ru/news/5459345-Rossiya-zapuskaet-proekt-Czifrovaya.html . (дата обращения: 05.05. 2019).
11. Скляренко Т.М. Зарубежные концепции дистанционного образования // Образование и наука. 2013. № 1 (100). С. 106–116. DOI:https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-106-116 .
12. Measuring the Information Society Report 2017. Vol. 1 and 2 The ICT Development Indexglobal analysis. International Telecommunication Union (ITU) [Электронный ресурс]. URL: https://read.itu-ilibrary.org/science-and-technology/measuring-the-information-society-report-2017_pub/80f52533-e54ede5f-en#page1.
13. GeoGebra: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.geogebra.org .
Опубликован
2019-06-30
Как цитировать
S., Z., V., L., & I., L. (2019). ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 48(2), 26-32. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-117