ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

  • BARKANOVA Olga V. Красноярский государственный аграрный университет
Ключевые слова: социальная одаренность, коммуникативные и организаторские склонности, эмоциональный интеллект, мотивационные ориентации в межличностной коммуникации.

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования проявлений социальной одаренности у обучающихся младшего подросткового возраста: коммуникативных и организаторских склонностей, мотивационных ориентаций в межличностном общении, эмоционального интеллекта, а также взаимосвязи исследуемых конструктов в структуре социальной одаренности. Проведенное исследование вносит вклад в решение актуальной для современного образования проблемы мониторинга, развития и психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся. Цель статьи – выявить особенности проявлений социальной одаренности у обучающихся младшего подросткового возраста и обозначить направления психолого-педагогической работы по развитию социальной одаренности обучающихся.

Методологию исследования составили анализ и обобщение научных трудов отечественных и зарубежных психологов по проблемам одаренности и социальной одаренности в области определения понятий, источников и компонентов структуры одаренности, а также применение стандартизированных опросных методик в рамках психометрического подхода для исследования ключевых структурных компонентов социальной одаренности (коммуникативно-организаторских склонностей, просоциальной мотивации и социального интеллекта) и методов математической статистики (корреляционного, кластерного анализа) для исследования взаимосвязи показателей в структуре социальной одаренности у обучающихся младшего подросткового возраста.

Результаты. Представлены результаты эмпирического исследования проявлений социальной одаренности у обучающихся младшего подросткового возраста (коммуникативных и организаторских склонностей, мотивационных ориентаций в межличностном общении, показателей эмоционального интеллекта), демонстрирующие, что лишь небольшая часть исследуемой выборки подростков обладает отдельными способностями, проявленными на высоком уровне в структуре социальной одаренности. Предъявлены результаты математико-статистического исследования, показывающие наличие прямой взаимосвязи между компонентами структуры социальной одаренности обучающихся. На основе созданной в результате кластерного анализа модели социальной одаренности предложены направления психолого-педагогической работы по развитию и сопровождению социальной одаренности обучающихся.

Заключение. Представленные в статье результаты и выводы могут быть использованы при решении задач в рамках реализации педагогом-психологом трудовой функции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях и задач ФГОС ООО в части формирования и развития личностных и метапредметных компетенций обучающихся. На основе полученных данных может быть разработана программа мониторинга и развития социальной одаренности обучающихся с элементами тренинговых занятий и психологических игр.

Литература

1. Барканова О.В. Исследование и развитие потенциальной одаренности в школьном возрасте // Технологии обеспечения психологического здоровья ребенка в образовательном пространстве: монография / Краснояр. гос. пед. у-нт им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. С. 122–141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37142922.
2. Безрукова Н.П., Барканова О.В., Безруков А.А., Селезова Е.В., Тазьмина А.В. Выявление и развитие потенциально одаренных учащихся сельских школ: проблемы и подходы к их решению // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 10. С. 84–89. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36833.
3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 46–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9172194.
4. Грушецкая И.Н., Захарова Ж.А., Щербинина О.С. Особенности социально-педагогической работы с одаренными школьниками в условиях современных образовательных организаций // Science for Education Today. 2019. № 1. С. 27–42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.02.
5. Киселева Т.Г. Психодиагностический инструментарий для оценки социальной одаренности // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. № 2. С. 74–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19960080.
6. Курасов Н.В., Ледовских И.А., Ручкова Н.А. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания // Интеграция образования. 2015. № 3. С. 52–58. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/Inted.080.019.201503.052.
7. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект // Современная зарубежная психология. 2015. № 1. С. 26–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23733139.
8. Рожков М.И. Сущность и структура социальной одаренности человека // Технологии развития социальной одаренности детей и молодежи: матер. междунар. науч.-практ. интернет-конф. Ярославль. 2012. С. 91–96.
9. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1. С. 30–38. URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2006/n1/29005.shtml.
10. Теплов Б.Н. Способности и одаренность // Вестник практической психологии образования. 2012. № 4 (33). С. 54–57. URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2012/n4/Teplov.shtml.
11. Хазова С.А. Одаренный подросток как субъект межличностного взаимодействия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. № 2. С. 102–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19960099.
12. Arens A.K., Watermann R. How an early transition to high-ability secondary schools affects students’ academic self-concept: contrast effects, assimilation effects, and differential stability // Learning and Individual Differences. 2015. Vol. 37. P. 64–71. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2014.11.007.
13. Baudson T.G. The Mad Genius Stereotype: Still Alive and Well // Frontiers in Psychology. 2016. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00368 .
14. Bergold S., Wirthwein L., Rost D.H., Steinmayr R. Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers? Front Psychol. 2015 (6): 1623. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01623 .
15. Bezrukova N., Barkanova O. Identification of potential giftedness: the problems of methodology and research experience. In: Proceedings of the 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018. Albena, Bulgaria. 2018. Vol. 5, is. 3.2. P. 175–181. DOI: https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/3.2/S11.024 .
16. Bezrukova N., Barkanova O., Bezrukov A. Identification and development of potentially gifted students in the network research community of pedagogical university and rural schools: methodological and methodic aspects. In: Proceedings of the 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2017. Albena, Bulgaria. 2017. Vol. IV. P. 277–284. DOI: https://doi.org/10.5593/sgemsocial2017/34/S13.036 .
17. Bogoyavlenskaya D.B. Giftedness: The Answer in One and a Half Centuries. Psychology in Russia: State of the Art. 2010. No. 3. P. 197–213. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2010.0009 .
18. Gagn F. Constructs and models pertaining to exceptional human abilities. In: K.A. Heller, F.J. Mönks, A.H. Passow (eds.). International handbook of research and development of giftedness and talent. 2nd ed. Oxford: Pergamon, 2000. Р. 69–87.
19. Lubinski D., Benbow C.P. States of excellence // American Psychologist. 2000. 55. P. 137–150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=7964223.
20. Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South African Journal of Education. 2017. Vol. 37, No. 4. DOI: http://dx.doi.org/10.15700/saje.v37n4a1521.
21. Page A. Three models for understanding gifted education // KAIRARANGA. 2006. Vol. 7, is. 2. P. 11–15.
22. Preckel F., Baudson T.G. et al. Gifted and maladjusted? Implicit attitudes and automatic associations related to gifted children // American Educational Research Journal. 2015. Vol. 52(6). P. 1160–1184. DOI: https://doi.org/10.3102/0002831215596413.
23. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity. In: R. Sternberg, Davidson (eds.). Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. Р. 332–357.
24. Schnell T., Votter B. Bringing giftedness to bear: generativity, meaningfulness, and self-control as resources for a happy life among gifted adults // Frontiers in Psychology. 2019. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01972.
25. Welter M.M., Jaarsveld S., Lachmann T. Problem space matters: evaluation of a German enrichment program for gifted children // Frontiers in Psychology. 2018. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00569.
Опубликован
2019-10-30
Как цитировать
V., B. (2019). ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 49(3), 141-150. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-150