МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ БАЗ ДАННЫХ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА

  • TITOVSKAYA Natalya V. Красноярский государственный аграрный университет https://orcid.org/0000-0002-1021-1966
  • TITOVSKY Sergey N. Красноярский государственный аграрный университет https://orcid.org/0000-0001-8305-6867
Ключевые слова: интерактивное практико-ориентированное обучение, этапы, базы данных, информационные системы, концептуальное проектирование, интерактивное проектирование.

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируются и формулируются проблемы обучения в области проектирования и разработки баз данных при подготовке студентов в области прикладной информатики, среди которых проблема обучения, связанная с недостаточным вниманием, уделяемым непосредственно процессу проектирования баз данных. Цель статьи – разработка методики обучения будущих специалистов, в первую очередь процессу проектирования баз данных, предусматривающей пошаговое освоение дисциплины: от приобретения начальных знаний и навыков в области баз данных до разработки действующего прототипа информационной системы, ядром которой является база данных.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, и опыта обучения проектированию баз данных студентов в области прикладной информатики.

Результаты. Предлагаемая методика предполагает теоретическое обучение дисциплине, опирающееся на производственную практику, позволяющее в интерактивной форме проводить обучение этапам анализа предметной области и концептуального проектирования базы данных на конкретных примерах реальных предприятий и организаций. Результаты применения данной методики подтверждают ее эффективность как в смысле приобретения знаний и освоения умений, так и мотивации студентов к профессиональной деятельности, формирования целостной картины процесса проектирования, понимания практической ценности приобретаемых знаний.

Заключение. В статье предложена авторская методика обучения курсу «Базы данных», в ее основу положено многоэтапное интерактивное обучение, в ходе которого студенты неоднократно возвращаются к одним и тем же вопросам проектирования, но на разных этапах получения знаний. Достоинством предложенной методики является полнота охвата процесса проектирования вплоть до получения конечного программного продукта.

Литература

1. Антонова Н.А., Смирнова М.А., Спирина Е.А. Проблемы организации производственной практики студентов в условиях кредитной технологии обучения // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 196–202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15165304
2. Гриценко С.А., Храмов В.Ю. Правила преобразования расширенной модели «сущность – связь» в реляционную модель данных при нисходящем проектировании баз данных // Вестник ВГУ. Сер.: Системный анализ и информационные технологии. 2011. № 1. С. 114–121.URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=16588372
3. Дробахина А.Н. Методика обучения проектированию баз данных // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2015. № 4 (37). C. 56–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24283896
4. Максимова О.А. Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики: пути совершенствования // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 947–949. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21256909
5. Ручкова Н.А., Кудряшова О.В. Организация и содержание производственной практики студентов-психологов: опыт и проблемы // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5–6 (83–84). С. 38–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15647138
6. Самохина В.М. Повышение готовности студентов направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» к производственной практике с использованием элементов технологии концентрированного обучения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. T. 9, № 5/1. С. 237–246. DOI:https://doi.org/10.17748/ 2075-9908-2017-9-5/1-237-246
7. Светлов А.В. Особенности методики преподавания курса «Базы данных» для направления подготовки бакалавриата «Прикладная информатика» // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 6: Университетское образование. 2012. № 13. C. 74–79. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=18817521
8. Титовская Н.В., Титовский С.Н. Подход к эффективному обучению проектирования баз данных // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. 2017. C. 108–110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29301890
9. Храмов В.Ю. Алгоритм синтеза схемы реляционной базы данных на основе функцио-нальных зависимостей // Информация и космос. 2009. № 1. С. 93–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12889782
10. Храмов В.Ю. Методология проектирования распределенных баз данных автоматизированных систем реального масштаба времени // Информация и космос. 2008. № 4. С. 106–113. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=12917025
11. Храмов В.Ю., Кустов А.И., Ханов Э.Б. Методы и средства проектирования баз данных: монография. Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2015. C. 188. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25654442
12. Яхина З.Т., Осипова А.Л., Ризаев И.С. Методология проектирования баз данных в процессе обучения // Образовательные технологии и общество. 2012. Т. 15, № 1. С. 525–536. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17642225
13. Ahmad R., Chyi W.A., Sarlan A., Kasbon R. Guiding novice database developers in database schema creation // IEEE Conference on e-Learning, e-Management and e-Services. 2015. Vol. 9. P. 708–715. DOI: https://doi.org/10.1109/IC3e.2014.7081243
14. Chudinov I.L., Osipova V.V., Bobrova Y.V. The methodology of database design in organization management systems // IOP Conf. Series: Journal of Physics: Conf. Series. 2017. Vol. 803. P. 1–5. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/803/1/012030
15. Codd E.F. Extending the database relational model to capture more meaning // ACM Transactions on Database Systems. 1979. Vol. 4. P. 397–434. DOI: https://doi.org/10.1145/320107.320109
16. Davidson L. Ten common database design mistakes // RedGate Hub. 2007. URL: https://www.red-gate.com/simple-talk/sql/database-administration/ten-common-database-design-mistakes/
17. Djajasaputra S. Database guidelines (RDBMS/SQL) // SOA, Java, Software Development. 2013. URL: http://soa-java.blogspot.com/2013/01/database-guidelines-rdbmssql.html
18. Edison J. 13 blog articles on database design best practices and tips // Vertabelo. 2016. URL:https://www.vertabelo.com/blog/13-blog-articles-with-database-design-tips-and-best-practices/
19. Hartmann S., Kirchberg M., Link S. Design by example for SQL table definitions with functional dependencies // VLDB Journal. 2012. Vol. 21 (1). P. 121–144. DOI: https://doi.org/10.1007/s00778-011-0239-5
20. Mozgaleva P.I., Zamyatina O.M., Gulyaeva K.V. Database design of information system for students project activity management // Proceedings of 2014 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2014. 2015. P. 886–890. DOI: https://doi.org/10.1109/ICL.2014.7017891
21. Osipova V.V., Chudinov I.L. Seidova A.S. Formalized approach in relational database design // IOP Conf. Series: Journal of Physics: Conf. Series. 2016. Vol. 685. P. 930–933. DOI: https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/KEM.685.930
22. Paradis E., O’Brien B., Nimmon L., Bandiera G. Design: selection of data collection methods // Journal of graduate medical education. 2016. Vol. 8(2). P. 263–264. DOI: https://doi.org/10.4300/JGME-D-16-00098.1
23. Saringat M.Z., Ibrahim R., Ibrahim N., Herawan T. On database normalization using user interface normal form // Advanced intelligent computing theories and applications. 6th international conference on intelligent computing, ICIC. 2010. P. 571–578. DOI: https://doi.org/10.1007%2F978-3-642-14922-1_71
24. Syed A.A. Physical database design techniques to improve database performance // International Research Journal of Engineering and Technology (IRJET). 2018. Vol. 5, is. 6. P. 2335–2337. URL:https://www.irjet.net/archives/V5/i6/IRJET-V5I6435.pdf
25. Yang F.-J. A virtual tutor for relational schema normalization // ACM Digital Library Inroads. 2011. Vol. 2(3). P. 38–42. DOI: https://doi.org/10.1145/2003616.2003632
Опубликован
2019-12-30
Как цитировать
V., T., & N., T. (2019). МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ БАЗ ДАННЫХ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 50(4), 75-87. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-164