ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

  • DYACHUK Anna A. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • PETRULEVICH Inna V. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная сфера, социометрический статус, отношения в группе, подростковый возраст.

Аннотация

Проблема и цель. Развитие понимания состояний другого человека, распознавание собственных эмоций и чувств, оказание эмоциональной поддержки другим, регуляция поведения рассматриваются как условие конструктивного социального взаимодействия. При этом недостаточно учитываются возрастные особенности сформированности компонентов эмоционального интеллекта. Целью работы является выявление качественно-количественных характеристик эмоционального интеллекта подростков, обладающих определенным местом в структуре межличностных предпочтений в классе.

Методология исследования. Для реализации поставленной цели были использованы две группы методик, позволяющих выявить представление о своих способностях, а также объективно измерить способности, входящие в эмоциональный интеллект. Качественный анализ профиля компонентов эмоционального интеллекта для подростков с разным социометрическим статусом позволил выделить, что социометрический статус определяется не уровнем эмоционального интеллекта, а преобладанием способности эмоционально воздействовать на группу. Удалось выяснить, что выделение эмоциональных переживаний как предмета самопознания, способность отвлекаться от эмоций в зависимости от полезности затруднят интимно-личностное общение.

Заключение. Учет особенностей развития и структуры эмоционального интеллекта подростков в процессе психолого-педагогического сопровождения может способствовать организации деятельности для решения образовательных задач, развитию групповых отношений.

Литература

1. Алешина Ю.Е., Коноводова А.С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологи. 1988. № 3. С. 64–72.
2. Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта // Психологический журнал (Минск). 2008 а. № 1. С. 39–43.
3. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008б. № 5. С. 83–95.
4. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. 2013. № 8 (107). С. 3–13.
5. Белоконь О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «Строим вместе» // Журнал высшей школы экономики. 2008. № 3. С. 137–144. URL: https://psy-journal.hse.ru/2008-5-3/26849094.html (дата обращения: 12.10.2019).
6. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.
7. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2007. № 2. С. 92–99.
8. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2012. № 2. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_2_2912.pdf (дата обращения: 11.06.2019).
9. Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С. 42–45.
10. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2004. С. 29–36.
11. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 4. С. 3–26. URL: https://psy-journal.hse.ru/2004-1-4/27497347.html
12. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Мигун Ю.П. Эмоциональный интеллект: разработка русскоязычной методики ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2019. Т. 12, № 63. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2019v12n63/1672-sergienko63.html (дата обращения: 12.10.2019).
13. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера – Сэловея – Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 6 (8). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2019v12n63/1672-sergienko63.html (дата обращения: 14.10.2019).
14. Сидоренко Е.В. Уровневый подход к исследованию эмоционального интеллекта // Ананьевс-кие чтения – 2015: Фундаментальные проблемы психологии: матер. науч. конф., 20–22 октября 2015 г. / отв. ред. В.М. Аллахвердов. СПб.: СПбГУ. Скифия-принт, 2015. С. 332–333.
15. Хлыбова Е.В. Особенности социометрического статуса младших и старших подростков // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокенетика. 2009. Т. 15. С. 166–169.
16. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems, 1997. P. 13–25.
17. Cooper R.K., Sawaf A. Executive EQ: Emotional Intelligence in Leadership and Organizations, Grosset, Putnam, New York. 1997. 327 p.
18. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, Inc., 1995.
19. Griffin P., Care E. Assessment and Teaching of 21st Century Skills: Methods and Approach. Springer, Dordrecht, 2015. 314 р. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-017-9395-7
20. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: McGraw-Hill, 1967.
21. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // Handbook of human intelligence (2nd ed.) / R.J. Sternberg (ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396–422.
22. Petrides K.V., Furnham A. On the dimensional structure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 2000. Vol. 29. P. 313–320. URL: https://doi.org/10.1016/S0191-8869(99)00195-6
23. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, cognition and personality. 1990. Vol. 9, No. 3. P. 185–211. URL: https://doi.org/10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG
24. Sathya A., Velmurugan Dr.V.P. Role of emotional intelligence in leadership behaviour: A Review // Journal of Management. 2018. № 5(3). P. 187–191. URL: http://www.iaeme.com/jom/issues.asp?JType=JOM&VType=5&IType=3
25. Sternberg R.J. The triarchic mind: A new theory of human intelligence. N.Y.: Penguin Hooks, 1988.
26. Thorndike E.L. Intelligence and its uses. Harper’s Magazine. 1920. 140. P. 227–235.
27. Tucker M.L., Sojka J.Z., Barone F.J., McCarthy A.M. Training tomorrow’s leaders: Enhancing the emotional intelligence of business graduates // Journal of Education for Business. 2000. Vol. 75, is. 6. P. 331–337. URL: https://doi.org/10.1080/08832320009599036
Опубликован
2019-12-30
Как цитировать
A., D., & V., P. (2019). ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 50(4), 154-162. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-171

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)