ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ

  • ADOLF Vladimir A. КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0001-8959-5546
  • MOSKVIN Sergey N. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: профессионально ориентиро-ванные управленческие умения магистров педагогического образования, программа формирования профессионально ориентированных управленческих умений, проектная технология обучения, педагогическое сопровождение в проектной среде, решение организационно-педагогических задач на рабочем месте, критерии и показатели сформированности профессионально ориентированных управленческих умений.

Аннотация

Постановка проблемы. Современный этап развития образования определяет новые требования к профессиональной деятельности педагога. Современный педагог, в особенности магистр педагогического образования, должен обладать управленческими умениями. Исследования Л.Д. Гордина, М.И. Рожкова, Л.И. Уманского и др. подтверждают этот факт. Отсутствие в педагогической науке единого понимания этой проблемы обусловило актуальность данного исследования.

Цель статьи – выявление особенностей реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров, анализ результатов опытно-экспериментальной работы по ее реализации.

Методология (материалы и методы). Исследование трудов отечественных и зарубежных ученых, нормативных документов в сфере образования, опрос педагогов и руководителей школ позволили выявить и обосновать профессионально ориентированные управленческие умения магистра педагогического образования и разработать программу процесса формирования этих умений. В статье показаны содержание и особенности реализации данной программы, сформулированы и раскрыты три организационно-педагогических условия, обеспечивающие реализацию программы: обогащение содержания образования средствами проектного обучения в сфере управления образовательной деятельностью, педагогическое сопровождение в проектной среде, активизация освоения управленческих умений посредством решения организационно-педагогических задач на рабочем месте.

Результаты исследования. В статье раскрыта сущность понятия профессионально ориентирован-ных управленческих умений магистров педагогического образования, определены основные группы данных умений и их содержание; представлена программа формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров, выделены и охарактеризованы этапы ее реализации; освещены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально

ориентированных управленческих умений будущих магистров педагогического образования в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.

Выводы. В результате проведенного исследования выявлены особенности реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров.

Литература

1. Адольф В.А., Кукушкин С.Г., Лукьяненко М.В., Чурляева Н.П. Управление в педагогических системах: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. URL: http://library.ru/item.asp?id=23280451 (дата обращения: 19.12.2019).
2. Антонов Ю.И. Сущность и виды управленческих умений // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер.: Проблемы социально-гумани-тарного знания. 2009. Вып. 6, № 9 (57).
С. 96–100. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12947071_77016274.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
3. Балыкова И.Е. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 42–50. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37139590_74010140.pdf(дата обращения: 19.12.2019).
4. Гребенюк Т.Б. Подготовка магистров педагогики к реализации проблемного обучения в профессиональной педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 183–188.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36479351_22308480.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
5. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия педагогические условия: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8–14. URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
6. Лазарев В.С. Проектная деятельность учащихся как фактор развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 3. С. 25–34. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24332058_35549752.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
7. Михалькова О.А., Марченко К.С. Формирование умений и навыков управленческой деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 5–1.
С. 70–73. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5629 (дата обращения: 19.12.2019).
8. Москвин С.Н. Диагностика сформированности управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций в процессе подготовки в вузе // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 46–51. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38514670_52939736.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
9. Новоселова С.Ю. Научные основы управления в меняющемся мире: развитие, совершенствование, инновации // Управление образованием: теория и практика. 2013.
№ 1 (9). С. 1–9. URL: https://kursobr.ru/ojs/ojs/index.php/Journal/article/view/271 (дата обращения: 19.12.2019).
10. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях // Советская педагогика. 1963. № 11.
С. 98–103. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=38509839 (дата обращения: 19.12.2019).
11. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Проектирование профессиональной подготовки педагога в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 93–97. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20921567_25022103.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
12. Стройкина Л.В. Понятие «организованно-управленческие задачи»: мнения авторов образовательных стандартов и ученых // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 136–144. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37825174_45675027.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
13. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / автор-сост. Н.П. Несговорова. Курган: РИО КГУ, 2013. 316 с.
14. Ширшова И.А. Развитие управленческой компетентности будущих учителей в комплексе дисциплин психолого-педагогической подготовки // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. 2013. № 2, т. 26 (65). С. 125–139. URL: https://elibrary.ru/ contents.asp?id=34345846(дата обращения: 19.12.2019).
15. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 4. С. 46–49. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_17715194_52247598.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
16. Larson E., Gray C. Project management: The managerial process. Irwin / McGraw-Hill. 5 ed. 2011. 608 p.
17. Meierdirk C. Reflections of the future teacher // Reflective Practice. 2017. Vol. 18, No. 1. P. 23–41.
18. Miller J. How to train the good teacher / Translation: Lapshina T.N. // Monthly scientific and information magazine „Scientific American”. 2013. No. 2. P. 70–76. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads//2013/08/uchitel.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
Опубликован
2020-03-30
Как цитировать
A., A., & N., M. (2020). ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 51(1), 37-47. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-181

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)