МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7–9-х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

  • GIMATDINOVA Galiya N. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • SHKERINA Lyudmila V. КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-4231-6973
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, принципы формирования, методическая модель, активные методы и цифровые технологии обучения.

Аннотация

Проблема и цель. Успех в освоении предметных, метапредметных и личностных результатов обучения возможен только в том случае, если обучающийся способен организовывать свою учебную деятельность, воспринимать и усваивать учебную информацию, а также использовать различные приемы для ее обработки. Для реализации перечисленных видов деятельности обучающиеся должны владеть соответствующими регулятивными универсальными учебными действиями (РУУД). ФГОС ООО эти действия определяет как один из основных результатов обучения. Однако в настоящее время отсутствует комплексное решение по созданию результативных методик формирования РУУД обучающихся 7–9-х классов общеобразовательной школы. Все это констатирует наличие проблемы: какой должна быть методика обучения математике обучающихся 7–9-х классов, чтобы она способствовала формированию РУУД обучающихся? Цель статьи – разработать методическую модель формирования РУУД обучающихся 7–9-х классов в процессе математической подготовки.

Методология исследования основана на системно-деятельностном и личностно ориентированном подходах к обучению; анализе научных публикаций и инновационного опыта по обозначенной проблеме; методе педагогического моделирования.

Результаты исследования. Сформулированы и обоснованы принципы формирования РУУД (целесообразность, преемственность, приоритетность активных методов и форм обучения, обоснованное использование цифровых образовательных ресурсов, диагностика и самоконтроль). Разработана методическая модель формирования РУУД обучающихся 7–9-х классов в процессе обучения математике, представленная пятью компонентами (целевой, концептуальный, содержательный, технологический, рефлексивно-оценочный).

Заключение. Методология проведенного исследования позволила получить системный результат в области решения проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий. Разработанная методическая модель формирования РУУД обучающихся 7–9-х классов в процессе обучения математике может быть адаптирована с учетом специ-фики предметного содержания других дисциплин и использована для проектирования процесса формирования РУУД обучающихся в процессе обучения.

Литература

1. Аргунова Н.В., Попова А.М. Использование методических приемов формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения математике // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 9. С. 117–121. DOI: 10.17513/snt.37677
2. Ахметжанова Г.В., Юрьев А.В. Цифровые технологии в образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 3 (24), т. 7. С. 334–336. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii-1/viewer (дата обращения: 30.03.2020).
3. Боженкова Л.И., Беребердина С.П. Регуляторный опыт учащихся общеобразовательной школы при обучении алгебре // Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 58–64. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_19395813_90501992.pdf (дата обращения: 30.03.2020).
4. Демидова М.В. Модель формирования ключевых универсальных учебных действий обучающихся 5–7 классов на уроках математики // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12, № 3. С. 26–32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-klyuchevyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya-5-7-klassov-na-urokah-matematiki (дата обращения: 05.03.2020).
5. Журавлев И.А. Развитие универсальных учебных действий учащихся с использованием ИКТ-инструментов // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 7–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-uchaschihsya-s-ispolzovaniem-ikt-instrumentov (дата обращения: 05.03.2020).
6. Квитко Е.С. Возможности математики в формировании универсальных учебных действий в 5–6-х классах с использованием ИКТ // Вестник МГПУ. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2013. № 2 (26). С. 108–115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21023997 (дата обращения: 01.02.2020).
7. Клименко Л.П. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: матер. науч.-практ. конф. с международным участием. 2017. С. 539–544. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32611369_35935647.pdf (дата обращения: 01.02.2020).
8. Константинова А.С. Формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов на уроках математики в заданных педагогических условиях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 243–246. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22648353_45330331.pdf (дата обращения: 01.02.2020).
9. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Кадиленко Н.С. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–1. С. 179–182. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41194773_34666726.pdf (дата обращения: 01.02.2020).
10. Круподерова Е.П., Никитина Н.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики с помощью сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58–4. С. 141–144. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32748546_45179269.pdf (дата обращения: 01.02.2020).
11. Кузнецова О.В. Этапы формирования регулятивных учебных действий младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 1, т. 2: Педагогические науки. С. 42–46. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23219773_70090768.pdf (дата обращения: 05.03.2020).
12. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35534378_18991982.pdf (дата обращения: 05.03.2020).
13. Омарова А.А., Магомедов Н.Г. Развитие регулятивных универсальных учебных действий в процессе формирования у младших школьников вычислительных навыков // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 4. С. 70–73. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25293884_42092111.pdf (дата обращения: 01.02.2020).
14. Ондар А.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики // Информатизация образования: история, проблемы и перспективы: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Кызыл, 2016. С. 103–105. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30526243_19880502.pdf (дата обращения: 01.02.2020).
15. Перевощикова Е.Н. Специфика формирования универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 2 (79). С. 81–91. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.081
16. Ромадина О.Г., Соловьева М.С. Интерактивные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий учащихся // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 69–73. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23099044_74461953.pdf (дата обращения: 05.03.2020).
17. Рыбина Т.М., Напалкова Ю.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников на уроках геометрии // Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития: сб. науч. тр. по матер. II заочной Всерос. науч.-практ. конф. Саранск, 2017. С. 35–40. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30640235_95900399.pdf (дата обращения: 05.03.2020).
18. Савченко И.В. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках математики // Актуальные проблемы теории и практики обучения математике, информатике и физике в современном образовательном пространстве. 2019. С. 243–246. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37232385 (дата обращения: 01.02.2020).
19. Санина Е.И., Попова Т.С. Интерактивные методы и средства обучения математике в средней школе // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 95–99. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27339590 (дата обращения: 05.03.2020).
20. Слепынина Н.С., Самойлова З.Д. Формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе в условиях ФГОС // Актуальные проблемы теории и практики обучения математике, информатике и физике в современном образовательном пространстве. 2019. С. 199–202. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37232313 (дата обращения: 05.03.2020).
21. Cook L.A., Smith W.S., Lan W.Y., Carpenter D. The development of global competencies and global mindedness through global education experiences // International Journal of Global Education. 2016. Vol. 5, is. 2. 16 р. URL:http://www.ijtase.net/ojs/index.php/ijge/article/view/479 (дата обращения: 30.03.2020).
22. Fuente J., Zapata L., Martínez-Vicente J., Sander P., Cardelle-Elawar M. The role of personal self-regulation and regulatory teaching to predict motivational-affective variables, achievement, and satisfaction: a structural model // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. DOI: 10.3389 / fpsyg.2015.00399
23. Händel M., Artelt C., Weinert S. Assessing metacognitive knowledge: Development and evaluation of a test instrument // Journal for Educational Research Online. 2013. Vol. 5, № 2. P. 162–188. URL: https://www.pedocs.de/volltexte/2013/8429/pdf/ (дата обращения: 30.03.2020).
24. Turkenov T., Zhapanova R. Formation of core competencies in the process of learning schoolchildren // International Scientific Review. 2016. № 2 (12). P. 191–193. URL: https://scientific-conference.com/images/PDF/2016/12/International-scientific-review-2-12.pdf (дата обращения: 01.02.2020).
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
N., G., & V., S. (2020). МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7–9-х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 52(2), 6-16. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-195

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)