ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

  • SHKERINA Tatyana A. КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0003-4768-318X
  • OSOKINA Anastasia V. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: методическая компетентность воспитателя, педагогическая студия, инклюзивная образовательная практика.

Аннотация

Проблема и цель. Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в педагогических работниках, готовых и способных интегрировать междисциплинарные знания и умения при решении профессиональных задач в области методической деятельности, и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения, нацеленного на развитие у педагогов данного качества. Проблема, на решение которой ориентирована статья, заключается в выделении и обосновании педагогического обеспечения, способствующего развитию методической компетентности воспитателя в условиях инклюзивной образовательной практики дошкольной образовательной организации.

Цель статьи состоит в обосновании развивающего потенциала педагогической студии как одной из организационных форм в развитии методической компетентности воспитателей в условиях инклюзивной образовательной практики.

Методология исследования базируется на основных положениях компетентностного, системно-деятельностного подходов, нормативных требованиях профессионального стандарта педагога, анализе инновационного опыта, отраженного в научно-исследовательских работах ученых по развитию методической компетентности воспитателей.

Результаты. Раскрыто авторское понимание феноменов «методическая компетентность воспитателей» и «педагогическая студия», на основе которых разработана и реализуется программа педагогической студии «Методист», нацеленная на развитие методической компетентности воспитателей. Раскрыты и охарактеризованы три этапа реализации программы педагогической студии: организационный, основной и аналитико-рефлексивный. Представлен анализ данных онлайн-опроса воспитателей дошкольных образовательных организаций г. Красноярска, с опорой на который осуществлено проектирование содержания программы педагогической студии.

Заключение. Реализация разработанной программы педагогической студии «Методист» позволяет развивать методическую компетентность воспитателей в условиях инклюзивной образовательной практики.

Литература

1. Акутина С.П. Методическое совершенствование профессиональной культуры педагога по воспитанию духовно-нравственных ценностей // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск. 2011. № 1. С. 77−84. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17723377_56554238.pdf (дата обращения: 14.05.2020).
2. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. C. 79−87. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12809698_91890389.pdf (дата обращения: 14.05.2020).
3. Бобрышева И.В. Диалогическая ситуация как средство формирования готовности будущих учителей начальных классов к личностному развитию младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 1. С. 21−25. URL: http://school2100.com/upload/iblock/fbf/ (дата обращения: 14.05.2020).
4. Бочарова Е.Н., Ежкова Н.С. Методическая работа в системе дошкольного образования: содержательный анализ // Академия педагогических идей «Новация». 2017. № 2. С. 3−9. URL: https://ru.calameo.com/read/004786911ba0eec335ce1 (дата обращения: 14.05.2020).
5. Горбунова Н.В. Формирование методической компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: матер. V Всерос. науч.-практ. конф. 2018. Евпатория. С. 11−14. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35012596_76387307.pdf (дата обращения: 15.05.202).
6. Гущина Т.Н. Знакомьтесь: педагогическая студия! URL: http://old.iro.yar.ru/resource/distant/advanced_education/stud1.htm (дата обращения: 20.05.2020).
7. Ишкова А.И. Педагогические студии как форма организации практических занятий «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» // Педагогический поиск. 2016. № 3. С. 50−54. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26684187_35041634.pdf (дата обращения: 14.05.2020).
8. Кишман Н.В. Инновационные технологии развития профессиональной компетентности учителей // Методическая работа. Казань. 2015. № 12 (48). С. 14–27. URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_15_48_13340.pdf (дата обращения: 12.05.2020).
9. Ковтун О.А. Организация методической работы в ДОУ на современном этапе развития образования // Развитие образования. 2018. № 1 (1). С. 38−40. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36511250_26696145.pdf (дата обращения: 14.05.2020).
10. Нагибина Н.А., Ипполитова Н.В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога // Наука и школа. 2013. № 3. С. 44−46. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_19116960_68390633.pdf (дата обращения: 10.04.2020).
11. Осипов П.Н. Педагогическая студия как форма повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования // Профессионализм учителя как условие качества образования: сб. науч. тр. IV Междунар. форума по пед. образ. и регион. конф. ISATT / Российская академия образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2018. С. 46−52. URL: URL: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/ (дата обращения: 15.05.2020).
12. Панова К.С. К проблеме организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. матер. LV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. 2017. С. 104–109. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30540887_70171792.pdf (дата обращения: 14.05.2020).
13. Поддубская Е.А. Педагогическая студия как модель инновационной образовательной технологии // Инновационные процессы и корпоративное управление: Междунар. заоч. науч.-практ. конф. 1–15 марта 2011 г. Минск, 2011. URL: bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/01112/Poddubskaja.pdf (дата обращения: 10.04.2020).
14. Сергеева М.Г., Пугачев И.А., Самохин И.С. Роль педагогической студии в повышении квалификационного уровня школьного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58–2. С. 225–228. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32636446_10628640.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
15. Шкерина Т.А., Каблукова И.Г., Осокина А.В. Методическая компетентность педагогов-воспитателей: сущность, структура и уровни сформированности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–3. С. 322–326. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 28.04.2020).
16. Higgins M., Aitken-Rose E., Dixon J. The pedagogy of the planning studio: A view from down under // Journal for Education in the Built Environment. 2009. № 4:1. P. 8–30. DOI: 10.11120/jebe.2009.04010008
17. Lillvist A., Sandberg A., Sheridan S., Williams P. Preschool teacher competence viewed from the perspective of students in early childhood teacher education // Journal of Education for Teaching. 2014. № 40:1. P. 3–19. DOI: 10.1080/02607476.2013.864014
18. Vuorinen T., Sandberg A., Sheridan S., Williams P. Preschool teachers’ views on competence in the context of home and preschool collaboration // Early Child Development and Care. 2014. № 184:1. P. 149–159. DOI: 10.1080/03004430.2013.773992
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
A., S., & V., O. (2020). ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 52(2), 96-105. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-203

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)