ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С РОДИТЕЛЯМИ РАЗНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

  • SAFONOVA Marina V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • KARABANOVA Tatyana R. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: родители, дети с нарушением интеллекта, авторитарный психологический тип, невротический психологический тип, психо-соматический психологический тип.

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена обсуждению проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта. Представлены обзор основных отечественных и зарубежных исследований по проблеме, результаты эмпирического исследования. Отмечается, что в настоящее время в психологической практике ощущается дефицит программ коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми с недоразвитием интеллекта. Цель статьи – выявить и охарактеризовать особенности доминирующих психологических типов родителей, воспитывающих «особенного» ребенка, и особенности их непосредственного межличностного взаимодействия.

Методология исследования. В исследовании мы опираемся на научные позиции, отражающие общие и специфические закономерности психического развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с ограниченными возможностями, представленные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Лебединского, В.И. Лубовского; исследования В.В. Ткачевой, описывающие отношения родителей и детей в семьях, имеющих ребенка с интеллектуальным нарушением; работы М.Р. Битяновой, Н.С. Глуханюк, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Т. Яничевой, в которых обоснована необходимость психологического сопровождения семьи с целью обеспечения полноценного развития личности ребенка. В исследовании приняли участие 50 родителей, имеющих ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) или с легкой умственной отсталостью в возрасте 7–10 лет, обучающихся в школе г. Красноярска. Для диагностики доминирующего психологического типа родителя применялась анкета В.В. Ткачевой «Психологический тип родителя», для изучения особенностей взаимодействия детей и родителей – методика ОДРЭВ Е.И. Захаровой. В качестве статистических методов был использован U-критерий Манна – Уитни для сравнения выборок и расчетом коэффициента корреляции Спирмана.

Результаты. Исследование показало, что у 50 % доминирующим психологическим типом является авторитарный, у 32 % – психосоматический, у 18 % – невротический. Каждый тип родителей имеет свои определенные характеристики, особенности восприятия детей. У родителей невротического и психо-соматического типа более высокие значения по шкалам блока чувствительности, зато родители авторитарного типа лучше принимают себя в качестве родителя, для них характерны более позитивные чувства. Авторитарные родители лучше ориентируются на эмоциональное состояние ребенка, умеют оказать на него воздействие. Родители психосоматического типа отличаются более низкими показателями фона настроения и умениями ориентироваться на эмоциональный фон ребенка. Родителям невротического типа труднее дается принятие себя в качестве родителя, они чаще испытывают негативные чувства в ситуации взаимодействия с ребенком.

Заключение. Сделаны выводы, что психологический тип родителей, имеющих ребенка с нарушением интеллекта, связан с особенностями детско-родительских эмоциональных взаимоотношений в семье. Показано, что учебная успеваемость детей имеет взаимосвязь с доминирующим психологическим типом родителей. Авторами отмечается, что проблема отношений родителей с «особыми» детьми изучается достаточно давно, но программы коррекции этих отношений немногочисленны.

Литература

1. Алмазова О.В., Назаренко А.П. Психодиагностика особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталых младших школьников //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: матер. межрегион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей / науч. ред. И.А. Филатова, О.Г. Нугаева. 2009. С. 212–215.URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25348736_18155648.pdf
2. Бумаженко Н.И., Корнилова О.В. Особенности психокоррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью // Концепт: науч.-метод. электр. журнал 2016. Т. 50. С. 52–57. URL: http://e-koncept.ru/2016/76655.htm.
3. Вдовина М.В., Максимова А.А. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. 2015. № 21. C. 345–356. URL: https://moluch.ru/archive/101/22717/
4. Верисоцкая Е.А., Маслова Ю.И., Стародубец О.Д., Мирошник А.А. Анализ взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Молодой ученый. 2018. № 52. С. 251–254. URL: https://moluch.ru/archive/238/55176/
5. Галасюк И.Н. Теоретико-методологические основы комплексного сопровождения семьи ребенка с интеллектуальными нарушениями: монография. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 214 с. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24884464_73835732.pdf
6. Голощапов А.В. Зарубежные методы профилактики и коррекции задержек психического развития у детей. Метод ритмической стимуляции Х. Бломберга и нейрофизиологической интеграции неонатальных рефлексов С.Г. Блайт // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. сб. ст. по матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 103–108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26657657
7. Горбунова Н.И., Федорова А.А. Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Молодой ученый. 2015. № 2 (82). С. 445–450. URL: https://moluch.ru/archive/82/15068/
8. Гусева И.В. Особенности детско-родительс-ких отношений в семье, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью // Концепт: науч. метод. электр. журнал. 2016. Т. 20. С. 32–34. URL: https://e-koncept.ru/2016/56321.htm
9. Дудник А.Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ // Сфера знаний: структурные преобразования и перспективные направления развития научной мысли. 2018. С. 73–76. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35282559_10113656.pdf
10. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психологическое благополучие семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 1. С. 142–159. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-142-159
11. Кожакова Т.М. Изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2011. № 1 (69). Ч. 1. С. 109–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-roditelsko-detskih-vzaimootnosheniy-v-semyah-imeyuschih
12. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
URL: http://uidmehadasova.ucoz.ru/i-ju-levchenko_v-v-tkacheva_word-4.doc
13. Мазурова Н.В. Особенности адаптации родителей к болезни ребенка // Российский педиатрический журнал. 2013. № 5. С. 50–56.
14. Мустаева К.С., Юрьева К.К. Специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ // Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. науч. трудов / под ред. Г.Ю. Лизуновой. 2019. С. 375–381. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36954393_46941201.pdf
15. Пастухова Л.А. Коррекция детско-роди-тельских отношений в семьях с детьми с особыми образовательными потребностями // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 1 (46). С. 95–98. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_10365283_41123940.pdf
16. Поташова И.И. Содержание профильно-компетентностной подготовки специалистов к работе с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, в системе высшего образования // Психология и психотехника. 2012. № 7. С. 55–61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-kompetentnostnogo-podhoda-v-professionalnoy-podgotovke
17. Психолого-педагогические особенности семьи XXI века: кол. монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. 424 с. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25404250_53688180.pdf
18. Савина Е.А., Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. 2002. № 6. URL: www.vash-psiholog.info/voprospsih/219/18356-osobennosti-materinskix-ustanovok-po-otnosheniyu-k-detyam-s-narusheniyami-v-razvitii.html
19. Сергеева О.А., Филлипова Н.В., Барыльник Ю.Б. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. № 5, т. 5. С. 712. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskoy-gotovnosti-k-shkolnomu
20. Смолякова О.А. Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями // Актуальные вопросы современной психологии: матер. II Междунар. науч. конф. (Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 110–112. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3366/
21. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / под науч. ред. И.Ю. Левченко. М.: Книголюб, 2008. 144 с. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0172/5_0172-1.shtml
22. Федосеева О.А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 346–349. URL: https://moluch.ru/archive/56/7711/
23. Фомина Л.К. Исследования детско-роди-тельских отношений в семьях, воспитываю-щих детей со сложным нарушением развития // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 815–816. URL: https://moluch.ru/archive/62/9173/
24. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 704–707. URL: https://moluch.ru/archive/61/9043/
25. Хахалова И.В., Истомина О.В. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXII Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2012. Ч. II. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xxii/30285
26. Blacher J., Baker B.L. Positive impact of intellectual disability on families // American Journal on Mental Retardation. 2007. № 112. P. 330–348. URL: https://www.pubfacts.com/detail/17676958/Positive-impact-of-intellectualdisability-on-families
27. Dunsmore J.C., Booker J.A., Ollendick T.H. Parental emotion coaching and child emotion regulation as protective factors for children with oppositional defiant disorder // Social Development. 2013. Vol. 22, № 3. P. 444–466. URL: https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2011.00652.x
28. Dyches T.T. et al. Positive parenting of children with developmental disabilities: A meta-analysis // Research in Developmental Disabilities. 2012. Vol. 33, № 6. P. 2213–2220. URL: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2012.06.015
29. Olsson M.B., Hwang C.P. Depression in mothers and fathers of children with intellectual disability // Journal of Intellectual Disability Research. 2001. № 45. P. 535–543. URL: http://dx.doi.org/10.1046/j.1365-2788.2001.00372.x
30. Peer J.W., Hillman S.B. Stress and resilience for parents of children with intellectual and developmental disabilities: A review of key factors and recommendations for practitioners // Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities. 2014. Vol. 11, № 2. P. 92–98. URL: https://doi.org/10.1111/jppi.12072
31. Sousa A.C. From refrigerator mothers to warrior-heroes: The cultural identity transformation of mothers raising children with intellectual disabilities // Symbolic Interaction. 2011. Vol. 34, № 2. P. 220–243. URL: https://doi.org/10.1525/si.2011.34.2.220
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
V., S., & R., K. (2020). ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С РОДИТЕЛЯМИ РАЗНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 52(2), 167-182. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-210

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>