ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КАРТИНА МИРА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ

  • PETRIKOV Rustam I. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • SELEZNEVA Natalya T. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: интернет-зависимое поведение, интернет-зависимость, картина мира, ценности, жизненные ценности, смысл жизни, смысложизненные ориентации, подростковый возраст.

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических положений и исследований, посвященных ценностно-смысловой сфере подростков, склонных к интернет-зависимому поведению. Отмечается противоречие между непрерывным ростом количества подростков, пользующихся Интернетом, и недостаточным количеством психолого-педагогических исследований в области особенностей формирования зависимостей у подростков, учитывающих ценностно-смысловое самоопределение этого возраста. Цель статьивыявление особенностей ценностно-смысловой картины мира подростков, имеющих признаки интернет-зависимого поведения.

Методологию исследования составляют: концепции ценностей (М. Рокич, Д.А. Леонтьев, С. Шварц, М.С. Яницкий и др.); системный подход (С.Ф. Анисимов, Л.И. Анцыферова, В.П. Зинченко, М.С. Яницкий); принцип опосредования мировосприятия и жизнедеятельности личности субъективной картиной мира (В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев и др.); исследования психологических факторов риска интернет-зависимости зарубежных и отечественных авторов (S.E. Caplan, S.-H. Chen, М. Griffiths, J. Grohol, K.S. Young, N.A. Shapira, А.Е. Войскунский, А.Ю. Егоров, О.В. Литвиненко, В.А. Лоскутова др.).

В исследовании приняли участие 102 старших подростка, обучающихся в образовательных учреждениях г. Красноярска, в возрасте от 14 до 15 лет: 60 юношей и 42 девушки.

Для диагностики применялись методика «Шкала интернет-зависимости Чена» (Шкала CIAS в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова, методика «Картина мира» Е.С. Романовой, опросник ценностей Ш. Шварца, опросник «Смысложизненный кризис в подростковом возрасте» В.С. Горбуновой. Для сравнения выборок использован U-критерий Манна − Уитни, корреляционный анализ на основе расчета коэффициента корреляции Спирмена. Расчет статистических показателей выполнен с использованием программы Statgraphics Plus 5.0.

Результаты. Исследование показало, что у подростков с интернет-зависимым поведением наблюдаются низкая осмысленность жизни, низкая значимость просоциальных ценностей, искаженность и недостаточная сформированность иерархии ценностей. Ценностно-смысловое мировосприятие испытывает серьезный дефицит в контексте понимания причин и смыслов поведения. Существует взаимосвязь между шкалой Чена и параметрами ценностно-смысловой картины (симптомы отмены, управление временем, осмысленность настоящего, осмысленность прошлого, осмысленность будущего, толерантность, непосредственное окружение, гедонизм, стимуляция и самостоятельность).

Заключение. Сделаны выводы о том, что интернет-зависимость можно считать одним из факторов, влияющих на ценностно-смысловую сферу подростка. Развитие компонентов ценностно-смыслового мировосприятия с учетом его структурной организации в процессе психолого-педагогического сопровождения может способствовать формированию устойчивой системы ценностей и смыслов.

Литература

1. Александрова Е.А., Кривошеина Е.С. Структура формирования картины мира подростков // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 15−19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-formirovaniya-kartiny-mira-podrostkov/viewer
2. Буровихина И.А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков //Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология, 2011. № 4. С. 148−161. URL: http://msupsyj.ru/articles//detail.php?article=2863
3. Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т. 5, № 2. С. 20–27. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer01.php
4. Ерошкина Г.М., Нурписова Д.М. Личностные особенности интернет-зависимых подростков // Известия Академии управления: теория, инновации. 2012. № 2. С. 53–57. URL: https://elabrary.ru/item.asp?=17888961
5. Карабанов А.П., Шарковский Д.М. Современное состояние проблемы измерения интернет-зависимого поведения // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2018. Т. 26. С. 53–62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-problemy-izmereniya-internet-zavisimogo-povedeniya
6. Ловпаче Ф.Г. Психологические особенности интернет-аддикции как актуальная проблема современного мира // Вестник АГУ. 2017. № 1 (193). С. 91−96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-internet-addiktsii-kak-aktualnaya-problema-sovremennogomira
7. Лысак И.В. Компьютерная и интернет-зависимость: эволюция подходов и исследование проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 206−209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-i-internet-zavisimost-evolyutsiya-podhodov-k-issledovaniyu-problemy
8. Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Прокофьева А.В., Портнягин В.Н., Барышевская М.В. Ценностно-смысловая сфера у подростков с интернет-зависимым поведением // Вестник новых медицинских технологий [Электронное издание]. 2016. № 4. С. 258−262. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovaya-sfera-u-podrostkov (дата обращения: 10.03.2020).
9. Малышев В.И. Особенности интернет-аддикций у учащихся и студентов в современных условиях // Страховские чтения. 2018. Вып. 26. С. 201−206. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/conf/files/2018-12strahovskie_chteniya.pdf
10. Мирошниченко А.В. Трансформации смысловой сферы успешных юношей с различным уровнем интернет-зависимости // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7, № 2. С. 54–58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16232862
11. Оськина Н.Г. Проблема интернет-зависи-мости: психолого-педагогическая трактовка // Омский научный вестник. 2012. № 3 (109). С. 152−154. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-internetzavisimosti-psihologo-pedagogicheskaya-traktovka
12. Паршкова А.В. Особенности жизненной перспективы и картины мира подростков, склонных к интернет-зависимости // Инновационная наука. 2015. № 12. С. 219–221. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zhiznennoy-perspektivy-i-obraza-mira-u-podrostkov-sklonnyh-k-internet-zavisimosti
13. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1984. № 21. С. 13−21. URL: https://www.psychology.ru/library/00043.shtml
14. Романова Е.А. Развитие ценностно-смысло-вых детерминант у младших подростков в процессе личностно значимой деятельности // Приволжский научный журнал. 2011. № 3. С. 218–222. URL: http://www.pnj.nngasu.ru/about/vacancies.php?PAGEN_1=2
15. Саглам Ф.А. Интернет-аддикция подростков как форма проявления отклоняющегося поведения // Педагогическое образование и наука. 2009. № 5. С. 88−91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17062088
16. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира //Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1981. № 2. С. 15−29. URL: http://evgenysavin.ru/_ld/0/18_9Aw.pdf
17. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. 2002. Т. 22, № 1. С. 113–117. URL: https://psyfactor.org/lib/chudova.htm
18. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19–1. С. 82−97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-tsennostno-smyslovoy-sferylichnosti
19. Chen Y., Peng S.S. University students’ Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation // Cyberpsychology & Behavior. 2008. Vol. 11. P. 467−469. URL: http://dx.doi.org/10.1089/cpb.2007.0128
20. Kraut R., Patterson M., Lundmark V. [et al.]. Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? mark // Am. Psychol. 1998. Vol. 53. P. 1017–1031. DOI:10.1037//0003-066x.53.9.1017
21. Lo S.K., Wang C.C., Fang W. Physical interpersonal relationships and social anxiety among online game players // Cyberpsychology & Behavior. 2005. Vol. 8. P. 15–20. DOI:10.1089/cpb.2005.8.15
22. Maslow A.H. Motivation and Personality. Harper: Bros., 1954. URL: http://s-f-walker.org.uk/pubsebooks/pdfs/Motivation_and_Personality-Maslow.pdf
23. Schwartz S.H. Normative influences on altruism. In: Advances in experimental social psychology / L. Berkowitz (еd.). New York: Academic Press. 1977. Vol. 10. P. 221–279. URL: http://www.oalib.com/references/9337598
24. Yen J., Yen C., Chen C., Tang T., Ko C. The association between adult ADHD symptoms and internet addiction among college students: the gender difference // Cyberpsychology & Behavior. 2009. Vol. 12 . P. 187−191. DOI: 10.1089/cpb.2008.0113
25. Young K.S. etc. Cyber disorders: The mental health concern for the New Millennium// CyberPsychology and Behavior. 1999. Vol. 2, is. 5. P. 475−479. URL: https://www.liebertpub.com/doi/10.1089/cpb.1999.2.475
26. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // Cyberpsychology & Behavior. 1998. Vol. 1, is. 3. P. 237−244. URL: https://www.liebertpub.com/doi/10.1089/cpb.1998.1.237
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
I., P., & T., S. (2020). ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КАРТИНА МИРА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 52(2), 209-219. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-213