ВОЗМОЖНОСТИ ОПРОСНИКА З. ЮЧИНЬСКОГО ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

  • PAULIUTS Olga V. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы https://orcid.org/0000-0001-7135-7056
Ключевые слова: здоровьесберегающее поведение, оценка, студенты, педагогические специальности, анкетирование.

Аннотация

Проблема и цель. Изучение поведения, направленного на сохранение здоровья в различных социальных группах, является важной проблемой. Представляется актуальным распространение опыта применения универсального опросника для количественной оценки здоровьесберегающего поведения студентов с учетом их будущей специальности. Цель работы – представить результаты применения опросника З. Ючиньского для оценки здоровьесберегающего поведения студентов некоторых педагогических специальностей в сравнительном аспекте, в том числе представителей специальности «Физическая культура», и сопоставить полученные результаты со стандартизированными нормативами, предложенными автором опросника.

Методологию исследования составил анализ научных источников в области оценки здоровьесберегающего поведения. В исследовании, которое проводилось в виде социологического опроса с использованием русскоязычной версии опросника З. Ючиньского для оценки детерминант здоровьесберегающего поведения (IZZ), приняли участие 472 студента из университета г. Гродно, в том числе 235 респондентов, занимающихся на педагогическом факультете и 237 студентов факультета физической культуры.

Результаты. Медиана суммарного показателя опроса для всех анкетируемых составила 87 баллов и несколько превышала общепринятые нормы. Почти две трети обследованных студентов декларировали средний и высокий уровень здоровьесберегающего поведения. Отличия от нормы автора опросника были выражены в позитивном психологическом настрое и несколько сниженной эффективности использования профилактических знаний на практике. Респондентов с низкими показателями здоровьесберегающго поведения было больше среди мужчин – представителей педагогического факультета. Студентки этого же факультета отличались высокими показателями. Студенты и студентки факультета физической культуры занимали промежуточное положение.

Заключение. Применение опросника позволило с высокой степенью точности оценить здоровьесберегающее поведение студенческой молодежи, выявить отличия в обследуемых группах и предопределило возможность применения метода в качестве универсального и объективного инструмента диагностики индивидуальных особенностей поведения, направленного на сохранение здоровья.

Литература

1. Андрющенко Т.К. Методика диагностики сформированнности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 5–8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20983731
2. Болховитина Т.С. и др. Здоровье студентов: социологический анализ. М.: Институт социологии РАН, 2012. 251 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18280272
3. Должикова Х.В., Зубарева Т.В., Должиков А.Г. Здоровьесберегающее поведение в системе высшего образования // Научные записки ОрелГИЭТ. 2020. № 1 (33). С. 42–45. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42646751_24619729.pdf
4. Должикова Х.В., Лобачев Г.А. Здоровьесберегающие технологии. Тюмень: «Вектор Бук», 2017. 140 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30726667
5. Ивахненко Г.А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник института социологии. 2013. № 6. С. 99–111. URL: https://www.vestnik-isras.ru/files/File/Vestnik_2013_6/Ivachnenko.pdf
6. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика: для инженеров и научных работников. М.: Физматлит, 2012. 813 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24056632
7. Луценко Е.Л., Габелкова О.Е. Опросник нарушений здорового поведения – новый инструмент для исследований в психологии здоровья // Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 142–153. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21195797
8. Полищук Н.Н. Структура готовности учителя к формированию здоровьесберегающей компетентности учеников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 202–207. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/42975199.pdf
9. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 267 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20096706
10. Третьякова Н.В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: современное состояние и проблемы. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С. 30–36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21153851
11. Шматова С.С. Социальные детерминанты здоровьесберегающего поведения (на примере студентов вузов) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. 2017. № 2 (17). С. 56–58. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-1-56-58
12. Яковлева Н.В. Исследование индивидуальных различий здоровьесберегающей деятельности личности // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 3. С. 202–214. DOI:10.17759/exppsy.2015080317
13. Яковлева Н.В., Яковлев В.В. Методики психологического исследования здоровьесберегающей деятельности субъекта // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 2 (5). С. 89–95. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/04_Yakovlevy_N.V._V.V._2014_02.pdf
14. Boguszewski D., Adamczyk J., Bialoszewski D. Assessment of the health-related behaviors of men practicing combat sports and martial arts // Iranian Journal of Public Health. 2019. Vol. 48, is. 10. P. 1794–1801. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31850256/
15. Gochman D.S. Health behavior: Plural perspectives // Health behavior: Emerging research perspectives. New York: Plenum, 1988. P. 3–17. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-1-4899-0833-9_1
16. Hampson S.E., Edmonds G.W., Goldberg L.R. The health behavior checklist: Factor structure in community samples and validity of a revised good health practices scale // Journal of Health Psychology. 2019. Vol. 24, is. 8. P. 1103–1109. DOI: 10.1177/1359105316687629.
17. Juczyński Z. NPPPZ. Narzędzia pomiaru w promocji i psychologii zdrowia. Warszawa: Pracownia Testów Psychologicznych, 2001. 184 p. URL: http://pcdit.wsei.lublin.pl/wp-content/uploads/2014/11/Narz%C4%99dzia-Pomiaru-w-Promocji-i-Psychologii-Zdrowia1.pdf
18. Klimatskaya L., Laskiene S., Shpakou A. Lifestyle and health behavior of school aged children in Krasnoyarsk (Russia), Lithuania and Grodno (Belarus) // Progress in Health Sciences. 2011. Vol. 2, is. 1. P. 39–45. URL: http://www.elib.grsu.by/katalog/163828-355261.pdf
19. Kolarzyk E., Pac A., Shpakou A. et al. Nutrition of overweight and obese students // Central European Journal of Medicine. 2012. Vol. 7, is. 5. P. 665–671. DOI: 10.2478/s11536-012-0028-6
20. Likert R., Roslow S., Murphy G. A simple and reliable method of scoring the Thurstone attitude scales // Personnel Psychology. 1993. Vol. 46, is. 3. P. 689–690. URL: https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.1993.tb00893.x
21. Magnus M.H. Which college students are at higher health risk? // Am J Mens Health. 2010. Vol. 4, is. 1. P. 41–49. DOI: 10.1177/1557988308327321
22. Nergiz-Unal R., Bilgiç P., Yabanci N. High tendency to the substantial concern on body shape and eating disorders risk of the students majoring Nutrition or Sport Science // Nutrition Research and Practice. 2014. Vol. 8. P. 713–718. DOI: 10.4162/nrp.2014.8.6.713
23. Nowak S. Metodologia badań społecznych. Warszawa: Wydawnictwo naukowe PWN, 2012. 494 p. URL: https://kupdf.net/download/stefan-nowak-metodologia-bada-324-spo-322-ecznych-pdf_58bd2121e12e898c11add375_pdf
24. Prochaska J., Spring B., Nigg C.R. Multiple health behavior change research: An introduction and overview // Preventive Medicine. 2008. Vol. 46, is. P. 181–188. DOI: 10.1016/j.ypmed.2008.02.001
25. World Medical Association declaration of Helsinki. Recommendations guiding physicians in biomedical research involving human subjects // JAMA. 1997. Vol. 277, is. 11. P. 925–926. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/9062334/
Опубликован
2020-10-30
Как цитировать
V., P. (2020). ВОЗМОЖНОСТИ ОПРОСНИКА З. ЮЧИНЬСКОГО ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 53(3), 104-115. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-225