ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИХ ПРИЧИНЫ

Ключевые слова: профессиональные компетенции, предметные, методические, общепедагогические, самооценка, оценка по результатам, оценка работодателя.

Аннотация

Проблема и цель. Реформирование российского образования, востребованное стремительным техническим развитием всех отраслей производства, связано с поиском возможностей соответствующих изменений в его содержательном и методическом аспектах. Общеобразовательная школа предъявляет учителю все новые и новые требования, что создает определенное напряжение в части роста профессиональных дефицитов учителей.

Цель статьи – определить основные подходы к выявлению профессиональных дефицитов учителя математики, их структуру, причины появления.

Методологию исследования составили: компетентностный подход как основа структурирования профессиональных компетенций учителя математики; системный подход как основа диагностики профессиональных дефицитов учителя математики; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование, профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)»; модуль «Предметное обучение. Математика»; требования федерального государственного образовательного стандарта к математической подготовке обучающихся общеобразовательной школы.

Результаты исследования. Выявлен и обоснован состав профессиональных дефицитов учителя математики: предметные, методические и общепедагогические компетенции. Сформулированы основные причины возникновения профессиональных дефицитов учителя математики: недостатки профессиональной подготовки в вузе; несогласованность терминов в требованиях к профессиональной компетентности федеральных государственных образовательных стандартов и Профессионального стандарта педагога; завышенные требования работодателя в части учебной нагрузки; недостаточность распространения опыта индивидуального повышения квалификации учителя математики.

Заключение. Предложенный в статье подход к структурированию профессиональных дефицитов учителей математики и описанию комплекса причин их возникновения может быть распространен на изучение профессиональных дефицитов учителей других предметных областей.

Литература

1. Бородина Е.П., Бородин А.Л. От профессиональных дефицитов в деятельности педагога к современным образовательным технологиям и результатам // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и матер. науч.-практ. конф. 2018. № 2. С. 387–392. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35421033_42321450.pdf (дата обращения: 04.03.2021).
2. Геворкян Е.Н., Иоффе А.Н., Шалашова М.М. Диагностика педагога: от контрольного измерения к определению дефицитов для профессионального роста // Педагогика. 2020. № 1. С. 74–86. URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/57628843 (дата обращения: 04.03.2021).
3. Дудина О.П. Мониторинг профессиональных дефицитов как средство формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов профессиональных образовательных организаций // Достижения науки и образования. 2020. № 14 (68). С. 52–54. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44317167_80158364.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
4. Журавлева О.Н., Андреевская Т.П., Александрова С.В. Входная диагностика профессиональных дефицитов в системе дополнительного профессионального образования педагогов (на примере оценивания уровня информационно-аналитической компетенции учителя истории) // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 1 (38). С. 97–106. URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37416905_83014809.pdf (дата обращения: 04.03.2021).
5. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Какого его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21–26.
6. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А., Севрюкова А.А., Буров К.С. Методические стратегии преодоления профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 3 (44). С. 5–18. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44017530_69504372.pdf (дата обращения: 04.03.2021).
7. Курдыман Н.В. Преодоление профессиональных дефицитов у педагогов общеобразовательных организаций в условиях деятельности межмуниципального методического // Вестник Белгородского института развития образования. 2021. Т. 8, № 1 (19). С. 142–154. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44929468_76370828.pdf (дата обращения: 04.03.2021).
8. Малышева А.В., Кожакина С.О., Шрамкова О.В. Диагностика профессиональных компетентностных дефицитов как основной фактор оптимизации дополнительного профессионального образования педагогов // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 3 (19). С. 112–117. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41307603_65346047.pdf (дата обращения: 04.03.2021).
9. Лацко Н.А., Авдеева Е.Н., Пихота О.В. Результаты диагностики профессиональных дефицитов педагогов Сахалинской области // Сахалинское образование XXI век. 2020. № 1. С. 18–26. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44495656_54069955.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
10. Новопашина Л.А., Григорьева Е.Г., Кузина Д.В., Черкасова Ю.А. Определение возможностей инструментов математического моделирования для системы оценки профессиональных дефицитов учителей // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 6. С. 220–236. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44478890_22462289.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
11. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 136–144.
12. Сухова А.В. Поликультурная образовательная среда: истоки профессиональных дефицитов педагога // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6. С. 1144–1149. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36590907_63879372.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
13. Тумашева О.В., Шашкина М.Б., Аешина Е.А. Профессиональные дефициты учителей математики: анализ результатов регионального исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 264–268. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44817699_97226998.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
14. Ускова С.А. Повышение качества профессионально-педагогической деятельности учителя в решении ситуаций неопределенности: дефициты, конфликты, кризисы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 224–241. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43982807_54216897.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
16. Шайденко Н.А. Подходы к оценке дефицитов профессиональных компетенций молодых учителей // Образование личности. 2019. № 3–4. С. 12–18. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42896034_66694619.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
17. Шкерина Л.В. Диагностика профессиональных компетенций студентов на основе учебных кейсов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4. С. 62–67. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18783815_50485665.pdf (дата обращения: 04.02.2021).
18. Шкерина Л.В., Шашкина М.Б. Измерение компетенций студентов на основе проблемных педагогических ситуаций // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4. С. 201–207. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18783839_35656869.pdf (дата обращения: 04.02.2021).
19. Шкерина Л.В. Организационно-методические условия формирования компетенций педагога в процессе теоретической подготовки в вузе// Вестник высшей школы. 2015. № 8. С. 36–40. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34088334 (дата обращения: 04.02.2021).
20. Шкерина Л.В. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки учителя математики // Концепция развития математического образования: проблемы и пути реализации: матер. XXXIV Междунар. науч. семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов / науч. рук. семинара А.Г. Мордкович. 2015. С. 480–484. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 04.02.2021).
21. Шкерина Л.В., Кейв М.А. Формирование профессиональных компетенций педагога в вузе: монография. Красноярск, 2015. 280 c. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25450808_79063851.pdf (дата обращения: 04.03.2021).
22. Louden W. Standardized assessment of initial teacher education: Environmental scan and case studies: a paper prepared for the Australian Institute for Teaching and School Leadership. Melbourne VIC: AITSL, 2015. 50 p. URL: https://www.aitsl.edu.au/docs/default-source/default-document-library/standardised-assessment-of-initial-teacher-education--environmental-scan-and-case-studies.pdf?sfvrsn=12fdec3c_0 (дата обращения: 04.02.2021).
23. Sheveleva N., Mahotin D., Lesin S., Curteva O. Preparing teachers for the use of digital technologies in educational activities. In: Proceedings of the Third Annual International Symposium “Education and City: Education and Quality of Living in the City”. Moscow, 2021. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44833302_41187112.pdf (дата обращения: 04.02.2021).
24. Shkerina L.V., Bagachuk A.V. Organizational and pedagogical conditions for network training of teachers of engineering education for pupils // Journal of Physics: Conference Series. 1st International Scientific Conference “ASEDU-2020: Advances in Science, Engineering and Digital Education”. 2020. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44518521 (дата обращения: 04.02.2021)
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
V., S. (2021). ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИХ ПРИЧИНЫ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 56(2), 82-92. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-274

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)