ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Ключевые слова: формирование готовности обучающихся, самостоятельная работа, дистанционные образовательные технологии, обучение иностранному языку, работа с текстом.

Аннотация

Проблема и цель. В статье изучается проблема формирования готовности обучающихся к самостоятельной работе при обучении иностранному языку. Обосновывается необходимость применения дистанционных образовательных технологий для эффективной организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях по иностранному языку. Анализируется работа с иностранным текстом при формировании готовности обучающихся к самостоятельной работе посредством дистанционных образовательных технологий. Цель статьи – выявить методы и инструменты поэтапной работы над текстом иностранного языка посредством дистанционных образовательных технологий, способствующей формированию готовности обучающихся к самостоятельной работе.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение накопленного в науке и практике опыта обучения иностранному языку обучающихся различных направлений подготовки.

Результаты. На основе анализа научно-исследовательских работ ученых выявлены методы и инструменты работы над текстом иностранного языка, выбор которых обусловлен целью занятия; типом текста, взятого для чтения; этапами работы с текстом. Предложена система упражнений для самостоятельной работы обучающихся по развитию умений чтения на базе электронной платформы LMS Moodle. В LMS Moodle имеется множество инструментов для создания данных упражнений, из которых можно выбрать задания, соответствующие уровню подготовки обучающихся, типу текста и техническим возможностям.

Заключение. Использование дистанционных образовательных технологий в преподавании иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса и способствует формированию готовности к самостоятельной работе обучающихся при обучении иностранному языку в целом и при работе с текстом в частности.

Литература

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. 196 с.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 221 с.
3. Капсаргина С.А. Использование LMS MOODLE для интенсификации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 120–122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36745364 (дата обращения: 18.03.2021).
4. Оленцова Ю.А. Использование электронного обучающего курса на базе системы LMS MOODLE для организации обучения иностранному языку обучающихся среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 201–204. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0045
5. Павлова Е.В., Кобзева Н.А., Овчинникова И.С. Инновационные методики обучения иностранным языкам // Молодой ученый. 2015. № 12 (92). С. 790–792. URL: https://moluch.ru/archive/92/20495/ (дата обращения: 18.03.2021).
6. Сенашенко В.С., Жалнина Н.В. Самостоятельная работа обучающихся: актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2006. № 7. C. 103–109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9588474 (дата обращения: 18.03.2021).
7. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Эйдос: интернет-журнал. 2005. URL: http://eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm (дата обращения: 18.03.2021).
8. Шмелева Ж.Н. Метод «карты памяти» как средство запоминания материала на уроках английского языка // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: матер. междунар. науч.-практ. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2017. С. 195–198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29092222 (дата обращения: 18.03.2021).
9. Янова М.Г., Оленцова Ю.А. Использование инновационных средств обучения при подготовке специалистов СПО // Ресурсосберегающие технологии сельского хозяйства / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2020. С. 299–303. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44535488 (дата обращения: 18.03.2021).
10. Янова М.Г., Оленцова Ю.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в системе высшего образования посредством применения дистанционных образовательных технологий // Эпоха науки. 2020. № 24. С. 356–359. DOI: https://doi.org/10.24411/2409-3203-2020-12475
11. Bruff D.O., Fisher D.H., McEwen K.E., Smith B.E. Wrapping a MOOC: Student perceptions of an experiment in blended learning // Journal of Online Learning and Teaching. 2013. Is. 9 (2). P. 187. URL: https://jolt.merlot.org/vol9no2/bruff_0613.htm (дата обращения: 18.03.2021).
12. Dalsgaard C., Godsk M. Transforming traditional lectures into problem-based blended learning: challenges and experiences // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2007. Is. 22 (1). P. 29–42. URL: https://www.researchgate.net/deref/ (дата обращения: 18.03.2021).
13. Fearon C., Starr S., McLaughlin H. Value of blended learning in university and the workplace: Some experiences of university students. In: Industrial and Commercial Training. 2011. URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ (дата обращения: 18.03.2021).
14. Kapsargina S.A., Olentsova J.A. Experience of using LMS MOODLE in the organization of independent work of bachelors in teaching a foreign language. In: Proceedings of the International Scientific Conference „Far East Con” (ISCFEC 2020), Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. Vol. 128. P. 537–544. DOI: https://doi.org/10.2991/AEBMR.K.200312.076
15. Kapsargina S.A., Shmeleva Zh. N., Olentsova J. A. The use of LMS MOODLE in the implementation of point-rating system of evaluation in the discipline „Foreign language”. In: Proceedings of the 19th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. 2019. Nо. 19 (5.4). P. 361–368. DOI: https://doi.org/10.5593/sgem2019/5.4/s22.049
16. Kapsargina S.A., Shmeleva Zh.N., Olentsova J.A. Innovative methods of working with the text in the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university In: Proceedings of the International Scientific Conference „Far East Con” (ISCFEC 2020), Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. Vol. 128. P. 545–550. DOI: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200312.077
17. Olentsova J.A. Distance learning in Russia during the coronavirus pandemic // J. Phys.: Conf. Ser. 1691 012219. 2020. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1691/1/012219
18. Owston R., York D., Murtha S. Student perceptions and achievement in a university blended learning strategic initiative // Internet and Higher Education. 2013. Is. 18 (1). P. 38–46. URL: https://www.learntechlib.org/p/199301/ (дата обращения: 18.03.2021).
19. Shmeleva Zh.N. The facilitation of students’ professional self-determination in the training direction 38.03.03 «Personnel management» at the Krasnoyarsk SAU // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Vol. 9, No. 1 (30). P. 317–320. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0074
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
G., Y., & A., O. (2021). ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 56(2), 93-100. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-275