ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ МАТЕРИНСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Lysenko Oksana F. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Rusinova Tatyana V. Частное учреждение дополнительного образования «УМКА»
Ключевые слова: материнство, потребностно-мотивационная сфера личности, материнская сфера личности, психологическая готовность к материнству (ПГкМ), этап взаимодействия с собственной матерью, игровой этап, этап нянчения, детско-родительские отношения, сюжетно-ролевая игра, потребностно-эмоциональный блок, операциональный блок, ценностно-смысловой блок.

Аннотация

Проблема и цель. В настоящий момент отмечается снижение значимости материнства у многих современных женщин, в связи с чем в науке проводится широкий спектр исследований по психологии материнства. Исследователи сходятся в том, что материнская сфера личности и психологическая готовность к материнству формируются в течение всего онтогенеза, но основной акцент сделан на работе с беременными женщинами, существует ряд исследований, проведенных на подростках. Но уже девочки младшего школьного возраста прошли ряд важных этапов становления материнской сферы, при этом современная семья не создает необходимых условий для будущего успешного материнства девочки и нет специально организованных соответствую-

щих психолого-педагогических условий в рамках образовательных учреждений. Цель статьи – анализ особенностей материнской сферы личности девочек младшего школьного возраста и определение психолого-педагогических условий успешного формирования материнской сферы личности на этом возрастном этапе.

Методологию исследования составляют концепция онтогенеза материнской потребностно-мотива-ционной сферы Г.Г. Филипповой, теории психологической готовности к материнству (Е.В. Матвеева, С.Ю. Мещерякова), анализ и обобщение научно-исследовательских работ по психологии материнства отечественных и зарубежных авторов. Применены четыре диагностические методики: проективная методика «Рисунок

семьи» (В.К. Лосева), опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий), опросник «Методика идентификации детей с родителями» (А.И. Заров), авторская анкета для мам (выявляет особенности прохождения этапов становления материнской сферы у девочки). Базой исследования стали МАОУ «Гимназия № 5» и МБОУ «Лицей № 28» г. Красноярска. В выборку вошли 53 девочки (8–10 лет) и их мамы.

Результаты. Представлены показатели сформированности материнской сферы личности для девочек младшего школьного возраста в соответствии с этапами ее формирования. Материнская сфера личности на данном этапе возрастного развития достаточно развита у 51 % девочек, у 45,2 % развита относительно и у 3,8 % – недостаточно. Более благополучная картина наблюдается в становлении операционального блока – он сформирован у 83 % обследуемых. Потребностно-эмоциональный блок сформирован у чуть меньшего числа девочек – 77,3 %. Наибольшие трудности отмечены в формировании ценностно-смыслового блока – сформирован у 70 % выборки. Особо настораживает то, что уже в младшем школьном возрасте для 41,5 % девочек мама не является наиболее значимой фигурой в семье, и лишь 45,3 % респонденток находятся в психологически близких отношениях с мамой.

Заключение. Делаются выводы об особенностях сформированности материнской сферы личности в младшем школьном возрасте. Полученные данные позволяют говорить о разнообразных и согласованных видах деятельности педагогов, узкопрофильных специалистов школы по созданию необходимых психолого-педагогических условий для успешного формирования материнской потребностно-мотивационной сферы личности.

Литература

1. Арамачева Л.В., Бадрутдинова Е.Р., Груздева О.В. Исследование особенностей материнского отношения к детям младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 4 (54). С. 108–117. DOI: 10.25146/1995-0861-2020-54
2. Грибанова С.А. Представления о родительстве у детей дошкольного возраста // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 294–297. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20142673_ 25350320.pdf
3. Егорова В.Н., Матвеева Н.В. Детско-родительские отношения в материнской семье // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9, № 10. С. 37–53. DOI: 10.12731/2218-7405-2018-10-37-53
4. Куренная Е.В. Особенности апробации примерной программы воспитания в Краснодарском крае // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 115–121. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42923450_58648507.pdf
5. Липская Т.А. Содержательные характеристики субъектности младших школьников, воспитываю-щихся в семьях с разным типом материнского отношения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 4 (40). С. 226–229. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27664925_20034310.pdf
6. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. Киров: ВГГУ, 2004. 326 с.
7. Мещерякова С.Ю. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание. 2002. № 11. С. 81–89. URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/9547.php
8. Ноймайер Я.А., Павленко М.М. Онтогенез материнства как проблема социальной психологии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 1-1. С. 129–136. DOI: 10.25799/AR.2019.43.1.059
9. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7, № 3. С. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070301
10. Рубан О.В., Белопольская Н.Л. Психологические аспекты в русской традиции пестования // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 3 (24). С. 55–62. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18081871_16478860.pdf
11. Савенышева С.С. Пренатальная привязанность: понятие, структура, детерминанты // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1. С. 243–248. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28395078_81973855.pdf
12. Садовникова Т.Ю., Карабанова О.А., Бурменская Г.В. и др. Детско-родительские отношения как условие формирования отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 52–61. DOI: 10.26170/po18-09-07
13. Сафонова М.В., Лысенко О.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической готовности к материнству // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 218–223. DOI: 10.26170/po20-06-25
14. Филиппова Г.Г., Абдуллина С.А. Особенности внутренней позиции родителя у детей младшего школьного возраста // Российский психологический журнал. 2016а. Т. 13, № 3. С. 123–139. DOI: 10.21702/rpj.2016.3.8
15. Филиппова Г. Г. Психология материнства. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2017. 211 с.
16. Филиппова Г.Г. Репродуктивная психология: психологические аспекты репродуктивной функции семьи // Дети и общество: социальная реальность и новации. сб. докладов на Всерос. конф. с междунар. участием «Дети и общество: социальная реальность и новации» / ред. кол.: В.А. Мансуров (отв. редактор), А.Ю. Губанова, Ю.В. Ермолаева, Е.Ю. Иванова, Е.А. Колосова, С.Н. Майорова-Щеглова, И.А. Стрельцова, П.С. Юрьев. М.: РОС, 2014. С. 975–984.
17. Филиппова Г.Г., Абдуллина С.А. Формирование внутренней позиции родителя в онтогенезе // [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016б. Т. 8, № 4. C. 142–152. DOI: 10.17759/psyedu.2016080414
18. Gilson K.M., Davis E., Johnson S., Gains J., Reddihough D., Williams K. Mental health care needs and preferences for mothers of children with a disability // Child Care Health Dev. 2018. Is. 44 (3). P. 384–391. DOI: 10.1111/cch.12556
19. Huang M.Z., Kao C.H., Lin K.C. et al. Psychological health of women who have conceived using assisted reproductive technology in Taiwan: findings from a longitudinal study // BMC Women’s Health. 2019. Is. 19 (97). DOI: https://doi.org/10.1186/s12905-019-0801-7
20. Quagelli L. The primary maternal sphere and the construction of interiority // Revue Française de Psychanalyse. 2019. Is. 5, vol. 83. P. 1491–1496. DOI: 10.3917/rfp.835.1491
21. Scudder A., Wong C., Ober N., Hoffman M., Toscolani J., Handen B. Parent – child interaction therapy (PCIT) in young children with autism spectrum disorder // Child & Family Behavior Therapy. 2019. Is. 41 (4). P. 201–220. DOI: 10.1080/07317107.2019.1659542
22. Sitsofe G. Early motherhood: voices from female adolescents in the Hohoe Municipality, Ghana – a qualitative study utilizing Schlossberg’s Transition Theory // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. 2020. Is. 15 (1). DOI: 10.1080/17482631.2020.1716620
23. Szkody E., Mckinney C. Social support versus emotion regulation: Mediators of attachment and psychological problems after social exclusion // Journal of Social and Clinical Psychology. 2019. Vol. 38, No. 10. P. 882–905. DOI: https://doi.org/10.1521/jscp.2019.38.10.882
24. Torres G., Shapiro A., Mackey T.K. A review of surrogate motherhood regulation in south American countries: pointing to a need for an international legal framework // BMC Pregnancy Childbirth. 2019. Is. 19 (46). DOI: https://doi.org/10.1186/s12884-019-2182-1
25. Tsotsi S., Borelli J. Maternal sensitivity during infancy and the regulation of startle in preschoolers // Attachment & Human Development. 2020. Vol. 22. DOI: https://doi.org/10.1080/14616734.2018.1542737
26. Vilaseca R., Rivero M., Ferrer F., Bersabe R.M. Parenting behaviors of mothers and fathers of young children with intellectual disability evaluated in a natural context // PLoS ONE. 2020. Is. 15 (10). DOI: https://doi.org/10.1371/journal. pone.0240320
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
F., L., & V., R. (2021). ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ МАТЕРИНСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 56(2), 134-144. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-279

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)