МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ

Ключевые слова: билингвальность, тувинско-русское двуязычие, математическая подготовка, адаптивный электронный образовательный курс.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема особенностей математической подготовки школьников и студентов Республики Тыва. Проблема обусловлена спецификой двуязычия (билингвальности), исторически сложившегося в республике: обучение в вузе ведется на русском языке, тогда как значительная часть студентов, приехавших из отдаленных районов Тувы, слабо владеют русским языком, что затрудняет усвоение учебного материала. В связи с этим актуализируется проблема разработки курса по математике для студентов вуза, который учитывал бы специфику тувинско-русской билингвальности. Цель статьи – разработать методические рекомендации по созданию адаптивного обучающего онлайн-курса по математике для студентов младших курсов инженерных направлений подготовки с различными уровнями владения русским языком.

Методологию исследования составляет анализ особенностей русско-тувинского билингвизма, которые влияют на процесс математической подготовки школьников и студентов Республики Тува с позиций компетентностного подхода и с учетом как этнопедагогической специфики современного образования, так и существующих подходов в области адаптивного обучения в электронной образовательной среде.

Результаты. С позиций исторически сложившегося в Республике Тува тувинско-русского билингвизма проанализированы проблемы математической подготовки школьников и студентов Тувы. Показано, что недостаточный уровень владения русским языком студентами младших курсов является определенным препятствием для изучения математики в вузе. Создан электронный адаптивный обучающий курс по математике для студентов – будущих инженеров, позволяющий учитывать текущий уровень владения студентами русским языком.

Заключение. Предложенные в статье авторские рекомендации по созданию адаптивного электронного обучающего курса, имеющего возможность учитывать уровень владения студентами русским языком, могут быть реализованы при создании такого курса, ориентированного на формирование математической компетентности студентов – будущих инженеров, обучающихся в Тувинском государственном университете.

Литература

1. Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев: Вища школа, 1979. 260 с.
2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского как иностранного. М.,1973; 4-е изд., 1990.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. Т. 3: Проблемы развития психики. 368 с.
4. Горелик Л.Б. Развитие коммуникативной компетенции в билингвальном обучении математике // Омский научный вестник. 2011. № 4 (99). С. 151–154. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17320926_99215524.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
5. Зембатова Л.Т. Теория и практика билингвального обучения математике младших школьников: монография. Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2013. 168 c. URL: https://www.iprbookshop.ru/64920.html (дата обращения: 14.09.2021).
6. Клинг В.И., Сурдина Е.В. Билингвальное обучение: проблемы и перспективы // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 142–144. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41286596_31865212.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
7. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. М., 1996.
8. Михайлов М.М. Двуязычие: принципы и проблемы. Чебоксары, 1969.
9. Перевощикова Е.Н., Фадеева М.Н. Методические основы реализации билингвального обучения математике на внеучебных занятиях // Наука и школа. 2020. № 2. С. 176–181. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42948790_52367074.pdf 1 (дата обращения: 14.09.2021).
10. Ревзин И.И., Розенцвейг В.Ю. Основы общего и машинного перевода. М.: Высшая школа, 1964. 243 с.
11. Руденко Е.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста в условиях двуязычия // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2017. № 1-1. С. 82–86. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28099727_43247048.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
12. Салаватова С.С., Рахматуллина Д.Х. Элементы билингвальной методики в обучении математике в башкирской национальной школе // StudNet. 2021. Т. 4, № 1. С. 45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44654332 (дата обращения: 14.09.2021).
13. Салехова Л. Модель билингвального обучения математике // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 161–165. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_9924130_39823434.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
14. Скачкова В.А. Метод интегрированного обучения в условиях русско-белорусского двуязычия // Международный академический вестник. 2019. № 2 (34). С. 62–64. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37109697_27921121.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
15. Танзы М.В., Танова О.М., Кара-Сал Н.М., Монгуш А.С. Электронный словарь математических терминов как средство результативного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях двуязычия // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 12–21. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30736113_41318948.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
16. Тарыма А.К., Шершнева В.А., Вайнштейн Ю.В. Особенности построения учебного процесса в электронной среде, обеспечивающего формирование профессиональной ИКТ-компетентности будущего учителя Республики Тыва // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 77–90.
17. Assanova D.N., Zhuman A.K., Baken A.S. Bilingual education and its peculiarities // Bulletin of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan. 2020. Is. 4 (96). P. 13–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44921348 (дата обращения: 14.09.2021).
18. Myachina D.S., Deryaeva O.G., Deryaeva A.G., Kozhevnikov V.V. Teaching clinical disciplines to foreign students: Bilingual training in medical universities // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. Is. 7-3 (46). P. 18–21. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43790978_65790994.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
19. Tondeur J. еt al. Developing a validated instrument to measure preservice teachers, ICT competencies: Meeting the demands of the 21st century // British Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 48, Nо. 2. P. 462–472.
Опубликован
2021-10-30
Как цитировать
K., S., V., T., V., S., & A., S. (2021). МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 57(3), 17-26. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-286

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)