ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

  • Miller Olga M. КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-4934-6366
  • ZHURBENKO Elena Yu. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: интеллектуальные особенности личности, факторная структура личности, симптомокомплекс интеллектуальных свойств личности, уровень адаптированности к обучению в вузе, высокоадаптированные и низкоадаптированные студенты.

Аннотация

Проблема и цель. Представлен обзор теоретических и экспериментальных исследований интеллектуа-льных особенностей личности в процессе ее адаптации, фиксируется неоднозначная трактовка авторами влияния интеллектуальных свойств личности на успешность ее адаптации. Цель статьи – выявить интеллектуальные особенности личности студентов, которые могут во многом определять успешность их адаптации к обучению в вузе.

Методологию исследования составляют концепции Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных ученых, согласно которым внутренние характеристики личности, в частности ее интеллектуальные особенности, опосредуют ее адаптацию.

В исследовании приняло участие 102 студента Красноярского института железнодорожного транспорта, как успешно адаптировавшихся к обучению в вузе, так и испытывающих затруднения в процессе адаптации. Интеллектуальные особенности личности студентов диагностировались с помощью методики 16 Pf Кеттелла.

Результаты. Исследование показало, что симптомокомплекс интеллектуальных свойств, включающий факторы B, M, N и Q1 в выделенной Р. Кеттеллом факторной структуре личности, имеет различия у студентов с разным уровнем адаптированности. Так, было обнаружено, что у высокоадаптированных студентов в симптомокомплексе интеллектуальных свойств значимо выше показатели факторов B и N, но значимо ниже показатели факторов M и Q1, чем у низкоадаптированных студентов (достоверность различий определялась по U-критерию Манна – Уитни).

Заключение. Рассматривая интеллектуальные особенности личности студентов, мы опирались на факторную структуру личности Р. Кеттела, согласно которой в симптомокомплекс интеллектуальных свойств личности входят следующие факторы: B (интеллектуальность), M (мечтательность), N (дипломатичность), Q1 (восприимчивость к новому). Проведенное исследование показало, что интеллектуальные особенности студентов разного уровня адаптированности к обучению в вузе отличаются друг от друга выраженностью и сочетанием отдельных факторов, входящих в данный симптомокомплекс.

Литература

1. Александрович П.И. Психологическая адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении // Труды БГТУ. Сер. 6: История, философия. 2015. № 5 (178). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-adaptatsiya-studentov-k-obucheniyu-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (дата обращения: 11.06.2021).
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Академия наук СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1977. 380 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_o-problemah-sovremennogo_1977/go,0;fs,1/
3. Андрианов Д.М. Особенности общего и социального интеллекта студентов разных специальностей // Вестник РУДН. Сер.: Психология и педагогика. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obschego-i-sotsialnogo-intellekta-studentov-raznyh-spetsialnostey (дата обращения: 11.06.2021).
4. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Психология. Психофизиология. 2009. № 42 (175). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-i-emotsionalnyy-intellekt-mify-i-realnost (дата обращения: 11.06.2021).
5. Батыршина А.Р. Подходы к изучению вопроса о взаимосвязи интеллекта и воли // Вестник УРАО. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-izucheniyu-voprosa-o-vzaimosvyazi-intellekta-i-voli (дата обращения: 11.02.2021).
6. Голуб Л.Н. Адаптация как социальный процесс // Вестник Брянской ГСХА. 2018. № 1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-kak-sotsialnyy-protsess (дата обращения: 12.02.2021).
7. Гордиенко В.Н., Гордиенко Т.И. Уровень эмоционального интеллекта как психологический фактор адаптированности студентов к вузу // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-emotsionalnogo-intellekta-kak-psihologicheskiy-faktor-adaptirovannosti-studentov-k-vuzu (дата обращения: 11.06.2021).
8. Додонова Ю.А., Тихомирова Т.Н. Общий интеллект, социальный интеллект и креативность: структура и динамика в контексте образовательной среды // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschiy-intellekt-sotsialnyy-intellekt-i-kreativnost-struktura-i-dinamika-v-kontekste-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 12.02.2021).
9. Капустина А.Н. Практикум по психодиагностике. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. М.: Речь, 2001. 104 с.
10. Комарова О.Н. Соотношение интеллектуальных и волевых свойств в структуре личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-intellektualnyh-i-volevyh-svoystv-v-strukture-lichnosti (дата обращения: 11.02.2021).
11. Лаптева Е.М. Современные исследования кристаллизованного интеллекта: методы диагностики и связи с когнитивными и личностными переменными // Психология. Психофизиология. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-issledovaniya-kristallizovannogo-intellekta-metody-diagnostiki-i-svyazi-s-kognitivnymi-i-lichnostnymi-peremennymi (дата обращения: 13.06.2021).
12. Лунева О.В. Социальный интеллект и социально-психологическая адаптация: что общего? // Прикладная юридическая психология. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-intellekt-i-sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-chto-obschego (дата обращения: 20.05.2021).
13. Некрасова А.Э., Белогай К.Н. Взаимосвязь школьной успеваемости и волевых качеств личности в юношеском возрасте // ОмГУ. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-shkolnoy-uspevaemosti-i-volevyh-kachestv-lichnosti-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 12.06.2021).
14. Оконечникова Л.В., Вильгельм А.М., Вильгельм А.В. Исследование связи социально-психоло-гической адаптации с эмоциональным интеллектом студентов первого курса // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 154–160. DOI: https://doi.org/10.26170/po19-07-21
15. Смирнов С.Д. Показатели интеллектуального потенциала студентов как предикторы успешности обучения в вузе // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-intellektualnogo-potentsiala-studentov-kak-prediktory-uspeshnosti-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 11.06.2021).
16. Тихомирова Т.Н. Взаимосвязь показателей общего интеллекта и успешности в обучении // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-pokazateley-obschego-intellekta-i-uspeshnosti-v-obuchenii (дата обращения: 12.02.2021).
17. Хасенова К.Х., Рослякова Е.М., Байжанова Н.С. Взаимосвязь интеллектуальных способностей и адаптационного потенциала // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4-2. С. 432–434. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7429 (дата обращения: 11.06.2021).
18. Холодная М.А. Теория интеллекта Б.Г. Ананьева: ретроспективный и перспективный аспекты // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 5. Институт психологии РАН. С. 49–60. eLIBRARY ID: 9577166
19. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. 1996. № 1. Институт психологии РАН. С. 19–34.
20. AlZboon S.O. Social adaptation and its relationship to achievement motivation among high school students in Jordan // International Education Studies. 2013. Vol. 6, No. 10. P. 63–69.
21. Carroll J.B. Human cognitive abilities: A survey of factor-analytic studies. New York, NY, USA: Cambridge University Press, 1993. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511571312
22. Estell D.B., Farmer T.W., Irvin M.J., Thompson J.H., Hutchins B.C., McDonough E.M. Patterns of middle school adjustment and ninth grade adaptation of rural African American youth: grades and substance use // J. Youth Adolesc. 2007. Is. 36. P. 477–487. URL: https://doi:10.3389/fpsyg.2018.02356
23. Godoy S., Dias N., Seabra A. Executive and non-executive cognitive abilities in teenagers: Differences as a function of intelligence // Psychology. 2014. Is. 5. P. 2018–2032. DOI: https://doi:10.4236/psych.2014.518205
24. Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? // Roeper Review. 1999. Is. 22 (1). P. 10–17. URL: https://positivedisintegration.com/Neihart1999.pdf
25. Pulakos E.D., Arad S., Donovan M.A., Plamondon K.E. Adaptability in the workplace: development of a taxonomy of adaptive performance // J. Appl. Psychol. 2000. Is. 85. P. 612–624. DOI: https://doi:10.1037/0021-9010.85.4.612
26. Sternberg R.J. A theory of adaptive intelligence and its relation to general intelligence. Department of Human Development, Cornell University, Ithaca, NY 14853, USA, 2019. P. 47–59. DOI: https://doi:10.3390/jintelligence7040023
Опубликован
2021-10-30
Как цитировать
M., M., & Yu., Z. (2021). ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 57(3), 90-99. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-293

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)