ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО СТАРЕНИЯ

  • Chereneva Elena A. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Safonova Ludmila M. Комплексный центр социального обслуживания населения «Кировский»
  • Potylicina Vasilina Yu. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Cherenev Dmitriy V. КГПУ им. В.П. Астафьева, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 2
Ключевые слова: старение, психолого-педагогическое сопровождение, пожилые люди.

Аннотация

Постановка проблемы. Старение населения в глобальном масштабе, связанное с тем, что численность престарелых растет более быстрыми темпами, чем численность других групп населения, приводит к увеличению их доли в общей структуре населения практически во всех странах. Знание потребностей пожилого человека необходимо для определения оптимальных форм работы с ним и выбора тех видов социальных услуг, в которых он особо нуждается. В старости происходит изменение личности, насыщенное разнообразным набором качеств, редко встречающихся в одном человеке. Поэтому существует необходимость рассмотрения подходов психолого-педагогического сопровождения и тех факторов, которые влияют на образ жизни людей в пожилом возрасте и успешное старение.

Методологией исследования послужили принцип системного подхода и методологического единства биологического и психосоциального в формировании психической патологии человека (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, М.М. Кабанов, Ю.Л. Нуллер, В.М. Воробьев, Л.И. Вассерман); принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); принцип системного подхода (В.А. Ганзен); теоретико-методологические основы концепции отечественных психологов (Г.С. Абрамова, Е.Ф. Рыбалко и М.Д. Александрова) фундаментальные методологические положения о единстве сознания и деятельности, о развитии психики в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Результаты. Теоретический анализ проблемы исследования систематизировал условия и факторы, предопределяющие успешное старение и мишени профилактической работы. Представленные результаты исследований позволяют повысить эффективность комплексных мер, направленных на увеличение доли успешного старения. Исследования выявили факторы, предопределяющие успешное старение и мишени профилактической работы. Успешное старение многогранно и включает в себя предотвращение болезней и инвалидности, поддержание высоких физических и когнитивных функций и постоянное участие в общественной и производственной деятельности.

Заключение. Представленные результаты теоретических исследований позволят дополнить данные о психолого-педагогическом сопровождении лиц пожилого возраста и создать предпосылки для разработки эффективных комплексных мер, направленных на увеличение доли успешного старения.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2012. 340 с.
2. Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. М.: Медицина, 1969. 286 с.
3. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 135 с.
4. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М.: Академия, 2011. 270 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 339 с.
6. Бельцова И.А. Концепция «успешное старение» как нормативный конструкт в формировании позитивного образа старости в демократическом обществе // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 1. С. 285–289.
7. Боженкова К.А. Психологические особенности людей пожилого возраста // Приволжский научный вестник. 2016. № 3 (55).
8. Давыдовский И.В. Геронтология. М.: Медицина, 1966. 300 с.
9. Деркач A.A., Сайко Э.В. Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и надситуативная активность субъекта как действенный фактор ее развития // Мир психологии. 2008. № 2. С. 193–200.
10. Ермолаева М.В., Федорова Е.В. К вопросу об организации образовательного процесса пожилых людей // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2009а. № 4. С. 76–86.
11. Ермолаева М.В. Проблема личностного самоопределения в старости // Психология зрелости и старения. 2009б. № 4. С. 74–84.
12. Киселева Н.А. Люди пожилого возраста как объект социальной работы // Концепт. 2016. № 01 (январь). ART 16007. 0,5 п.л.
URL: http://e-koncept.ru/2016/16007.htm
13. Коган В.П. Пожилые люди на работе. М., 1978.
14. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность? / сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Пет-ровского. М., 1987.
15. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия, 2002.
16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
17. Медицинские и социальные проблемы в геронтологии. М., 1996.
18. Микляева А.В. Инфантилизация пожилых людей в повседневном взаимодействии: к постановке проблемы // The Journal of Social Policy Studies. 2018. Nо. 16 (1). С. 109–124.
DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-1-109-124
19. Молевич Е.Ф. Динамика статуса стариков в современном обществе // Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществах переходного типа: междунар. конф. Самара, 2001.
20. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965. C. 273–285.
21. Словарь-справочник по социальной геронтологии. Самара, 2003.
22. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7–22.
23. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: Изд-во МПСИ; Флинта, 1999.
24. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.: Наука, 1988. 239 с.
25. Arnett J.J. Emerging Adulthood(s): The Cultural Psychology of a New Life Stage. In: J.J. Arnett (Ed.) Bridging Cultural and Developmental Approaches to Psychology: New Synthesis in Theory, Research, and Policy. Oxford: Oxford University Press. 2011. P. 255–275.
26. Baltes P.B., Baltes M.M. Successful Aging: Perspectives from the Behavioral Sciences. New York: Cambridge University Press, 1993.
Опубликован
2021-12-30
Как цитировать
A., C., M., S., Yu., P., & V., C. (2021). ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО СТАРЕНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 58(4), 54-62. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-303