КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

  • Katysheva Elena E. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, общие и профессиональные компетенции, структура, математическая речь, технологии.

Аннотация

Проблема и цель. Реформирование системы профессионального образования, востребованное осознанным выбором выпускников основной школы, желающих быстро «войти» в самостоятельную жизнь, и являющееся неким гарантом успешного старта их карьеры, связано с соответствующими изменениями в его содержательном, технологичном и компетентностном аспектах. Популярными среди молодежи становятся рабочие квалификации и специальности служащих. Рынок труда предъявляет выпускнику среднего профес-сионального образования все новые и новые требования, что создает определенное отношение к набору профессиональных компетенций будущего специалиста среднего звена.

Цель статьи – определить психолого-педагогические основы формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов среднего звена.

Методологию исследования составили: компетентностный и системный подходы как основа структурирования профессиональных компетенций будущего специалиста среднего звена; федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 19.0631.01 «Автомеханик», требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Результаты исследования. Выявлен и обоснован состав компетенций будущих специалистов среднего звена: общие, профессиональные компетенции. Сформулированы основные причины возникновения проблем коммуникативных взаимодействий: недостатки профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования; несогласованность терминов в требованиях к общей компетентности федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта автомеханика.

Заключение. В статье определяются психолого-педагогические основания развития коммуникативных компетенций будущих автомехаников в процессе обучения математике. Формулируются проблемы, возникающие у преподавателя при выборе форм взаимодействия обучающихся на уроках математики.

Литература

1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освещению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-v-professionalnom-obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 29.10.2021).
2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007714757 (дата обращения: 30.10.2021).
3. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Компетенции и компетентность // Вестник ЮУрГУ. 2009. № 24.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii
(дата обращения: 30.10.2021).
4. Бородина Е.П., Бородин А.Л. От профессиональных дефицитов в деятельности педагога к современным образовательным технологиям и результатам // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и матер. науч.-практ. конф. 2018. № 2. С. 387–392. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35421033 (дата обращения: 29.10.2021).
5. Гальскова Н.Д. Межкультурный подход в системе школьного лингвистического образования // Современное лингвистическое образование: перспективы развития. М.: Изд-во МГЛУ, 2018. С. 81–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36269934
(дата обращения: 30.10.2021).
6. Журавлева Н.А. О структуре коммуникативной компетенции бакалавра // Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе: сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. С. 13–15.
URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie (дата обращения: 28.10.2021).
7. Журавлева Н.А., Шкерина Л.В. Основные принципы и дидактические условия формирования базовых ключевых компетенций студентов – будущих учителей математики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 4. С. 30–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-i-didakticheskie-usloviya (дата обращения: 28.10.2021).
8. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2005. № 3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-obrazovaniyu (дата обращения: 29.10.2021).
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 29.10.2021).
10. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Какого его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21594618 (дата обращения: 29.10.2021).
11. Исследования гуманитарных систем / под ред. В.П. Бедерхановой; сост. А.А. Остапенко. Краснодар: Парабеллум, 2013 90 с. Вып. 1: Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия. URL: http://ost101.narod.ru/2013_Gumanitas_sistems_Vol1.pdf
(дата обращения: 11.09.2021).
12. Кириллова Н.А., Шкерина Л.В. О комплексе задач как средстве формирования коммуникативной компетенции будущих учителей в процессе их математической подготовки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3. Т. 1: Психолого-педагогические науки. С. 129–132. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-komplekse-zadach-kak-sredstve-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-buduschih-uchiteley (дата обращения: 15.10.2021).
13. Леднев В.С. Системный подход в педагогике // Метафизика. 2014. № 4 (14). С. 39–51. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34059532 (дата обращения: 15.10.2021).
14. Равен Дж. Компетентность в современном обществе (выявление, развитие и реализация). М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20240189
(дата обращения: 30.10.2021).
15. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Изд-во НИЦ «Еврошкола», 2004. 236 с.
URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004995570
(дата обращения: 30.10.2021).
16. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 136–144.
URL: http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2004-4/ (дата обращения: 21.09.2021).
17. Силич В.А., Силич М.П. Системный анализ и исследование операций. Томск: Изд.-во ТПУ, 2000. 97 с. URL: https://rudocs.exdat.com/docs/index-46139.html
(дата обращения: 21.09.2021).
18. Троицкая Ю.В. Коммуникативная компетенция: демаркация значения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 7 (15). С. 112–119. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43910648_62537667.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
19. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21696541 (дата обращения: 20.10.2021).
20. Шкерина Л.В. Моделирование компетенций студентов в динамике их формирования // Психология обучения. 2012. № 8. С. 5–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17851185
(дата обращения: 15.10.2021).
21. Daniel J. The Open University – A Global Learner: conference presentation at Global Learn Day IV. 7 October. 2007. URL: http://www.open.ac.uk/johndanielspeeches/GlobLearn.htm
(дата обращения: 15.10.2021).
22. Ghaffarizad K., Kaufmann M.E., Koch H., Kurzawski B., Reuter A., Seufert P. Forschendes Lernen als Teamplay. Gemeinsamer Bericht von Studierenden und Lehrenden uber den Tag der Lehre 2014 // Resonanz. Magazin fur Studium und Lehre an der Universitat Bremen. 2015. Nо. 3. S. 9–14. URL: https://blogs.uni-bremen.de/resonanz/2015/04/20/tag-der-lehre-2014/ (дата обращения: 15.10.2021).
Опубликован
2021-12-30
Как цитировать
E., K. (2021). КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 58(4), 108-116. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-308