ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КРАЕВАЯ АГРОШКОЛА»

  • Petrova Elena A. Красноярский краевой центр «Юннаты»
  • Shadrin Alexander I. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: дополнительное образование, профессиональные пробы, профессиональная ориентация, образовательная программа, «Краевая Агрошкола».

Аннотация

Проблема и цель. Профессиональное самоопределение и выбор профессии старшеклассниками становятся особенно актуальными в эпоху происходящих перемен в развитии мира и современной России. Все более возрастают значение человеческого капитала и его улучшение.

Проблема, решаемая в настоящей статье, связана с государственным запросом:

– на реализацию ФГОС, нацеленного на формирование профессиональной направленности старшеклассников в конкретных сферах деятельности;

– реализацию Всероссийского проекта ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», направленного на формирование осознанности и готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6–11-х классов;

– необходимость подготовки грамотных специалистов и природопользователей, обладающих системным и экологическим мышлением, функциональной грамотностью, знаниями в сфере ИТ и биотехнологий.

– использование новых наиболее эффективных методик для профессионального самоопределения старшеклассников в области сельского хозяйства.

Цель статьи – разработка образовательной программы в учреждении дополнительного образования в области сельского хозяйства, направленной на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Методы исследования: системный подход, научно-педагогические и психологические подходы, картографический, эмпирический и статистический методы.

Результаты. Полученные результаты исследования свидетельствуют о следующем: реализация новой образовательной программы направлена на развитие у обучающихся интереса к сельскохозяйственным профессиям через вовлечение их в решение агроэкологических задач устойчивого развития Российской Федерации и Красноярского края.

При реализации образовательной программы в области сельского хозяйства обучающиеся максимально погружены в теорию и практику (модульная форма организации образовательного процесса) с включением в различные роли: аналитика, исследователя, эксперта, менеджера, разработчика, пиарщика. Это позволяет обучающимся не только понимать свою роль в будущем производственном процессе, но и развивать системное и экологическое мышление, основы базовых компетентностей, умение ставить цель и добиваться ее достижения, планировать, организовывать и выполнять соответствующую работу, брать на себя ответственность за принятие решений, доводить начатое дело до конца.

Заключение. В статье рассмотрены вопросы профессионального самоопределения и выбора профессии обучающимися старших классов основной школы. Проведены методические и организационные мероприятия по разработке и реализации образовательной программы в области сельского хозяйства на базе учреждения дополнительного образования. Итогом реализации образовательной программы в области сельского хозяйства стали метапредметные и личностные результаты обучающихся.

Литература

1. Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 227–246.
2. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная литература, 2020. 456 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с. (Мастера психологии).
4. Гавриленкова И.В. Профориентация – глобальная проблема человека нового тысячелетия. М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. 203 c.
5. Гриншпун С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции [Электронный ресурс]. М.: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 2007. 25 октября.
6. Гришпун С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании // Педагогика. 2005. № 2. С. 100–105.
7. Гришпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. 2005. № 9. С. 65–72.
8. Дружинин В.Н. Психология. Изд. доп. и перераб. СПб.: Питер, 2012. 421 с.
9. Егорова Н.А. Выпуск журнала как профессиональная проба: опыт работы учителя технологии по применению идеи медиаобразования в своей работе // Школа и производство. 2006. № 7. С. 7–11.
10. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности: пер. с англ. 6-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2011. 374 с.
11. Коттрелл С. Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни: 500 упражнений для развития мозга / пер. с англ. Е.И. Фатеевой. М.: Изд-во «Э», 2016. 288 с. (Психология. StudySkills).
12. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57–65.
13. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Кн. 2: Психология образования. 496 с.
14. Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. М.: Академия (Academia), 2018. 972 c.
15. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бахтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация точек зрения // Научный диалог. 2018. № 3. С. 289–303. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-3-289-303
16. Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 12–15 октября 2016 г. / под ред. Ю.П. Зин-ченко, А.Б. Леоновой, О.Г. Носковой [Электронное издание]. М.: Акрополь, 2016.
17. Толстогузов С.Н. Образование за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1 (120).
18. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. С. 19–26.
19. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015а. № 2 (18).
20. Чистякова C.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Гапоненко А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения: методическое пособие для учителей 5–11 классов / под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Академия, 2014. 192 с. (Профессиональная ориентация).
21. Чистякова С.Н. Теоретико-методологические основания подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению и профессиональной карьере в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015б. № 4 (20).
22. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М.: Изд-во МГУ, 1992. 301 с.
23. Burnett B., Evans D. Designing Your Life: How to Build a Well-Lived, Joyful Life. New York: Knopf; Illustrated edition, 2016. 199 p.
24. Occupational Outlook Handbook. 2016–2017 Edition: The Most Accurate and Up-To-Date Facts on All Major Jobs (Occupational Outlook Handbook (Paper-Jist)). Jist Works, 2016.
Опубликован
2022-03-30
Как цитировать
A., P., & I., S. (2022). ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КРАЕВАЯ АГРОШКОЛА». Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 59(1), 14-28. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-313