ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛОВ ДИСЦИПЛИН

  • Kolga Vadim V. Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0003-1195-1541
  • Shuvalova Marina A. Аэрокосмический колледж Сибирского государственного университета науки и технологий им. М.Ф. Решетнева
  • Lyutykh Oleg Yu. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, уровневая модель контроля качества образования, естественно-научный и общепрофессиональный циклы дисциплин, организационно-педагогические условия.

Аннотация

Постановка проблемы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных подходов к оценке качества подготовки специалистов среднего профессионального образования (СПО), продиктованных растущими требованиями рынка труда и технического прогресса в экономике.

Цель статьиразработка предложений для определения критериев и параметров диагностической оценки качества подготовки специалистов среднего профессионального образования в рамках реализации естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин с использованием педагогических измерительных материалов Федерального интернет-экзамена.

Методология исследования основывается на нормативно-правовых актах в сфере среднего профес-сионального образования, компетентностном подходе, анализе научных публикаций и образовательного опыта в области сформулированной проблемы, практических методах исследования (анкетирование, опрос, экспертные оценки).

В основу разработки критериев оценки положена методология В.П. Беспалько об уровнях усвоения знаний и постепенном ранжировании обучающихся по образовательным траекториям через проверку в форме тестирования по определенным педагогическим измерительным материалам (ПИМ), что позволило уточнить содержание и структуру подготовки обучающихся в системе СПО и методику оценки основных образовательных результатов в рамках разработанной авторами уровневой модели.

Результаты. На основании выдвинутых положений были разработаны предложения для проведения диагностической оценки качества подготовки специалистов среднего профессионального образования в Аэрокосмическом колледже, переработано содержание рабочих программ естественно-научного и обще-профессионального циклов дисциплин и фондов оценочных средств. Были разработаны и апробированы организационно-педагогические условия реализации уровневой модели. Проведено экспериментальное подтверждение результативности модели уровневой оценки качества подготовки специалистов СПО в образовательном процессе Аэрокосмического колледжа с использованием педагогических измерительных материалов Федерального интернет-экзамена.

Заключение. Реализация разработанных организационно-педагогических условий для уровневой модели контроля формирования общих и профессиональных компетенций специалистов СПО способствует обогащению содержания дисциплин естественно-научного и общепрофессионального циклов производственно-ситуационными задачами и использованию интегративного проектирования в образовательном процессе, что в результате приводит к повышению качества подготовки специалистов среднего профессионального образования.

Реализация разработанных предложений при подготовке к ФЭПО в 2021 г. позволила повысить результаты обучения более чем на 10 %, согласно педагогическому мониторингу по результатам ФЭПО за март – июль 2021 г.

Литература

1. Белоновская И.Д., Горяйнова Т.А., Кольга В.В. Технологии визуализации в гибридном обучении будущих инженеров: направления реализации и профессионально-личностная успешность // PRIMO ASPECTU. 2021. № 1 (45). С. 85–93.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. 350 с.
3. Беспалько В.П. Параметры и критерии диагностичной цели // Школьные технологии. 2006. № 1. С. 118–128.
4. Владимирова О.Н., Кольга В.В., Полежаева Г.Т. Использование интерактивных учебных и вне-учебных форм работы при подготовке современных менеджеров // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 1 (64). С. 29–36. URL: https://www.in-exp.ru/1-2019.html
5. Воног В.В., Кольга В.В., Харламенко И.В. Инструменты видеосвязи как элемент техногенной образовательной среды в системе иноязычной подготовки // Информатика и образование. 2021. № 1 (320). С. 57–62. DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-1-57-62
6. Воног В.В., Грядунова О.В., Кольга В.В. Использование учебно-методического комплекса дисциплины в процессе иноязычной подготовки будущих инженеров // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 70–78. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-70-78
7. Желтов П.В. Формирование базовых профессиональных компетенций будущего специалиста-техника в колледже: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Пенза, 2011. 246 с.
8. Кольга В.В., Полежаева Г.Т. Повышение уровня профессиональной подготовки бакалавров-менеджеров посредством сочетания интерактивных учебных и внеучебных форм работы // Вестник КГПУ им В.П. Астафьева. 2018. № 1 (43). С. 68–81.
URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2018
9. Кольга В.В., Шувалова М.А. Подготовка техников аэрокосмической отрасли в условиях дуаль-ного образования: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2019. 216 с.
10. Кольга В.В., Фисенко Е.Н. Формирование профессиональных компетенций бакалавров аэрокосмических направлений при освоении дисциплины «Теоретическая механика» // Механика. Исследования и инновации. 2020. № 13 (13). С. 232–237.
URL: http://elib.bsut.by:8080/xmlui/handle/123456789/5166
11. Кольга В.В., Кипель Е.О. Формирование экономической компетентности бакалавров технических направлений подготовки на основе игровых методов обучения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 2 (52). С. 58–66.
12. Осипова С.И. Методическая система обучения и ее развитие в личностно-ориентированном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 11. С. 43–58.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения (ФГОС СПО) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. № 350) [Электронный ресурс] // Российская газета. 2014.
URL: http://rg.ru/2014/11/26/specvypusk-dok.html
14. Шувалова М.А. Междисциплинарное интегративное проектирование при формировании профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли // Педагогический опыт: теория, методика, практика: матер. III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 153–156.
15. Шувалова М.А. Организационно-педагогические условия подготовки техников высокотехнологичной отрасли // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. URL: http://www.science-education.ru/122-19332
16. Belonovskaya I.D., Kiryakov D.A., Shukhman A.E., Kolga V.V., Ezhova T.V. Infocommunication skills as part of universal competencies of transport engineers // Dilemas contemporáneos: educación, política y valores. Year VI, Special Edition. 2019. Is. 9. P. 1–19.
URL: https://www.dilemascontemporaneosed
17. Kiryakova A.V., Tretiakov A.N., Kolga V.V., Piralova O.F., Dzhamalova B.В. Experimental study of the effectiveness of college students vocational training under conditions of social partnership // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11, is.e 3. P. 457–466. URL: https://www.iejme.com/download/
18. Kiryakova A.V., Afanaseva I.V., Bezborodova M.A., Glukhikh S.I., Kolga V.V., Popova O.V., Saltseva S.V., Tikhomirova E.I. Personal determinant features of contemporary students’ asocial behavior // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, is. 9. P. 122–132. URL: http://mjltm.org/article-1-232-en.pdf
19. Kiryakova A.V., Fedulov V.I., Kolga V.V., Romanova E.N., Smorchkova V.P., Tuganov Y.N., Yumatov A.S. Student representation of mass media as tool for forming public opinion // Online Journal of Communication and Media Technologies. 2020. Is. 10 (3). e202013 e-ISSN: 1986–3497. DOI: 10.29333/ojcmt/7934
20. Kiryakova A.V., Kolga V.V., Yalunina E.N., Chudnovskiy A.D., Korenko Y.M., Leifa A.V. University development based on the resource approach // Man in India. 2017. Vol. 97, is. 14. P. 227–239.
URL: https://serialsjournals.com/abstract/36917_20.pdf
21. Kolga V.V., Polezhaeva G.T., Vladimirova O.N. Developing teamwork readiness in the process of training managers. Emerging environmental issues in the cross-border regions of Russia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Is. 364. DOI: 10.2991/icsdcbr-19.2019.23
22. Kolga V.V., Onisiforova E.V. Formation of competencies of an engineer // Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. Vol. 198. P. 349–358. DOI: 10.1007/978-3-030-69415-9_40
Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
V., K., A., S., & Yu., L. (2022). ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛОВ ДИСЦИПЛИН. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 60(2), 36-49. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-60-2-330