ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТЬЮ

Ключевые слова: студенты, академическая успешность, переживания в учебной деятельности, копинг-стратегии, совладающее поведение, самоэффективность, COVID-19.

Аннотация

Постановка проблемы. Рассмотрена проблема академической успешности студентов в ситуации изменений в образовательном процессе, вызванных пандемией.

Цель статьи – выявить особенности совладающего поведения студентов, различающихся по академической успешности, в условиях вынужденного удаленного формата обучения во время пандемии COVID-19.

Методология. Изучение академической успешности строилось на идеях типологического подхода, поз-воляющего рассмотреть соотношение субъективных переживаний успешности учебной деятельности и успеваемости, и на основе этого выделить качественные ее характеристики. Методом кластерного анализа выделены группы студентов с различными характеристиками академической успешности и проанализированы особенности их совладающего поведения.

Результаты. Отмечено, что высокие оценки не являются достаточным основанием для отнесения студентов к успешным: они могут сопровождаться переживанием пустоты, отчужденности от учебной деятельности. Переживание удовольствия и пустоты в учебной деятельности, оценка изменений результативности в соотношении с успеваемостью могут выступать показателями успешности в обучении в период вынужденного выхода в дистант. С учетом каждой выделенной группы описаны специфические особенности восприятия трудной ситуации в соотношении с самоэффективностью, находящей выражение в выборе копинг-стратегий.

Заключение. Сделаны выводы, что обращение к активному совладанию, проактивным копинг-стратегиям в соотношении с более высокими уровнями самоэффективности и ориентацией на взаимодействие с трудностями характерны для успешных в учебной деятельности студентов. Особенности совладающего поведения студентов с низкой успешностью связаны со стратегиями избегания трудностей, низкой самоэффективностью, акцентированием на препятствиях, трудностях.

Литература

1. Белинская Е.П., Вечерин А.В. Адаптация диагностического инструментария: опросник «Проактивный копинг» // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 137–145.
DOI: 10.17759/sps.2018090314
2. Берман Н.Д. Влияние самоэффективности на обучение студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2.
URL: https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN220.pdf
3. Битюцкая Е.В., Корнеев А.А. Диагностика факторов копинга: апробация опросника «Типы ориентаций в трудных ситуациях» // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 1. С. 97–111.
DOI: 10.31857/S020595920007902-8
4. Бочарова Ю.Ю., Дьячук А.А., Климацкая Л.Г., Кузина Д.В., Черкасова Ю.А. Возможности развития субъектности студентов при совладании с трудной ситуацией перехода на дистанционное обучение в период пандемии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. № 2 (56). С. 109–122. DOI: 10.25146/1995-0861-2021-56-2-277
5. Вишневская О.Н., Воронцова А.В., Воронцов Д.Б., Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В. Удовлетворенность студентов организацией дистанционного обучения в вузе в период самоизоляции // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 74–82.
DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-2-74-82
6. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2017. № 1. С. 67–87. URL: http://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7126
7. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Неуспешные студенты: социологический анализ их человечес-кого капитала // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2021. Т. 14, № 3. С. 74–93. DOI: 10.31660/1993-1824-2021-3-73-93
8. Клейн К.Г., Леонтьев Д.А., Костенко В.Ю., Осин Е.Н., Тараненко О.А., Кошелева Н.В. Переживания в разных видах деятельности: временная динамика и содержательная валидность // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. С. 47–57. DOI: 10.17759/pse.2019240505
9. Кочергина Е.В., Най Дж.В.К., Орёл Е.А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/776-kochergina27.html
10. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению как ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 64–75.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32324598
11. Попов Д.С., Тюменева Ю.А., Кузьмина Ю.В. Типологизация первокурсников: кто поступает в столичные вузы? // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 205–231. DOI: 10.17323/1814-9545-2013-1-205-231
12. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и само-регуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 82–118. URL: https://psy-journal.hse.ru/2013-10-1/78932127.html
13. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 90–108. DOI: 10.17759/ cpp.2020280205
14. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 2–3. С. 59–63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12797968
15. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–76. URL: http://www.romek.ru/ru/node/31
16. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 5. С. 72–81. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-72-81
17. Austin E.J., Saklofske D.H., Mastoras S.M. Emotional intelligence, coping and exam-related stress in Canadian undergraduate students // Australian Journal of Psychology. 2010. Vol. 62 (1). P. 42–50. DOI: 10.1080/00049530903312899
18. Babicka-Wirkus A., Wirkus L., Stasiak K., Kozłowski P. University students’ strategies of coping with stress during the coronavirus pandemic: Data from Poland // PLoS ONE. 2021. Vol. 16 (7). P. e0255041. DOI: 10.1371/journal.pone.0255041
19. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56 (2). P. 267–283. DOI: 10.1037/0022-3514.56.2.267
20. Chemers M., Hu L., Garcia В. Academic self-efficacy and first-year college student performance and adjustment // Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 93. P. 55–64. DOI: 10.1037/0022-0663.93.1.55
21. Dyachuk A.A., Bocharova J.Yu., Klimatckaia L.G., Shpakou A.I. The distance learning situation as a professional challenge for future teachers. In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: ICEST 2021 II International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society. 2021. P. 1351–1360. DOI: 10.15405/epsbs.2021.09.02.152
22. Guterman O. Academic success from an individual perspective: A proposal for redefinition // International Review of Education. 2021. Vol. 67. P. 403–413. DOI: 10.1007/s11159-020-09874-7
23. Johnson V.E. An alternative to traditional GPA for evaluating student performance // Statistical Science. 1997. Vol. 12 (4). P. 251–269. URL: https://www.researchgate.net/publication/2469097
24. Khan M. Academic self-efficacy, coping, and academic performance in college // International Journal of Undergraduate Research and Creative Activities. 2013. Vol. 5 (1). P. 4. DOI: 10.7710/2168-0620.1006
25. MacCann C., Fogarty G.J., Zeidner M., Roberts R.D. Coping mediates the relationship between emotional intelligence (EI) and academic achievement // Contemporary Educational Psychology. 2011. Vol. 36 (1). P. 60–70. DOI: 10.1016/j.cedpsych.2010.11.002
26. Nadler R. Understanding «Zoom fatigue»: Theorizing spatial dynamics as third skins in computer-mediated communication // Computer and Compositions. 2020. Vol. 58. DOI: 10.1016/j.compcom.2020.102613
27. Niemi H.M., Kousa P.A. Case study of students’ and teachers’ perceptions in a Finnish high school during the COVID pandemic // International Journal of Technology in Education and Science. 2020. Vol. 4 (4). P. 352–369. DOI: 10.46328/ijtes.v4i4.167
28. Rice К., Rock A.J., Murrell E., Tyson G.A. The prevalence of psychological distress in an Australian TAFE sample and the relationships between psychological distress, emotion-focused coping and academic success // Australian Journal of Psychology. 2021. Vol. 73 (2). P. 231–242. DOI: 10.1080/00049530.2021.1883408
29. Sachitra V., Bandara U. Measuring the academic self-efficacy of undergraduates: The role of gender and academic year experience // World Academy of Science, Engineering and Technology. 2017. Vol. 11 (11). URL: https://www.researchgate.net/publication/320281960
30. Saklofsk D.H., Austin E.J., Mastoras S.M., Beaton L., Osborne Sh.E. Relationships of personality, affect, emotional intelligence and coping with student stress and academic success: Different patterns of association for stress and success // Learning and Individual Differences. 2012. Vol. 22 (2). P. 251–257. DOI: 10.1016/j.lindif.2011.02.010
31. Zajacova A., Lynch S.M., Espenshade Th.J. Self-efficacy, stress, and academic success in college // Research in Higher Education. 2005. Vol. 46 (6). P. 677–706. DOI: 10.1007/s11162-004-4139-z
32. Zinchenko Y.P., Shaigerova L.A., Almazova O.V. et al. The spread of COVID-19 in Russia: Immediate impact on mental health of university students // Psychological Studies. 2021. Vol. 66. P. 291–302. DOI: 10.1007/s12646-021-00610-1
Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
A., D., Yu., B., G., K., & I., S. (2022). ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТЬЮ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 60(2), 132-150. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-60-2-339

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)