ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ «ПЕДАГОГ» КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

  • Vasilyeva Svetlana P. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Vasiliev Aleksandr D. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: языковая картина мира, профессиональная группа, педагог, модель, Красноярский край.

Аннотация

Проблемы, связанные с инновационными процессами в образовании, влекут за собой изменения в деятельности педагога, в профессиональной картине мира. Для изучения происходящих изменений в образовании исследователи обращаются к экспериментальным методам.

Цель данного исследования – моделирование языковой картины мира профессиональной группы «педагог» на основе анализа ядра ассоциативно-вербальной сети, полученной в результате метода массового свободного ассоциативного эксперимента среди педагогов Красноярского края.

Методология исследования основана на положениях Московской психолингвистической школы, исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, определяющих «путь самоактуализации в процессе деятельностного взаимодействия с миром» (А.А. Леонтьев).

Материал для анализа репрезентирован в электронной базе данных «Ассоциативный словарь профессиональной группы „педагог” Красноярского края», содержащей более 2100 анкет свободного ассоциативного эксперимента. Словарь имеет «прямой» (от стимула к реакции) вход и «обратный» (от реакции к стимулу). Последний обеспечивает возможность выявить список ассоциатов с наибольшим количеством связей ассоциативной вербальной сети. Такой список считается перечнем базовых ценностей и основой языковой картины мира испытуемых.

В результате исследования представлена модель языковой картины мира представителей профессиональной группы «педагог» Красноярского края, выявлено концептуальное ядро языковой картины мира педагогов, включающее самые важные для жизни человека ценности: человек, деньги, дом, друг, мир, жизнь, день, время, работа, отдых.

Литература

1. Ассоциативный словарь профессиональной группы «педагог» Красноярского края / авт.-сост.: С.П. Васильева, А.Д. Васильев, В.В. Ингул, А.А. Курделяс, А.Г. Тимченко, Е.В. Устьянцева, М.Ю. Забалуев (АСП). URL: https://et2.kspu.ru (дата обращения: 21.04.2022).
2. Балашова Е.А. К вопросу об отражении наивной картины мира в лексикографии и лексикологии // Филологические записки: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2006. Вып. 4, ч. 2. С. 114–124.
URL: https://core.ac.uk/download/pdf/268477853.pdf (дата обращения: 30.04.2022).
3. Васильев А.Д. Концепт ЖИЗНЬ в системе ценностей жителей Приенисейской Сибири // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 215–217.
4. Васильева С.П., Васильев А.Д., Мамаева Т.В., Устьянцева Е.В. Базовые ценности регионального языкового сознания русских Приенисейской Сибири: монография / отв. ред. С.П. Васильева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 180 с.
5. Васильева С.П. Деньги как ценность в языковом сознании русских Приенисейской Сибири // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 158–165.
6. Васильева С.П. Динамика ценностных смыслов ассоциативного поля «МИР» в региональном языковом сознании сибиряков // Политическая лингвистика. 2017. № 2 (62). С. 19–26.
7. Залевская А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1981. С. 28–44.
8. Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира: сб. науч. ст. / под ред. Н.В. Уфимцевой. М., 2000. С. 191–206.
9. Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А. Русский ассоциативный словарь (РАС). URL: http://tesaurus.ru/dict/ (дата обращения: 29.05.2022).
10. Леонтьев А.А. Личность, деятельность, образование // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 2000. 320 с.
11. Тарасов Е.Ф. Основные направления деятельности МПЛШ // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): кол. монография / научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. М.: Ин-т языкознания ММА, 2021. 626 с.
12. Устьянцева Е.В. Представление о ЖИЗНИ в языковом сознании педагогов Красноярского края // Сибирский филологический форум. 2022. № 2 (19). С. 23–31. DOI: https://doi.org/10.25146/2587-7844-2022-19-2-114
13. Устьянцева Е.В. Социокультурный тип учителя малого города Красноярского края (осознаваемый уровень языкового сознания) // Сибирский филологический форум. 2021. № 2 (14). С. 17–23. DOI: https://doi.org/10.25146/2587-7844-2021-14-2-74
14. Уфимцева Н.В. Ассоциативный словарь как модель языковой картины мира // Вестник ИрГТУ. 2014. № 9 (92). С. 340–347. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativnyy-slovar-kak-model-yazykovoy-kartiny-mira/viewer
15. Уфимцева Н.В. Образ мира русских: системность и содержание // Язык и культура. 2009. № 4 (8). С. 98–111.
16. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. ст. / отв. ред. Н.В. Уфимцева. Изд. 2-е. М., 2003. С. 139–162.
17. Almazova I. G., Kondakova I. V., Chislova S. N. Formação da imagem do mundo durante a transformação digital da educação // Revista on line de Política e Gestão Educacional, Araraquara. 2022. Vol. 26, No. 00. P. e022018. URL: https://periodicos.fclar.unesp.br/rpge/article/view/16469 (дата обращения 29.05ю2022); DOI: 10.22633/rpge.v26i00.16469
18. Ribeiro J.C. de O.A., Nunes C.P. Challenges for teacher training: with the word teachers // Revista Tempos E Espaços Em Educação. 2022. Is. 15 (34). P. e17250. DOI: https://doi.org/10.20952/revtee.v15i34.17250
Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
P., V., & D., V. (2022). ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ «ПЕДАГОГ» КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 60(2), 166-180. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-60-2-341

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)