ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ключевые слова: культура безопасности, компоненты культуры безопасности, уровни развития культуры безопасности, возрастные особенности сотрудников, этапы профессионализации, педагоги-ческие условия развития культуры безопасности сотрудников.

Аннотация

Постановка проблемы и цель. В статье обоснована проблема учета в дополнительном профессиональном образовании, направленном на развитие культуры безопасности, особенностей этапа профессионализации сотрудников организаций. Цель статьи состоит в выявлении особенностей развития культуры безопасности сотрудников организации с учетом их возрастных особенностей и этапа профессионализации.

Методология исследования базируется на обобщении научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых в области теории и методики образования, безопасности профессиональной деятельности и смежных с педагогикой сферах. В исследовании с позиций системного, культурологического, аксиологического, деятельностного подходов рассматриваются элементы культуры безопасности сотрудников организации и ее развитие на этапе профессионализации в их совмещении с андрагогическим подходом, представленным прежде всего в педагогических исследованиях отечественных и зарубежных авторов [Соколова, Ильина, 2018; Лебединская, 2016; Stemn et al., 2016]. Для проверки предположения о различиях в культуре безопасности сотрудников разного возраста автором проведен и описан эксперимент, осуществлена статистическая обработка результатов эксперимента и дана ее педагогическая интерпретация.

Результаты исследования. Раскрыта сущность исследуемого феномена «культура безопасности сотрудников организаций», определен уровень развития культуры безопасности сотрудников трех возрастных групп, выявлены внешние и внутренние по отношению к системе образования в сфере безопасности условия развития культуры безопасности у сотрудников. На основе экспериментальных данных автор предлагает ориентиры для преобразования педагогических условий развития необходимого уровня культуры безопасности сотрудников разного возраста в дополнительном профессиональном образовании.

Заключение. Предложенные автором способы педагогического влияния на развитие культуры безопасности сотрудников организации, базирующиеся на особенностях этапа профессионализации (опыта профессиональной деятельности), могут служить ориентирами методистам учебных центров, педагогам дополнительного профессионального образования, педагогам-исследователям в разработке индивидуальных программ развития культуры безопасности сотрудников организаций.

Литература

1. Арутюнова К.Р., Созинова И.М., Александров Ю.И. Мозговые основы моральной оценки действий // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 2. С. 67–81. DOI:10.17759/jmfp.2020090206
2. Бухтояров В.Ф. Нравственные и духовные аспекты безопасности труда: монография. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2020. 228 с.
3. Власов Л.А. Психология безопасности труда. М.: Военмех, 2003. 161 с. URL: https://forpsy.ru/works/psihologiya-bezopasnosti-truda
4. Головин Н.Л. Педагогический анализ понятия «культура безопасности жизнедеятельности» для среднего общего и профессионального образования // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, № 3-1. С. 11–26. DOI: 10.34670/AR.2020.20.29.001
5. Губанов В.М., Капшунова И.К. Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. 2016. № 3.1 (6.1). С. 62–68. URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1446
6. Ефимова О.В., Комарова Ю.В. Культура безопасности как элемент организационной культуры транспортных компаний // Мир транспорта. 2019. Т. 17, № 3 (2). С. 234–245. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-3-234-245
7. Калганова Н.В., Гаврилин И.И. Особенности формирования культуры безопасности у студентов // Безопасность жизнедеятельности глазами молодежи: матер. VI Всерос. студ. конф. (с междунар. участием): в 2 т. Челябинск. ИЦ ЮУрГУ, 2021. С. 220–223. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45970219
8. Калегина Ю.В. Исследование ценностных ориентиров развития культуры безопасности студентов // Безопасность жизнедеятельности. 2022. № 4 (256). С. 46–56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48339633
9. Калегина Ю.В. Педагогическое содействие развитию экотехнической культуры студента // Педагогическое образование в России. 2021. № 2. С. 96–103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45743289
10. Карасева Т.В., Толстова С.Ю., Лошаков А.М. Современные проблемы преподавания безопасности жизнедеятельности в современной высшей школе // Безопасность жизнедеятельности. 2022. № 5 (257). С. 47–51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48658973
11. Кимберг А.Н. Психология безопасности личности: предмет и проблемы в перспективе субъектного подхода // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 1. С. 72–80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18930425
12. Котик М.И. Психология и безопасность: монография по психологии труда. СПб.: Питер, 2006. 285 с. URL: https://forpsy.ru/works/psihologiya-bezopasnosti-truda/
13. Кузнецова С.А. Культура безопасности и поведенческие аудиты безопасности // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2021. № 7. С. 48–54. DOI: 10.33920/pro-4-2107-06
14. Лебединская В.Г. Система образования взрослых в Швеции в контексте развития системы образования взрослых в России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2016. № 3. С. 136–138. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27404764
15. Мозговая А.В. Концепция ответственности в исследовании и управлении риском // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7, № 1 (22). С. 166–174. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22978072
16. Мошкин В.Н., Калачев Г.А. Модель процесса воспитания культуры безопасности студентов // Педагогический университетский вестник Алтая. Барнаул: БГПУ, 2006. 118 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21479432
17. Муштонина Е.А., Кузнецова Е.А., Сорокина Е.А. Культура безопасности как элемент обеспечения безопасных условий труда работников // Проблемы безопасности российского общества. 2018. № 3. С. 13–15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35688777
18. Обознов А.А., Бессонова Ю.В. Культура безопасности в техногенном мире // Мир психологии. 2018. № 4 (96). С. 115–123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46397624
19. Попцов А.Н., Долинина И.Г. Культура техносферной безопасности как основа процесса в политехнических вузах // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1-3 (115). С. 103–108. DOI: 10.23670/IRJ.2022.115.1.090
20. Соколова И.И., Ильина Л.Н. Новые дискурсы образования взрослых от дополнительного профессионального образования к обучению через всю жизнь // Непрерывное образование. 2018. № 4 (26). С. 10–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36776504
21. Соколова С.Н. Культура безопасности современного общества и аксиологическая матрица личности // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. Минск. 2017. № 1. С. 66–72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29325223
22. Соколова С.Н. Процессы демократизации в современном обществе и сфера безопасности // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки. Минск: РИВШ, 2015. С. 272–278. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?issueid=1583016
23. Тимофеева Л.Л. Культура безопасности: генезис и развитие // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2021. № 2. С. 23–27. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=47306746
24. Троицкий К.Е. Мораль: разнообразие понятий и смыслов // К 75-летию академика А.А. Гусейнова: сб. науч. тр. М.: Альфа-М, 2014. № 9. С. 185–188. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22400155
25. Cikara M., Farnsworth R.A., Harris L.T., Fiske S.T. On the wrong side of the trolley track: Neural correlates of relative social valuation // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2010. 5. No. 4. 404–413. DOI: https://doi.org/10.1093/scan/nsq011
26. Dubljević V., Racine E. Moral enhancement meets normative and empirical reality: assessing the practical feasibility of moral enhancement neurotechnologies // Bioethics. 2017. Vol. 31, is. 5. P. 338–348. DOI: https://doi.org/10.1111/bioe.12355
27. Ellemers N. et al. The psychology of morality: a review and analysis of empirical studies published from 1940 through 2017 // Personality and Social Psychology Review. 2019. Vol. 23, is. 4. P. 332–366. DOI: https://doi.org/10.1177/1088868318811759
28. Nunen K. van et al. Bibliometric analysis of safety culture research // Safety Science. 2018. Vol. 108. P. 248–258. DOI: https://doi.org/10.1016/J.SSCI.2017.08.011
29. Riva P. et al. Selective changes in moral judgment by noninvasive brain stimulation of the medial prefrontal cortex // Cognitive, Affective and Behavioral Neuroscience. 2019. Vol. 19, is. 4. P. 797–810. DOI: https://doi.org/10.3758/s13415-018-00664-1
30. Shulman R.G., Rothman D.L. A non-cognitive behavioral model for interpreting functional neuroimaging studies // Frontiers in Human Neuroscience. 2019. Is. 13. Article ID 28. 18 p. DOI: https://doi.org/10.3389/fnhum.2019.00028
31. Stemn E. et al. Examining the relationship between safety culture maturity and safety performance of the mining industry // Safety Science. 2019. Is. 113. P. 345–355. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssci.2018.12.008
32. Yu R. Stress potentiates decision biases: A stress induced deliberation-to-intuition (SIDI) model // Neurobiology of Stress. 2016. Is. 3. P. 83–95. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ynstr.2015.12.006
Опубликован
2023-03-30
Как цитировать
V., K. (2023). ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 63(1), 53-69. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/478