УЧИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И КРЕСТЬЯНСТВО ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX – НАЧАЛА ХХ вв.: ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема социокультурной адаптации учительской интеллигенции Енисейской губернии в крестьянском обществе на рубеже XIX–ХХ вв. Цель исследования – выявить причины возникновения конфронтации, возникавшей между крестьянами и сельскими учителями в процессе их профессиональной деятельности.
Методология исследования основывается на теории и методах культурно-антропологического подхода. Источниковой базой послужили отчеты инспекторов начальных училищ, наказы, принимавшиеся на волостных сходах крестьян, материалы съездов учителей и журнальная публицистика.
Результаты. Устанавливается, что главной причиной конфронтации крестьян и учительской интеллигенции были различия социокультурного порядка. Учителя, являвшиеся носителями культурного модерна, сталкиваясь с традиционным культурным укладом, доминировавшим в крестьянстве, воспринимали его как архаику, препятствовавшую культурному прогрессу. Это вело к взаимному отчуждению, затруднявшему их профессиональную деятельность. Но постепенное изменение мотивации учителей, происходившее под влиянием объективных процессов модернизации российского общества на рубеже XIX–ХХ вв., затронувших и само крестьянство, способствовало сближению культурных полюсов. Однако процесс синтеза традиционной культуры и модерна в дореволюционном сибирском обществе так и не был завершен.
Заключение. Автор приходит к выводу, что, несмотря на позитивную динамику социокультурных процессов в сибирском обществе, оно продолжало оставаться расколотым. На одном полюсе находилась интеллигенция, представлявшая элитарную культуру Серебряного века, на другом – крестьянство, сохранявшее традиционный культурный уклад. Учителя народных школ выступали в роли связующего звена между этими разными культурными мирами. Однако самоотверженные попытки сблизить их не могли обеспечить синтез традиции и модерна, а потому и сама учительская интеллигенция не могла преодолеть известной культурной и психологической изоляции в крестьянской среде.