МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ-НАСТАВНИКОВ И СТУДЕНТОВ-ИНТЕРНОВ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация
Проблема и цель. В статье раскрывается суть проблемы подготовки в области цифровых педагогических компетенций в соответствии с актуальными направлениями развития системы образования в России. Цель исследования составляет разработка комплекса организационно-педагогических условий обеспечения интегрированной подготовки работающих педагогов, преподавателей и студентов педагогических вузов к осуществлению трудовых функций в соответствии с обозначенным государственной политикой социальным заказом на эффективное применение цифровых средств образовательного назначения, с ними связанных современных педагогических технологий и возможностей онлайн-образования.
Методология. Научно-педагогическими основаниями для исследования послужила совокупность исходных теоретических обоснований: 1) положения компетентностного подхода для описания сущности и структуры компетенций как образовательного результата; 2) ключевые положения системно- и личностно-деятельностного подходов для описания характера и видов учебно-познавательной деятельности; 3) идеи личностно ориентированного образования и технологизации образовательного процесса для моделирования индивидуальных образовательных траекторий участников предметных кластеров; 4) технологии контектстного обучения, теория поэтапного формирования новых знаний и действий, деятельностные модели обучения для моделирования структуры и содержания подготовки; 5) выявленные закономерности формирования и развития профессиональной ИКТ-компетентности педагогов, представления о кластерно-распределенных моделях реализации педагогического процесса.
Результаты. В работе обосновываются содержание и модель реализации интегрированной подготовки в области цифровых педагогических компетенций работающих учителей общеобразовательных школ, преподавателей информационно-технологических и методических дисциплин и студентов педагогического университета, направляемых в течение всего выпускного курса в школы для практического освоения способов осуществления трудовых функций (педагогическую интернатуру).
Заключение. Полученные на текущий момент результаты позволяют сделать вывод о том, что возможным вариантом решения проблем подготовки будущих и работающих учителей в области цифровых педагогических компетенций является интегрированная модель, существующая в кластерно-распределенном виде в рамках педагогической интернатуры. Такая модель подразумевает наличие ряда организационно-педагогических условий, связанных как с содержанием, так и с характером организации взаимодействия всех участников при помощи отдельной структуры – «Центр цифровых педагогических компетенций».