СТАНОВЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматриваются теоретико-методологические основания становления рефлексивной компетентности будущего педагога, моделирование процесса развития и его реа-
лизация в образовательном пространстве вуза. Идея исследования в результативном становлении рефлексивной компетентности обучающегося, рассматриваемой в русле рефлексивной деятельности, основанной на субъектных отношениях, взаимодействии в диалоге, разнопозиционности и индивидуализации. Данные педагогические условия осуществляются в нелинейном и коллективном обучении в вузе на основе осознанного выбора форм, содержания, средств обучения и методов в образовательном пространстве вуза.
Цель исследования – проверка теоретико-концептуальных основ развития рефлексивной компетентности будущего педагога в рамках высшего образования.
Методологию исследования составляют научно-исследовательские работы отечественных и зарубежных ученых в сфере высшего образования. Основополагающим в исследовании является компетентностный подход как целеполагающий в образовании.
Результаты. Лонгитюдный эксперимент подтвердил правомерность концепции и модели становления рефлексивной компетентности студента в образовательном процессе; показана взаимосвязь характеристик образовательного пространства вуза и программы по индивидуально направленному образованию, обеспечивающих становление рефлексивной компетенции обучающегося.
Заключение. Исследовательские результаты показывают, что развитие рефлексивной компетентности будущего педагога в образовательном пространстве очень продолжительный процесс и нуждается в специальной педагогической организации. Педагогические условия, которые усиливают результат развития рефлексивной компетентности у будущего педагога, могут быть использованы в целях реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» и совершенствования высшего образования двадцать первого века. Смыслом процесса развития рефлексивной компетентности будущего педагога можно считать самодвижение в профессиональном и личностном плане.