АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
Проблема и цель. В статье приводится исследование влияния дополнительного образования в сфере искусства и художественной деятельности в подростковом возрасте на общий уровень развития эмоциональной компетентности и уровень развития отдельных ее компонентов.
Методологию исследования составляют диалектический и структурный подходы, теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме. В работе используются психометрический метод (психодиагностическая методика Н. Холла «Опросник EQ»), анкетирование, дисперсионный анализ, а также сравнительный метод психологического исследования.
Результаты. Основываясь на некоторых работах Е.Л. Яковлевой, А.А. Мелика-Пашева и Я.А. Пономарева, а также полученных нами эмпирических данных, мы пришли к выводам, что наиболее благоприятно на развитии уровня интегральной эмоциональной компетентности сказывается дополнительное образование в сферах изобразительного и музыкального искусства одновременно. Занятия одним видом искусства, например только музыкой, не дают должного уровня развития эмоциональной осведомленности и самомотивации, в то время как респонденты, не получавшие никакого дополнительного образования в сфере искусств, хотя и плохо справляются с управлением собственными эмоциями, однако умеют управлять своим поведением.
Заключение. Исследование показывает, что деятельность подростков, осуществляемая в сфере музыкального и дополнительного образования, оказывает некоторое влияние на чувственно-эмоциональную сферу личности, в частности на проявление определенного уровня развития эмоциональной компетентности. В то же время отсутствие высокого уровня управления своими эмоциями в юношеском возрасте, возможно, является особенностью данного периода онтогенеза.