ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РОССИИ И США
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматриваются особенности формирования экономической культуры и социальных компетенций у старшеклассников в России и США, которые позволяют им управлять собственным образованием на протяжении всей своей жизни, правильно определять направления своей деятельности и заниматься самообразованием.
Цель статьи заключается в предоставлении результатов сравнительного анализа отечественной и зарубежной научной литературы, связанной с формированием экономической культуры и социальных компетенций у старшеклассников с опорой на их личный опыт участия в ряде образовательных программ, реализуемых в общеобразовательной школе России и США, и в обозначении перечня проблем, наиболее востребованных в педагогических исследованиях, связанных с проблемами формирования экономической культуры и социальных компетенций у школьной молодежи.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение совокупности научных исследований зарубежных и отечественных ученых [Cummings, Taebel, 1978; Staudt, 2016; Грасс, 2015; Саксонова, Захарова, 2008 и др.], а также обобщение опыта формирования экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников в процессе социализации в России и США.
Результаты. В статье охарактеризованы составные элементы механизма формирования экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников в России и США. Результаты исследования позволяют расширить представление о составных механизмах формирования экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников в обеих странах. Кроме того, данные результаты позволяют выявить возможности использования позитивного опыта формирования экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников США в отечественной практике.
Заключение. Анализируя результаты данной статьи, авторы приходят к выводу о том, что в обеих странах особое внимание уделяют формированию экономической культуры и развитию социальных компетенций. В России в последнее время предпринимаются меры по активизации обучения финансовой и экономической грамотности молодежи и всего населения на основе, как правило, виртуального или теоретического подходов, но без учета мнений отечественных работодателей. В США успех формирования экономической культуры и социальных компетенций во многом зависит от реальной предпринимательской деятельности старшеклассников на практике, от критической оценки работодателей, практических навыков, компетенций и желания ответственно работать.