СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ «СПОСОБНОСТЬ К ПРОЕКТНОМУ ТИПУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация
Проблема и цель. В статье анализируются вопросы сущности и содержания универсальных компетенций, предусмотренных действующими образовательными стандартами в системе высшего педагогического образования. Среди них выделяется проблема, обусловленная недостаточным уровнем развития у выпускников педагогических вузов и педагогов компетенций, связанных с организацией и реализацией деятельности по проектному типу.
Цель статьи – выявить и обосновать сущность и содержание общекультурной компетенции «способность к проектному типу деятельности».
Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере высшего образования, направление Педагогическое образование, а также теоретических материалов и научно-исследовательских работ ученых по обоснованию структуры и наполнения содержания компетенций.
Результаты. Проанализированы работы, посвященные сущности и содержанию универсальных компетенций студентов в высшем образовании. В ходе исследования было определено авторское понятие «проектный тип организации деятельности», на основе которого была выделена универсальная компетенция «способность к проектному типу деятельности». Обозначена структура выделенной компетенции, включающая шесть групп проектных умений, которые развиваются у студентов в ходе организации и реализации проектного типа деятельности.
Заключение. Изучение вопроса о сущности и содержания универсальных компетенций студентов базировалось на изучении диссертационных работ, научных статей и опыта педагогов, посвященных данной теме. Был сделан вывод о недостаточной изученности комплекса компетенций, относящихся к проектному типу деятельности при высокой ее востребованности у работодателей.
Представленный в статье подход для решения этой проблемы заключается в выделении универсальной компетенции студентов «способность к проектному типу деятельности» опирается на авторское понимание «проектный тип организации деятельности», сущность которого заключается в организации любой деятельности проектным способом.