СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТУВИНСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ
Аннотация
Проблема и цель. В статье раскрывается суть проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей тувинского языка с учетом требований новых ФГОС 3++ педагогического образования. Намечен этнопедагогический подход
к построению методики обучения будущих педагогов-бакалавров информатике и информационным технологиям на основе русско-тувинского двуязычия.
Цель исследования – проанализировать современное состояние проблемы формирования ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка и предложить структурно-логическую модель, направленную на формирование ИКТ-компетентности будущих бакалавров тувинского языка с учетом языковых, региональных, этнопсихологических, национально-культурных особенностей их профессиональной деятельности.
Методология. Научно-педагогическими основаниями для исследования послужила совокупность исходных теоретических обоснований: 1) положения компетентностного подхода для описания сущности и структуры компетенций как образовательного результата; 2) ключевые положения системно- и личностно-деятельностного подходов для описания характера и видов учебно-познавательной деятельности; 3) технологии контектстного обучения, теория поэтапного формирования новых знаний и действий, деятельностные модели обучения для моделирования структуры и содержания подготовки; 4) концепция этнопедагогического подхода для выявления закономерностей формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов тувинского языка в условиях русско-тувинского двуязычия.
Результаты. Полученные на текущий момент результаты позволяют сделать вывод о том, что для поиска путей решения обозначенной проблемы необходимо провести серьезное изучение сущности ИКТ-компетентности в условиях двуязычия и разработать структурно-логическую модель ее формирования, содержащую целевой (цель, задачи), содержательно-методический (содержание, организационные формы, специальные приемы, методы и средства) и диагностический (критерии, диагностический инструментарий, уровни сформированности ИКТ-компетентности) блоки. В статье подробно описан каждый блок структурно-логической модели формирования ИКТ-компетентности. Представлены структура и содержание ИКТ-компетентности будущего учителя тувинского языка: мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Описаны уровни развития ИКТ-компетентности бакалавра: общепользовательский, общепедагогический, предметно-ориентированный, подробно описаны функции каждого блока структурно-логической модели формирования ИКТ-компетентности и функции ИКТ-компетентности будущего учителя тувинского языка.
Заключение. Предложенная в статье структур-но-логическая модель формирования ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия ориентирована на развивающее обучение. Будущий учитель-тувиновед должен обладать предметно-ориентированной ИКТ-компетентностью, т.е. уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию тувинского языка и филологии, и также формировать готовность к их эффективному внедрению в образовательную деятельность.