ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация
Проблема и цель. Несмотря на выделение когнитивных способностей в структуре художественной одаренности, изучению особенностей познавательных процессов, индивидуальных приемов и способов познавательной деятельности уделяется недостаточное внимание. В статье раскрывается проблема соотношения характеристик мотивационных и операциональных компонентов познавательной сферы и выраженности признаков одаренности в изобразительной деятельности. Целью работы является выделение качественно своеобразных особенностей познавательной сферы подростков, имеющих признаки художественной одаренности. На основе теоретического анализа в качестве характеристик познавательной сферы, которые могут быть связаны с художественной одаренностью, были выделены познавательная активность, умение воплощать замысел, строить композицию, аналитичность-синтетичность, зрелость когнитивных стилей.
Методология. Для реализации поставленной цели на основе экспертных оценок характеристик творческой деятельности обучающихся и анализа их достижений были выделены группы подростков с разной степенью проявления художественной одаренности.
Сравнительный анализ характеристик познавательной сферы, полученных с помощью диагностических методик, позволил выявить значимые различия.
Результаты. Выявлена тенденция становления способов осуществления изобразительной деятельности: от структурированности отдельных объектов до построения композиционных, выразительных связей целостного образа. Показана связь уровня выраженности признаков одаренности с познавательной активностью, интеллектуальным компонентом воображения, чувством симметрии, зрелостью когнитивных стилей, способностью оперировать абстрактными символами, оригинальностью объектов. Отмечены качественные изменения наглядно-образного и абстрактно-символического мышления.
Заключение. Актуализация и поддержка познавательной активности в сочетании с развитием опера-циональных компонентов познавательной сферы в процессе психолого-педагогического сопровождения может способствовать раскрытию потенциала одаренного в изобразительной деятельности обучающегося.