ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

  • KOVALEVSKIY Valeriy Anatolyevich КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: часто болеющий ребенок, ранний возраст, родительское отношение, материнское отношение, мелкая моторика.

Аннотация

Проблема и цель. В современном мире возрастает интерес к вопросам полноценного развития часто болеющего ребенка, поскольку статистические источники указывают на рост числа соматических заболеваний детей, в том числе раннего и дошкольного возраста. Назрела необходимость в поиске тех детерминантов родительского отношения, которые определяют развития больного ребенка.

Цель статьи – изучить особенности взаимосвязей типов материнского отношения и мелкой моторики часто болеющих детей раннего возраста.

Методология исследования. Деятельностный подход (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); психосоматический подход, который предусматривает исследование взаимодействия психических и соматических явлений, которые связаны с микро-

и макросоциальной средой человека (М. Якоби,                 Ф. Александер, Ф. Данбар).

Методы. Метод сбора эмпирических данных: анализ медицинских карт детей для оценки состояния их здоровья. Для диагностики отношения родителей к ребенку использовался тест-опросник родительского (материнского) отношения А.Я. Варги и В.В. Столина. Специфика развития мелкой моторики оценивалась с помощью методики, разработанной Н.О. Озерецким и Н.И. Гуревич. Статистическая обработка данных проводилась с применением U-критерия Манна – Уитни,           коэффициента корреляции Спирмена.

В исследовании принимали участие 24 ребенка в возрасте двух-трех лет, в том числе 12 здоровых и 12 больных детей, и их 24 мамы.

Результаты. Выявлено преобладание материнского отношения «симбиоз» и «авторитарная              гиперсоциализация» к часто болеющему ребенку, когда родитель ощущает себя с ребенком единым целым и стремится контролировать все сферы деятельности ребенка. Обнаружено, что показатели мелкой моторики здорового и часто болеющего ребенка одинаковы при выполнении заданий «Воспроизводит позу, заданную на другой руке», «Находит нужный набор движений», «Правильно располагает позу в пространстве». Однако в группе часто болеющих детей существует тенденция к снижению выраженности показателей при выполнении заданий «Переключается на новую позу», «Правильно воспроизводит позу». Использование в семье материнского отношения «кооперация» в семье здоровых детей оказывает стимулирующее влияние на развитие мелкой моторики, а в группе часто болеющих детей применение материнского отношения «маленький неудачник» негативно сказывается на развитии у них мелкой моторики.

Заключение. Реализация партнерских отношений с детьми, поощрение самостоятельности ребенка связаны с улучшением показателей развития мелкой моторики в группе здоровых детей двух-трех лет, а в группе часто болеющих сверстников наблюдаются трудности развития мелкой моторики в случаях их инфантилизации, отсутствия к ним доверия, наличия представления о неумелом и неуспешном ребенке.

Литература

1. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Здоровье детей на пороге XXI века: пути решения проблемы [Электронный ресурс] // Русский медицинский журнал: электрон. науч. журн. 2000. № 18. URL: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Zdorovye_detey_na_poroge_XXI_veka_puti_resheniya_problemy/ (дата обращения: 19.06.2012).
2. Буренкова Е.В. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого. Пенза, 2000. 205 с.
3. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. 2005. № 3. С. 84–95.
4. Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Журнал практического психолога. 2009. № 2. С. 5–14.
5. Груздева О.В., Улыбина Е.В., Вербианова О.М. Возможности и механизмы компенсаторного развития часто болеющих детей старшего дошкольного возраста // Вестник КГПУ
им. В.П. Астафьева. 2018. № 3 (45). С. 135–143.
6. Доманецкая Л.В. Родители и часто болеющий ребенок: общение в контексте психосоматического подхода / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 304 с.
7. Ковалевский В.А. Психология семьи и болезнь ребенка: метод. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 84 с.
8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1993. 213 с.
9. Любина Г.А., Желонкина О.В. Рука развивает мозг. Ребенок в детском саду. 2013. № 4. С. 33–35.
10. Николаева В.В., Арина Г.А. Тяжело больной ребенок, штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья. 1994. Т. 2. С. 86–95.
11. Озерецкий Н.И., Гуревич М.О. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей. М.: АСТ, 1996.
136 c.
12. Спиваковская А.С. Педагогика родителям // Как быть родителями: о психологии родительской любви. М.: Педагогика, 2006. 160 с.
Опубликован
2019-04-06
Как цитировать
Anatolyevich, K. (2019). ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 47(1), 97-104. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-108