ВЛИЯНИЕ МАНИПУЛЯТИВНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА НА МЫШЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Аннотация
Постановка проблемы. Статья посвящена разрушительному воздействию манипулятивного политического дискурса на логическое мышление потенциальных избирателей. Приводятся манипулятивные языковые приемы, способные максимально эффективно разлагать адекватное восприятие политической информации. Обращается внимание на способность автора политического дискурса использовать объективные факты как орудие манипулятивного переубеждения массового адресата.
Основной метод исследования – дискурсивный анализ.
Результатом анализа примеров являются классификация и характеристика приемов дискурсивной манипуляции, воздействующих на эмоциональную и интеллектуальную сферу.
Вывод. Применение описанных в статье приемов дискурсивной манипуляции подтверждает неистребимость манипуляции в языке в целом и в политическом дискурсе в частности. Противодействие манипуляции, однако, возможно при соответствующем уровне образования, политической компетентности, а также способности критически осмысливать получаемую информацию, какими бы ни были ее источники.
Литература
2. Бизюков Н.В. Информационный шум как прием языковой манипуляции (на материале публицистического дискурса // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 159. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/informat
3. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. М.: Флинта-Наука, 2003. С. 168. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364097
4. Васильев А.Д. Цели и средства игры в слова / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2012. С. 33. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2016/02/11/43be9db383769a7a1c64622421b03455/monografiya-ad-vasilev.pdf
5. Гавра Д.П., Хубецова З.Ф. Социально-коммуникативные технологии // Основы теории коммуникации. СПб.: Роза мира, 2006. Ч. 2. С. 198—219. URL: http://www.studmed.ru/view/gavra-dp-socialno-kommunikativnye-tehnologii-suschnost-struktura-funkcii-statya_197c941406e.html
6. Гумилев Л.Н. Черная легенда: друзья и недруги Великой степи. М.: АТС, 2008. С. 7. URL: https://www.e-reading.club/book.php? book=110311
7. Дрожащих Н.В. Синергетическая трактовка языкового знака // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2016. Вып. 1 (55). С. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sinergeticheskaya-traktovka-yazykovogo-znaka
8. Каменева В.А. Манипуляция и / или пропаганда? Функциональные особенности социальной рекламы // Политическая лингвистика. 2013. № 2 (44). С. 35–39. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/manipulyatsiya-i-ili-propaganda-funktsionalnye-osobennosti-sotsialnoy-reklamy
9. Киселева С.В., Сапронов Ю.В. Когнитивные операции и их репрезентация в дискурсе о политических партиях // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2016. Вып. 1 (55).С. 83. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kognitivnye-operatsii-i-ih-reprezentatsiya-v-diskurse-o-politicheskih-partiyah
10. Кузина О.А. Фразеологические единицы как средство отражения событий политической жизни на Украине (на материале англоязычных СМИ) // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2016. Вып. 1 (55). С. 109. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/frazeo-logicheskie-edinitsy-kak-sredstvo-otrazheniya-sobytiy-politicheskoy-zhizni-na-ukraine-na-materiale-angloyazychnyh-smi
11. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 152. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3193
12. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012. 411 с. URL: http://x-libri. ru/elib/panrn001/index.htm
13. Седых А.П. К вопросу об идиополитическом дискурсе В.В. Путина // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2016. Вып. 1 (55). С. 35.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-ob-idiopoliticheskom-diskurse-v-v-putina
14. Сковородников А.П. О смысловой амбивалентности ключевых слов современного российского политического дискурса // Политическая лингвистика. 2015. № 2 (52). С. 50–56. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-smyslovoy-ambivalentnosti-klyuchevyh-slov-sovremennogo-rossiyskogo-politicheskogo-diskursa-na-materiale-gazetnyh-tekstov
15. Сковородников А.П., Копнина Г.А. Лингвистика информационно-психологической войны: к обоснованию понятия // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2016. Вып. 1 (55). С. 44. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/lingvistika-informatsionno-psihologicheskoy-voyny-k-obosnovaniyu-i-opredeleniyu-ponyatiya
16. Сковородников А.П., Королькова Э.А. Речевые тактики и языковые средства политической информационно-психологической войны в России: этико-прагматический аспект (на материале «Новой газеты») // Политическая лингвистика. 2015. № 3 (53). С. 160–172.
URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/984/21%20Skovorodnikov.pdf
17. Султанова Ю.Ф., Петрова И.В. Политическая фразеология в толковом словаре русского языка начала XXI века / под ред. Г.Н. Скляревской. Актуальная лексика // Язык, литература, культура: актуальные проблемы изучения и преподавания: матер. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. году укрепления межнационального согласия в Республике Башкортостан. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 76–78. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/frazeologiya-politicheskogo-diskursa-v-aspekte-mezhkulturnoy-kommunikatsii
18. Тревога! Информационный бюллетень. Избирательное объединение «Красноярское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Заказ № 095. Красноярск, ООО «Красноярский торговый мир», заказ № 095. Тираж 100 000 экз. Дата выпуска 4 сентября 2018 г. URL: http://kprfkrsk.ru