ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОММУНИКАТИВНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ КАК «SOFT SKILLS» БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация
Проблема и цель. Как часто мы используем слова «компетентность», «компетентный специалист», «эффективный сотрудник». Но что преподаватели высшей школы вкладывают в эти понятия, готовя обучающихся к будущей профессии? Несмотря на большое количество имеющихся в научной литературе определений, многие исследователи компетентность связывают с образованностью, с проявлением необходимых знаний и опыта, с эффективностью и безошибочностью выполнения деятельности. Однако часто упускается из виду тот факт, что не сами знания, умения, личностные качества и способности, а прежде всего представление о собственной компетентности есть мощное мотива-
ционное условие, которое определяет поведение человека в конкретной ситуации, особенно в ситуации неопределенности. В связи с этим особую актуальность в настоящее время приобретает способность человека самостоятельно определять свои возможности, справляться с специфическими и сложными заданиями и оказывать влияние на эффективность деятельности как в целом (самоэффективность будущего специалиста), так и в процессе коммуникации (коммуникативная самоэффективность будущего специалиста).
Цель статьи – изучить взаимосвязь понятий «коммуникативная самоэффективность» и «коммуникативная компетентность» и педагогические условия их формирования у обучающихся вуза.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых, признанных научным сообществом, и опыта профессиональной подготовки обучающихся вуза в его коммуникативном аспекте.
Результаты. Выявлена взаимосвязь коммуникативной компетентности и коммуникативной самоэффективности. Обозначена авторская позиция в понимании сущности коммуникативной самоэффективности и ее содержательных характеристик. Представлены некоторые результаты исследования, позволяющие говорить об актуальности формирования коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза. Рассмотрены педагогические условия для организации такой работы. Особое внимание обращено на изменение позиции современного педагога.
Заключение. Представленные в статье идеи позволяют рассмотреть профессиональную подготовку обучающихся вуза в ее коммуникативном аспекте под особым углом. Автор убежден, что работа по формированию таких необходимых для современного специалиста «soft skills», как коммуникативная компетентность и коммуникативная самоэффективность, является одной из важных задач высшего образования, поскольку прежде всего они помогают человеку быть успешным на рабочем месте [Ковчина и др., 2017,
с. 44–46]. Кроме того, в настоящее время особенно очевидна чрезмерная увлеченность обучающихся виртуальной коммуникацией в ущерб реальной, что, в свою очередь, ведет к межличностному отчуждению, своеобразной «социальной самоизоляции», неумению эффективно взаимодействовать с другими в различных ситуациях, особенно в процессе решения профессиональных задач.
Литература
2. Адольф В.А., Журавлева О.П. Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnostnogo-potentsiala-studenta-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki.
3. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 218 p.
4. Белых Т.В. Структура интегральной индивидуальности студентов с разным уровнем выраженности коммуникативной самоэффективности. М.: Мир науки, 2015. 70 p. URL: http://izd-mn.com/PDF/18MNNPM15.pdf .
5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала: учеб. пособие. М.: РАГС, 2000. 124 p.
6. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 30–33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-kak-pokazatel-kachestva-obrazovaniya-1 .
7. Игнатова В.В., Пасечкина Т.Н. Профессионально ориентированные задания в процессе формирования коммуникативной самоэффективности будущих инженеров пожарной безопасности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 6. URL: https://doi.org/10.20339/AM.06-18.076.
8. Илюшина Т.Е. Структурно-функциональная модель развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки. 2011. № 9 (79). P. 79–85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsionalnaya-model-razvitiya-kommunikativnyh-sposobnostey-u-sotrudnikov-gps-mchs-rossii .
9. Кириллова Н.А., Шкерина Л.В. О комплексе задач как средстве формирования коммуникативной компетенции будущих учителей в процессе их математической подготовки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/old/I3-1I2011Iverstka_1320214684.pdf .
10. Ковчина Н.В., Игнатова В.В., Барановская Л.А., Сапрыгина С.А. Социальное взаимодействие в профессиональной сфере: к вопросу о soft skills // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 7. URL: https://doi.org/10.20339/AM.07-17.044 .
11. Краснорядцева О.М., Кабрин В.И., Муравьева О.И. и др. Психологические практики диагностики развития самоэффективности студенческой молодежи: учеб. пособие. Томск: Издательский дом ТГУ, 2014. 274 с.
12. Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. 2001. № 1.
13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 p.
14. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире. М.: Global Education Future, Future Skills, WorldSkills Russia, 2017. 92 p.
15. Марьин М.Н. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: пособие. М.: ВНИИПО, 1998. 114 p.
16. Полупан К.Л. Реконструкция деятельности преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 45–52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekonstruktsiya-deyatelnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly .
17. Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. 2-е изд., перераб. и доп. Краснодар: Сов. Кубань, 2002. 528 p.
18. Шкроб Н.В. К вопросу о формировании коммуникативной компетентности курсантов высших образовательных учреждений МЧС России // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2018. № 2. URL: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/uploads/2018/v9/N9_64-69.pdf .
19. Cheryl B. Anderson С.В., Hwa Young Lee, Byars-Winston А., Assessment of Scientific Communication Self-efficacy, Interest, and Outcome Expectations for Career Development in Academic Medicine // Journal of Career Assessment. 2016. Vol. 24, is. 1. URL: https://doi.org/10.1177/1069072714565780 .
20. Boyle M., Beita-Ell C., Milewski K.M., Fearon A.N. Self-esteem, self-efficacy, and social support as predictors of communicative participation in adults who stutter // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2018. Vol. 61, is. 8. P. 1893–1906. URL: https://doi.org/10.1044/2018_JSLHR-S-17-0443 .
21. Hodis G.M., Hodis F.A. Trends in Communicative Self-Efficacy: A Comparative Analysis // Basic Communication Course Annual. 2012. Vol. 24. URL: https://ecommons.udayton.edu/bcca/vol24/iss1/7/ .
22. Lin A.R., Lawrence J.F., Snow C.E., Taylor K.S. Assessing Adolescents’ Communicative Self-Efficacy to Discuss Controversial Issues: Findings from a Randomized Study of the Word Generation Program // Theory and Research in Social Education. 2016. Vol. 44, № 3. P. 316–343. URL: https://doi.org/10.1080/00933104.2016.1203852 .
23. Pasechkina T.N. Creating professionally oriented tasks of communicative nature: from teaching experience // Juvenis scientia. 2019. № 1. Р. 23–26. DOI: https://doi.org/10.32415/jscientia.2019.01.05 . URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/1b55c8_e95ab1a779ad47a4ac6ab03ae04456ce.pdf.
24. Rivers D.J., Ross A.S.. L1/L2 communication of self-efficacy beliefs and the contribution of personality // The Language Learning Journal. 2018. URL: https://doi.org/10.1080/09571736.2018.1441895.