МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ПРОФИЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Аннотация
Проблема и цель. В статье обсуждается проблема усовершенствования практики традиционного математического образования студентов социогуманитарных профилей путем интеграции педагогических подходов. Цель статьи – описать пути интеграции педагогических подходов, способствующие преодолению трудностей, сложившихся в традиционной практике математического образования студентов социогуманитарных профилей.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных ученых, признанных научным сообществом, и многолетнего опыта обучения математическим дисциплинам студентов социогуманитарных профилей.
Результаты. Разработана модель интеграции педагогических подходов в традиционной практике математического образования студентов социогуманитарных профилей. Показаны пути решения сложившихся трудностей математического образования студентов социгуманитарных профилей.
Заключение. Предложенные пути интеграции педагогических подходов к практике математического образования могут быть использованы для разработки авторских концепций методики обучения математике студентов социогуманитарных профилей. Варьирование педагогическими подходами может обеспечить разработку эффективных путей повышения качества математического образования студентов социогуманитарных профилей.
Литература
2. Вербицкий А.А. О категориальном аппарате теории контекстного образования // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 57–67.
3. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. М.: ЮРАЙТ, 2018. 328 с.
4. Дворяткина С.Н., Мкртчян М.А., Розанова С.А. Духовно-нравственный аспект как результат интеграции математического и гуманитарного знания в высшей школе // Интеграция в образовании. 2018. Т. 22, № 2 (91). С. 353–368. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.353-368 .
5. Дворяткина С.Н., Александрова А.А., Розанова С.А. Синергия гуманитарного и математического знания как педагогическое условие решения междисциплинарных проблем // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1 (86). С. 8–18. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.086.021.201701.008-018.
6. Де Корте Э. Инновационные перспективы обучения и преподавания в сфере высшего образования в XXI веке // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 8–29. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-8-29.
7. Жохов А.Л. Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе: монография. М.: Издательский центр АПО, 1999. 150 с.
8. Инновации в современной системе образования: подходы и решения: монография / под ред. А.Ю. Нагорновой. Ульяновск: Зебра. 2016. 494 с.
9. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики: кол. монография / под ред. О.Б. Епишевой. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. 200 с.
10. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005. 352 с.
11. Кислякова М.А. Возможности и структура педагогического потенциала математических дисциплин в подготовке бакалавров гуманитарных направлений // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1. С. 57–60.
12. Кислякова М.А. Оптимизация возможностей математических дисциплин на основе информационно-коммуникационных технологий: матер. междунар. науч.-практ. конф. «Информатизация образования», г. Омск, 18–19 ноября 2016 г. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 135–137.
13. Мегрикян И.Г., Хурум Р.Ю., Птущенко Е.Б. Контекстно-эмпирический подход к организации математического образования студентов гуманитарных направлений подготовки // Norwegian journal of development of the international science. 2018. № 16–3. С. 31–32.
14. Мединцева И.П. Методическая система обучения математическим методам с использованием SOSS студентов-психологов // Молодой ученый. 2015. № 8(89). С. 1133–1136. URL https://moluch.ru/archive/89/18209/ (дата обращения: 01.07.2019).
15. Поличка А.Е. Подходы применения сетевой обучающей среды по использованию средств информационных и коммуника-ционных технологий в профессиональной деятельности // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18, № 1. С. 427–439.
16. Поличка А.Е., Кислякова М.А. Реализация педагогического потенциала математических дисциплин в подготовке бакалавров гуманитарных направлений // Педагогическая образование и наука. 2016. № 2. С. 114–116.
17. Поличка А.Е., Кислякова М.А. Современная проблематика развития и применения средств ИКТ в образовательном пространстве вуза: монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. 204 с.
18. Проблемное обучение: прошлое, настоящее и будущее: монография / А.М. Матюшкин, А.А. Матюшкина, И.А. Зимняя и др. Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2019. 310 с.
19. Рагулина М.И. Реализация модели смешанного обучения в системе подготовки бакалавра педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 442.
20. Соколков Е.А., Кондратенко А.П., Булан- кина Н.Е. Проблемы интеграции гуманитарного и естественно-научного знания в современном образовании. М.: Университетская книга, 2008. 192 с.
21. Соколков Е.А. Формирование единой естественно-научной и гуманитарной культуры у будущих специалистов // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2015. № 1 (19). С. 29–38.
22. Тестов В.А. Основные задачи математического образования // Образование и наука. 2014. № 4 (113). С. 3–17. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-3-17.
23. Холодная М.А., Гельфман Э.Г., Подстригич А.Г. Типология развивающих учебных текстов (на примере школьной математики) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (200). С. 27–34. DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2019-3-27-34.
24. Якиманская И.С. Личностно ориентированная школа: критерий и процедуры анализа и оценки ее деятельности // Директор школы. 2003. № 6. C. 27–36.
25. Stylianidesa G.J., Stylianidesa A.J. Mathematics for teaching: A form of applied mathematics // Teaching and Teacher Education. 2010. Vol. 26, is. 2. February. P. 161–172.