РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ КАК МЕХАНИЗМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРАКТИКИ

  • YUDINA Yulia G. Сибирский федеральный университет
  • BELOVA Anastasia M. Сибирский федеральный университет
  • DREYTSER Sofya I. Сибирский федеральный университет
Ключевые слова: профессиональное само-определение, рефлексия, проектная деятельность, развитие, структурные компоненты рефлексии, системно-деятельностный подход.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматриваются понятия «профессиональное самоопределение» и «рефлексия» в системно-деятельностном подходе как механизмы для развития студентов и организации практики в рамках психолого-педагогического направления подготовки. Авторами уточнены и раскрыты структурные компоненты рефлексии, разработан и опробован теоретически обоснованный метод их диагностики. Самоопределение студентов в рамках практики происходит за счет освоения специальной логики профессионального проектирования с целью развития участников деятельности, что и является основанием для развития рефлексии студентов.

Цель исследования: провести теоретический анализ понятий «профессиональное самоопределение» и «рефлексия», определить компоненты развития рефлексии и диагностические инструменты по их выявлению в ходе специально организованной деятельности по профессиональному само-определению студентов на практике.

Методологию исследования составляют науч-но-исследовательские работы зарубежных и отечественных ученых в области педагогики и психологии развития, признанные научным сообществом, опыт обучения и организации практики студентов психолого-педагогического направления подготовки.

Результаты. На основе системно-деятельност-ного подхода уточнены понятия профессионального самоопределения и рефлексии, определены условия развития рефлексии в рамках практики для студентов психолого-педагогического направления подготовки. Разработана и опробована диагностическая процедура для определения компонентов рефлексии.

Заключение. В ходе исследования теоретически обоснованы и опытно-экспериментально проверены компоненты развития рефлексии как механизма профессионального самоопределения студентов психолого-педагогического направления подготовки в рамках практики. Это позволяет сделать выводы об эффективности организации практики и дает возможность ее преобразовывать с 1 по 4 курс.

Литература

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 85–102. URL: http://rl-online.ru/articles/2-02/111.html (дата обращения: 31.01.2020).
2. Алексеев Н.Г. Рефлексия // Seminarium Hortus Humanitatis. 2007. № 10. С. 2–11. URL: Алексеев НГ Рефлексия – BEREZKIN.INFO (дата обращения: 31.01.2020).
3. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19–26. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1547 (дата обращения: 31.01.2020).
4. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профес-сионального самоопределения в ранней юности. М.: Изд-во Моск. психол.-социальн. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2008. 256 с.
5. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1989. 226 с. URL: http://iea-ras.ru/index.php?go=Files&in=view&id=159 (дата обращения: 22.02.2020).
6. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2003. № 3. С. 79–86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-lichnostnogo-i-professionalnogo-razvitiya-cheloveka-v-sovremennom-sotsiokulturnom-prostranstve (дата обращения: 31.01.2020).
7. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образ. М.: Академия, 2013. 208 с.
8. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с. URL: https://socioline.ru/pages/g-p-schedrovitskij-izbrannye-trudy (дата обращения: 22.02.2020).
9. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. М.: Наследие ММК, 2005. 318 с. URL: https://socioline.ru/pages/g-p-schedrovitskij-izbrannye-trudy (дата обращения: 22.02.2020).
10. Bordin E.S. Research strategies in psychotherapy. N.Y., 1974. 272 p. URL: https://doi.org/10.1111/j.1939-0025.1986.tb03482.x (дата обращения: 22.02.2020).
11. Cattell R.В., Еber Н.W., Tatsuoka М.М. Handbook for the sixteen personality factor questionnaire (16PF). Champaign, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 2007. 338 p.
12. Gerhardt U. Talcott Parsons: an intellectual biography. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2015. 311 p.
13. Gilbert L. What helps novice teachers? // Educational Leadership. 2015. No. 62 (8). Р. 36–39. URL: http://www.ascd.org/publications/educational-leadership/archived-issues.aspx (дата обращения: 31.01.2020).
14. Grathoff R. The theory of social action: The correspondence of Alfred Schutz and Talcott Parsons. London: Indiana UP, 1978. 145 p. URL: https://www.amazon.com/theory-social-action-correspondence-phenomenology/dp/0253359570 (дата обращения: 22.02.2020).
15. Hargreaves E., Elhawary D. Professional development through mutually respectful relationship: senior teachers, learning against the backdrop of hierarchical relationships // Professional development in education. 2019. No. 45 (1).
P. 46–58. DOI: 10.1080/19415257.2018.1500390
16. Harmsen R. et al. Teachers and teaching: theory and practice // IEEE transactions on visualization and computer graphics. 2018. No. 24 (6). P. 626–643. DOI: 10.1109/TVCG.2017.2744019
17. Karlberg М., Bezzina С. The professional development needs of beginning and experienced teachers in four municipalities in Sweden // Professional Development in Education. 2020. No. 1. P. 1–18. URL: https://doi.org/10.1080/19415257.2020.1712451
(дата обращения: 31.01.2020).
18. Moon J.A. Reflexing in learning and professional development: theory and practice. London: Kogan Page, 2019. 229 p.
19. Moser U. Zur psychoanalytischen Theorie der Berufswahl: Sublimierung, Identifizierung und berufliche Identität // Psychologie. Schweirerischi Zeitschrift für Psychologie. 1963. No. 1. P. 1–18. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/895/895158.htm (дата обращения: 31.01.2020).
20. Roe A., Siegelman M. The origin of interests. Washington: APGA, 1969. 198 p. URL: https://psycnet.apa.org/record/1965-10877-001 (дата обращения: 31.01.2020).
21. Roe A. The psychology of occupations. N.Y.: Willey, 1956. 640 p. URL: https://www.questia.com/library/98044075/the-psychology-of-occupations (дата обращения: 31.01.2020).
Опубликован
2020-03-30
Как цитировать
G., Y., M., B., & I., D. (2020). РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ КАК МЕХАНИЗМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРАКТИКИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 51(1), 130-140. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-190