ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Проблема и цель. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных подходов к формированию экономической компетентности студентов вузов неэкономического профиля, потенциальных ресурсов игровых методов обучения для ее формирования. Цель статьи – уточнить понятие и структуру экономической компетентности бакалавров инженерных направлений подготовки и разработать методику ее формирования на основе использования деловых экономических игр.
Методология исследования основывается на нормативно-правовых актах в сфере высшего образования, компетентностном подходе, анализе научных публикаций и образовательного опыта в области сформулированной проблемы, практических методах исследования (анкетирование, опрос, экспертные оценки).
Анализ основных положений компетентностного подхода (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Дж. Равен, Э.Ф. Зеер, В.А. Адольф, Т.С. Терюкова, О.Н. Ткачева, М.Г. Сергеева, О.В. Грицкевич, Е.О. Ушаков, О.Г. Назарова) позволил уточнить понятие и структуру экономической компетентности бакалавров технических направлений подготовки. Анализ работ этих ученых привел к выводу, что не существует единого мнения по определению понятия «экономическая компетентность».
Результаты. Уточнено определение экономической компетентности бакалавров технического направления подготовки, описана ее структура и охарактеризована специфика мотивационной составляющей. Основные положения подтверждены экспериментально. Предложена методика построения учебного занятия с использованием игровых методов обучения, способствующая развитию мотивационной составляющей в структуре экономической компетентности бакалавров неэкономического профиля. Проведено экспериментальное подтверждение результативности разработанной методики при проведении занятий по дисциплине «Экономика», предусмотренной рабочим учебным планом основной образовательной программы направления подготовки 03.03.02, профиль «Физика».
Заключение. На формирование экономической компетентности бакалавров неэкономического профиля в значительной мере влияет развитие их мотивации к саморазвитию в профессиональной сфере, умению работать в команде, анализу экономической ситуации, что достигается с помощью специальной методики использования в учебном процессе деловых экономических игр.
Экономическая компетентность способствует формированию у студента значимых профессиональных качеств будущего специалиста (инициативность, ответственность в принятии решений, целеполагание, умение работать в команде) и является основной для принятия компетентных решений в рамках будущей профессиональной деятельности.
Литература
2. Владимирова О.Н., Кольга В.В., Полежаева Г.Т. Использование интерактивных учебных и внеучебных форм работы при подготовке современных менеджеров // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 1 (64). С. 29–36. URL: http://downloads.in-exp.ru/other/sod_1(64)-2019.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
3. Елагин В.В. Проблема формирования экономической компетентности слушателей вузов Федеральной службы исполнения наказаний России: сб. тр. III Межвуз. науч. конф. М.; Шуя: Изд. ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2010. С. 65–66.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теорети-ко-методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21–26.
5. Кольга В.В., Лукьянова А.А., Полежаева Г.Т. Повышение результативности подготовки бакалавров-менеджеров на основе интерактивного обучения образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 66–77. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2017/12/19/ (дата обращения: 23.03.2020).
6. Кольга В.В., Полежаева Г.Т. Повышение уровня профессиональной подготовки бакалавров-менеджеров посредством сочетания интерактивных учебных и внеучебных форм работы // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 1 (43). С. 68–81. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2018/04/02/ (дата обращения: 23.03.2020).
7. Назарова О.Г. Экономическая компетентность как структурная единица экономической культуры // Гуманизация образования. 2008. № 5. С. 149–153.
8. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 368 с.
9. Терюкова Т.С. Экономические компетенции: сущность, структура и место в системе ключевых компетенций [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2011/04/21/1210930289/42_2009_3-4.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
10. Ткачева О.Н. Теоретические предпосылки формирования экономической компетентности специалиста // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвуз. сб. науч. тр. Н. Новгород: ННГЛУ им. Н.А. Добролюбова. 2009. Вып. 10. С. 91–95.
11. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85–91. URL: http://vovr.ru/upload/12-17.pdf (дата обращения: 03.02.2020).
12. Belonovskaya I.D., Kiryakov D.A., Shukhman A.E., Kolga V.V., Ezhova T.V. Infocommunication skills as part of universal competencies of transport engineers // Dilemas contemporáneos: educación, política y valores. Year VI, Special Edition, (March 2019). 9. TITLE. P. 1–19. URL: https://www.dilemascontemporaneose-ducacionpoliticayvalores.com/en/edici%E2%99%80n-2013/ (дата обращения: 03.02.2020).
13. Kiryakova A.V., Tretiakov A.N., Kolga V.V., Piralova O.F., Dzhamalova B.В. Experimental study of the effectiveness of college students vocational training in conditions of social partnership // International electronic journal of mathematics educationan. 2016. Vol. 11, is. 3. P. 457–466. URL: https://www.iejme.com/download/experimental-study-of-the-effectiveness-of-college-students-vocational-training-in-conditions-of.pdf (дата обращения: 03.02.2020).
14. Kiryakova A.V., Afanaseva I.V., Bezborodova M.A., Glukhikh S.I., Kolga V.V., Popova O.V., Saltseva S.V., Tikhomirova E.I. Personal determinant features of contemporary students asocial behavior // Modern Journal of Language Teaching Methods. September 2018. Vol. 8, is. 9. P. 122–132. URL: http://mjltm.org/article-1-232-en.pdf (дата обращения: 03.02.2020).
15. Kiryakova A.V., Fedulov V.I., Kolga V.V., Romanova E.N., Smorchkova V.P., Tuganov Y.N., Yumatov A.S. Student representation of mass media as tool for forming public opinion // Online Journal of Communication and Media Technologies. 2020. Nо. 10(3). e202013 e-ISSN: 1986-3497. URL: https://doi.org/10.29333/ojcmt/7934 (дата обращения: 23.04.2020).
16. Kiryakova A.V., Kolga V.V., Yalunina E.N., Chudnovskiy A.D., Korenko Y.M., Leifa A.V. University development based on the resource approach // Man in India. 2017. Vol. 97, is. 14. P. 227–239. URL: https://serialsjournals.com/abstract/36917_20.pdf (дата обращения: 03.02.2020).
17. Kolga V.V., Polezhaeva G.T., Vladimirova O.N. Developing teamwork readiness in the process of training managers // Emerging environmental issues in the cross-border regions of Russia. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. 364 p. URL: https://dx.doi.org/10.2991/icsdcbr-19.2019.23 (дата обращения: 23.04.2020).