ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭВФЕМИЗМОВ В ЗАГОЛОВКАХ СТАТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В РОССИЙСКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ

  • KURDELYAS Anastasia A. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: эвфемизмы, СМИ, медиалингвистика, интенция, лингвопрагматика, заголовки статей, эвфемизация речи.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматриваются особенности функционирования эвфемизмов и анализируются наиболее вероятные интенции их использования в заголовках российских печатных СМИ. Цель статьи – исследовать особенности функционирования русскоязычных эвфемизмов, используемых в заголовках отечественных печатных СМИ.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых в области лингвокультурологии, лексикологии и стилистики, отбор лексического материала, структурно-семантический анализ эвфемистических единиц и итерпретация интенциональных стратегий рассматриваемых единиц.

Результаты. Установлены основные факторы, способствующие применению эвфемизмов в заголовках современных печатных российских СМИ. Указаны наиболее употребительные способы эвфемизации, приведены результаты квантитативного анализа использованных вероятных интенций.

Заключение. Проведенное исследование эвфемизации речи и ее вероятных интенций в сфере печатных СМИ позволяет прояснить особенности и тематическую специфику анализируемого явления. Сформулированы основные движущие типы требований к использованию эвфемизмов в современных печатных русскоязычных СМИ, выделена приоритетная тема, которая чаще всего подвергается эвфемизации и диктует появление новых антифразисных выражений, указан наиболее употребительный способ образования эвфемизма, приведены результаты количественного анализа по преобладанию использованных вероятных интенций.

Литература

1. Березович Е.Л. Язык и традиционная культура: этнолингвистические исследования. М.: Индрик, 2007. 599 с. URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/20036715 (дата обращения: 20.10.2020).
2. Васильев А.Д. Игры в слова. Манипулятивные операции в текстах СМИ. СПб.: Златоуст, 2013. 660 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igry-v-slova-manipulyativnaya-evfemizatsiya (дата обращения: 20.10.2020).
3. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления. М.: Флинта-Наука, 2003. 224 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461013 (дата обращения: 20.10.2020).
4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2008. 862 с. URL: http://www.kara-murza.ru/manipul.html (дата обращения: 20.10.2020).
5. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 191 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/13304.html (дата обращения: 20.10.2020).
6. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб.: Петерб. Востоковедение, 2004. 237 с. URL: http://vvkolesov.ru/portfolio/yazyk-i-mentalnost/ (дата обращения: 20.10.2020).
7. Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи. М.: Русистика, 1994. 49 с. URL: http://philology.ru/linguistics2/krysin-94.htm (дата обращения: 20.10.2020).
8. Курделяс А.А. Эвфемизация в современных СМИ (на материале газетных заголовков) // Сибирский филологический форум. 2020. № 1 (9). С. 23–31. DOI: https://doi.org/10.25146/2587-7844-2020-9-1-34
9. Ларин Б.А. Об эвфемизмах. История русского языка и общего языкознания. М., 1977. 110 с. URL: https://www.academia.edu/15259814 (дата обращения: 20.10.2020).
10. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36120
11. Майорова А.В. Языковая культура современных средств массовой информации // Филологические науки в России и за рубежом: матер. IV Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). СПб.: Свое издательство, 2016. С. 54–56. URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/233/11364/ (дата обращения: 20.10.2020).
12. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающ. по спец. «Русский язык и литература». М.: Академия, 2007. 268 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83376 (дата обращения: 20.10.2020).
13. Саакян Л.Н., Северская О.И. Эвфемия в межкультурной коммуникации // Верхневолжский филологический вестник. 2015. № 3. С. 75–81. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25579125_50801522.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
14. Саакян Л.Н. Эвфемия и дисфемия: языковые стратегии смягчения и дискредитации высказываний // РЯШ. 2010. № 4. С. 57–62. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_13616729_48422982.PDF (дата обращения: 20.10.2020).
15. Сеничкина Е.П. Эвфемизмы русского языка: спецкурс: учеб. пособие. М.: Флинта, 2012. 121 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115128 (дата обращения: 20.10.2020).
16. Шмелев Д.Н. Эвфемизм. Русский язык. М.: Изд-во Энциклопедия, 1979. 879 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211594 (дата обращения: 20.10.2020).
17. Шмидт О.Ю. Большая советская энциклопедия. М.: 1926–1947. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008028141/ (дата обращения: 20.10.2020).
18. Holder R.W. A Dictionary of euphemisms. Bath: Bath University Press, 1995. 432 p.
Опубликован
2020-12-30
Как цитировать
A., K. (2020). ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭВФЕМИЗМОВ В ЗАГОЛОВКАХ СТАТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В РОССИЙСКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 54(4), 153-161. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-251