ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЯ И ПРАВО» В УСЛОВИЯХ ФГОС ВО 3++
Аннотация
Проблема и цель. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска новых и эффективных подходов, способствующих формированию профессиональных компетентностей у бакалавров, обучающихся в КГПУ им. В.П. Астафьева по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) образовательной программы «История и право».
Цель статьи – уточнить понятие профессиональной компетентности и представить методику изучения историко-правовых актов в курсе всеобщей истории государства и права, способствующую формированию профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) образовательной программы «История и право».
Методология исследования основывается на нормативно-правовых актах в сфере высшего профессионального образования (ФГОС ВО 3++, рабочая программа дисциплины «Всеобщая история государства и права»); компетентностном подходе; анализе литературы и научных публикаций в области сформулированной проблемы.
Результаты. Уточнено определение профессиональной компетенции бакалавров педагогического направления подготовки. С позиций компетентностного подхода предложена методика изучения историко-правовых актов по дисциплине «Всеобщая история государства и права» с использованием следующих методов обучения в рамках традиционной технологии обучения: развернутая беседа, самостоятельная работа с историко-правовым источником XVI в., диалоговый (дискуссионный) метод и решение практических задач.
Заключение. На формирование профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) образовательной программы «История и право» при изучении историко-правовой темы в значительной мере влияют познавательная активность, самосовершенствование, умение работать в команде, умение критически мыслить, что достигается в ходе семинарского занятия с помощью развернутой беседы, самостоятельной работы с историко-правовым документом, диалоговой (дискуссионной) методики активного обучения и решения практических задач. Применение данных методик обучения в наибольшей степени способствует формированию профессиональных компетентностей бакалавров в контексте реализации квалификационных требований ФГОС ВО 3++.
Литература
2. Гураль С.К., Терешкова Н.С. Формирование профессиональной компетентности переводчика при обучении техническому переводу // Язык и культура. 2015. № 3 (31). С. 80–85. URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1311/files/3(31)_080.pdf. (дата обращения: 20.01.2021). DOI: 10.17223/19996195/31/8
3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж: Моск. психол.- соц. ин-т; МОДЭК, 2004. 752 с.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Акад. Проект: Мир, 2008. 256 с.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма: результаты образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7–14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 20.01.2021).
6. Лобжанидзе Г.И. Переговорная компетентность и компетенции: к взаимосвязи понятий // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 4, ч. 2.
С. 145–149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peregovornaya-kompetentnost-i-kompetentsii-k-vzaimosvyazi-ponyatiy (дата обращения: 20.01.2021). DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-4/2-145-149
7. Подавалова Т.В., Подавалова И.В. Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе // Вестник Вятского государственного университета. 2009. № 1 (1). С. 121–124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-realizatsii-kompetentnostnogo-podhoda-v-prepodavanii-istorii-gosudarstva-i-prava-v-yuridicheskom-vuze (дата обращения: 20.01.2021).
8. Симонова И.Н., Мельникова К.С., Просвирнина К.М. Теоретические и практические основы формирования и развития профессиональной компетентности студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2, ч. 1. С. 498. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18909 (дата обращения: 17.12. 2020).
9. Хабибулина Н.И. Семинарские занятия как вид учебной деятельности // Методологические проблемы преподавания истории государства и права: матер. междунар. науч.-метод. семинара, состоявшегося в Российской академии правосудия. М.: РАП, 2010. С. 171–174.
10. Харьков Е.И., Филимонова Л.А., Балашова Н.А., Цибульская Н.Ю., Борисенко Н.А., Яскевич Р.А. Профессиональные компетенции студентов вуза в свете концепции устойчивого развития // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 5. С. 3. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17304 (дата обращения: 20.01.2021).
11. Andriani S.D., Asriati N., Syahrudin H. The influence of professional competence and self-efficacy of teachers on student achievement in economic learning // International Journal of Academic Research and Development. 2018. Vol. 3 (3). P. 282–285.
12. Asun S., Chivite M.T., Romero M.R. Perceptions of professional competences in Physical Education teacher education // Sustainability. Vol. 12 (9): 3812. P. 1–13. DOI: 10.3390/su12093812
13. Corres A., Rieckmann M., Espasa A., Ruiz-Mallén I. Educator competences in Sustainability Education: A systematic review of frameworks // Sustainability. 2020. Vol. 12 (23): 9858. P. 1–24. DOI: 10.3390/su12239858
14. Glaesser J. Competence in educational theory and practice: a critical discussion // Oxford Review of Education. 2019. Vol. 45 (1). P. 70–85. DOI: 10.1080/03054985.2018.1493987
15. Lauermanna F., Königb J. Teachers’ professional competence and wellbeing: Understanding the links between general pedagogical knowledge, self-efficacy and burnout // Learning and Instruction. 2016. Vol. 45. P. 9–19. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.learninstruc.2016.06.006
16. Raven J. Beyond competence to capability and the learning society. London: Kogan Page, on behalf of Higher Education for Capability, 1998.
17. Riordain M.N., Paolucci C., Lyons T. Teacher professional competence: What can be learned about the knowledge and practices needed for teaching? // Examining the Phenomenon of «Teaching Out-of-field». 2019. P. 129–149. DOI: 10.1007/978-981-13-3366-8_5
18. Tang S.Y.F., Wong A.K.Y., Li D.D.Y., Cheng M.M.H. Millennial generation preservice teachers’ intrinsic motivation to become a teacher, professional learning and professional competence // Teaching and Teacher Education. 2020. Vol. 96. P. 1–12. DOI: 10.1016/j.tate.2020.103180