КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВРЕМЕНАМ ГЛАГОЛОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

  • PEREGUDOVA Irina P. Сибирский федеральный университет
  • DYACHUK Pavel P. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • SHADRIN Igor V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • VIDENIN Sergei A. Сибирский федеральный университет
Ключевые слова: динамическая оценка, обучаемость, обратная оценочная связь, времена английского языка, подкрепления, трудоемкость, актиограмма, уровни самостоятельности.

Аннотация

Проблема исследования. Компьютеризированная динамическая оценка обучаемости иностранным языкам в недостаточной степени представлена в образовательной практике. Раскрыты новые возможности применения информационных технологий для решения актуальной проблемы диагностики обучаемости иностранному языку как интегрального динамического индикатора мониторинга качества иноязычного образования. Инструментальной основой компьютеризированной динамической оценки критериев обучаемости являются динамические компьютерные тесты-тренажеры (ДКТТ) учебной деятельности.

Цель статьи – изучить возможности динамических компьютерных тестов-тренажеров «Времена английского языка» как инструментального средства динамической оценки обучаемости студентов временам глаголов в английском языке.

Методология исследования включает анализ исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных компьютеризации динамической оценки обучаемости английскому языку. Методы, применяемые при компьютеризации динамической оценки обучаемости, основаны на теории развития Ж. Пиаже и обучения с подкреплением, деятельностном и средовом подходах к анализу процессуальных характеристик учебной деятельности.

Результаты. Разработаны инструментальные средства диагностики обучаемости ДКТТ «Времена английского языка». Экспериментально выявлено две группы испытуемых, отличающихся друг от друга динамикой процессуальных характеристик учебной деятельности: первая группа характеризуется монотонным уменьшением числа ошибок с возрастанием номера выполняемого задания; вторая – немонотонным уменьшением числа ошибок, нарушаемым скачкообразным возрастанием числа ошибок. Испытуемые первой группы обучающихся, как правило, имеют больший потенциал обучения, или обучаемости, по сравнению с испытуемыми из второй группы. Проведена апробация, и даны рекомендации к применению ДКТТ «Времена английского языка» для мониторинга процесса обучения английскому языку.

Выводы. Анализируя результаты экспериментальной проверки ДКТТ «Времена английского языка» при динамической оценки обучаемости английскому языку, авторы приходят к выводу о целесо-образности использования процессуальных характеристик учебной деятельности: трудоемкости, временного темпа, частоты ошибок и подкреплений учебной деятельности в качестве индикаторов мониторинга обучаемости английскому языку. Рассматриваемый подход к диагностике обучаемости временам глаголов в английском языке позволяет получать информацию об особенностях развития когнитивных функций обучающихся.

Литература

1. Байтукаева А.Ш. Лингводидактическое тестирование как инструмент педагогического мониторинга // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер.: Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24 (63), № 3-2. С. 225–230.
2. Дьячук П.П., Дьячук П.П., Карабалыков С.А., Шадрин И.В. Диагностика неустойчивых когнитивных состояний активных агентов // Нейроинформатика – 2016: сб. науч. тр.: в 3 ч. 2016. С. 259–270.
3. Дьячук П.П., Шадрин И.В., Перегудова И.П. Динамический компьютерный тест-трена-жер «Времена английского языка» / Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020663077 от 22.10.2020 г.
4. Дьячук П.П., Шадрин И.В. Программа обработки протоколов динамического компьютерного теста-тренажера / Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020662970 от 21.10.2020 г.
5. Перегудова И.П. Динамическая оценка корреляции количества действий и временного темпа учебной деятельности при мониторинге иноязычного образования // Информатика и образование. 2020. № 6 (315). С. 61–67.
6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003.
7. Саттон Р.С., Барто Э.Г. Обучение с подкреплением. М.: БИНОМ. Лабор. знаний, 2014. 402 с.
8. Холодная М.А. Интеллект. Креативность. Обучаемость: Ресурсный подход (О развитии идей В.Н. Дружинина) // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 5–14.
9. Arias G., Friberg J. Bilingual language assessment: Contemporary versus recommended practice in American schools // Language, Speech, and Hearing Services in Schools. 2017. Vol. 48, is. 1. P. 1–15. URL: https://doi.org/10.1044/2016_LSHSS-15-0090
10. Chapelle C.A., Voss E. 20 years of technology and language assessment in Language Learning & Technology // Language Learning & Technology. 2016. Is. 20 (2). P. 116–128. URL: http://llt.msu.edu/issues/june2016/chapellevoss.pdf
11. Ebadi S. Mediation and reciprocity in online L2 dynamic assessment // CALL-EJ. 2017. Is. 17 (2). P. 16–40.
12. Elliott J.G., Resing W.C., Beckmann J.F. Dynamic assessment: A case of unfulfilled potential? // Educational Review. 2018. Vol. 70. P. 7–17. URL: https://doi.org/10.1080/00131911.2018.1396806
13. Estaji M., Saeedian A. Developing EFL learners’ reading comprehension through computerized dynamic assessment // Reading Psychology. 2020. Vol. 41, is. 4. P. 347–358. DOI: https://doi.org/10.1080/02702711.2020.1768981
14. Hidri S., Pileh Roud L.F. Developing and using hints in computerized dynamic assessment of a TOEFL iBT reading exam // Heliyon. 2020. Vol. 6. P. 1–10. e04985. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04985
15. Hidri S. Static vs. dynamic assessment of students’ writing exams: a comparison of two assessment modes // International Multilingual Research Journal. 2019. Vol. 13, is. 4. P. 239–256. URL: https://doi.org/10.1080/19313152.2019.1606875
16. Kamrood A.M., Davoudi M., Ghaniabadi S., Reza Amirian S.M. Diagnosing L2 learners’ development through online computerized dynamic assessment // Computer Assisted Language Learning. 2019. P. 1–30. DOI: 10.1080/09588221.2019.1645181
17. Kamrood A.M., Davoudi M., Amirian M.R., Ghaniabadi S. Transcendence of learning in an online computerized dynamic test of English listening // CALL-EJ. 2018. Is. 19 (1). P. 23–42. DOI: 10.1177/0265532217725776
18. McNeil L. Understanding and addressing the challenges of learning computer-mediated dynamic assessment: A teacher education study // Language Teaching Research. 2018. Vol. 22. P. 221–289. DOI: 10.1177/1362168816668675
19. Mizumoto A., Sasao Y., Webb S.A. Developing and evaluating a computerized adaptive testing version of the Word Part Levels Test // Language Testing. 2019. Vol. 36 (1). P. 101–123. DOI: 10.1177/0265532217725776
20. Poehner M.E., van Compernolle R.A., Esteve O., Lantolf J.P. A Vygotskian developmental approach to second language education // J. Cognit. Educ. Psychol. 2019. Is. 17 (3). P. 238–259. URL: https://doi.org/10.1891/1945-8959.17.3.238
21. Poehner M.E., Zhang J., Lu X. Computerized dynamic assessment (C-DA): Diagnosing L2 development according to learner responsiveness to mediation [Special Issue] // Language Testing. 2015. P. 1–21. DOI: https://doi.org/10.1177/0265532214560390
22. Resing W.C., Tunteler E., Elliott J.G. The effect of dynamic testing with electronic prompts and scaffolds on children’s inductive reasoning: A microgenetic study // Journal of Cognitive Education and Psychology. 2015. No. 14. P. 231–251. DOI: 10.1891/1945-8959.14.2.231
23. Sheng D. Applied research of Krashen’s language monitoring model theory in college English listening teaching // Advances in Computer Science Research (ACSR). 7th International Conference on Education, Management, Information and Computer Science (ICEMC 2017). 2017. Vol. 73. P. 417–420.
24. Sun M., Li Y., He B. Study on a quality evaluation method for college English classroom teaching // Future Internet. 2017. Is. 9 (3). P. 41. DOI: https://doi.org/10.3390/fi9030041
25. Vergara L., Caraballo J., Castellon D. V ásquez C., Becker E. Dynamic assessment approach in language teaching: A Review // Zona Próxima. 2019. No. 30. P. 82–99. DOI: 10.14482/zp.30.371.3
26. Vygotsky L.S. Mind in society. London, Harvard University Press, 1978. 176 p.
27. Yang Y., Qian D.D. Assessing English reading comprehension by Chinese EFL learners in computerized dynamic assessment // Language Testing in Asia. 2017. Vol. 7 (11). P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1186/s40468-017-0042-3
Опубликован
2021-03-30
Как цитировать
P., P., P., D., V., S., & A., V. (2021). КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВРЕМЕНАМ ГЛАГОЛОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 55(1), 46-57. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-258