КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ

  • ZAKHAROVA Lidia S. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва https://orcid.org/0000-0002-4229-6132
Ключевые слова: современные подростки, социальные нормы, девиантные формы поведения, представления подростков, критерии социально-нормативного оценивания, недостойное и недопустимое поведение.

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируются результаты проведенного исследования, направленного на изучение представлений современных подростков о нормах поведения в социуме. Для проведения исследования нами была разработана анкета, состоящая из вопросов о том, чем можно гордиться, что можно считать недостойным и даже недопустимым в поведении подростка. Анкета была разработана таким образом, что учитывалось мнение самих подростков, их друзей, сверстников и значимых взрослых из окружения несовершеннолетних. Цель статьи – обосновать выбранные критерии социально-нормативного оценивания поведения подростков, представить результаты проведенного исследования, проанализировать их с учетом личностных особенностей респондентов.

Методологию исследования составляет анализ теоретических материалов и научно-исследова-тельских трудов зарубежных и отечественных ученых и опыта работы специалистов, работающих с подростками по коррекции девиантного поведения. Несмотря на значительную изученность вопросов девиантности (Ю.А. Клейберг, А.И. Захаров, И.С. Кон, Б.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К. Леонгард, А.Е. Личко, И.Ф. Мягков, В.Н. Мясищев, И.Л. Невский, Э.Ш. Натанзон, В.С. Степанов, Д.И. Фельдштейн, Э.Г. Эйдимиллер, В.В. Юстицкий и др.), остаются нераскрытыми вопросы изученности представлений современных подростков о социально одобряемых поведенческих проявлениях и оценке собственного поведения и поведения других людей.

Результаты. Анализ исследований позволил выделить основные критерии оценки поведенческих проявлений, для характеристики которых подростки использовали термины «криминогенность», «личностная слабость / сила», «этика», «отношения», «социальная успешность / неспешность». В ходе исследования рассмотрены различные варианты личностного отношения подростков к каждой из этих характеристик. Подростки при заполнении анкеты подбирали к каждому из этих терминов описание, основанное на ассоциирующихся с ним понятиях. Итогом исследования стали определение общих ответов, частота их использования подростками и анализ содержания ответов.

Заключение. По результатам проведенного исследования представлений современных подростков о поведенческих проявлениях человека в социуме выявлено наличие дефицитов в понимании и разграничении сущности подобранных терминов. Свидетельством того являются трудности в подборе описания каждого термина. Количественные показатели говорят о том, что для большинства подростков характерны позиция «Я – взрослый» и гипертрофированное стремление к самостоятельности. Отвечая на вопросы о том, чем может человек гордиться, большинство подростков подчеркивают важность категорий «отношения» и «социальная успешность». Оценивая категорию «этика», подростки приводят конкретные примеры «антиэтических норм» и относят это к недопустимому и недостойному поведению. Также к «недопустимости действий большинство подростков» относят описание термина «криминогенность». К характеристикам, раскрывающим суть этого термина, подростки относят воровство, убийство, насилие и бандитизм. Очень интересны ответы значимых взрослых на те же самые вопросы. Около половины взрослых респондентов продемонстрировали несформированность представлений о поведенческих проявлениях человека и критериях адекватной оценки поступков других людей.

Литература

1. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М.: Логос, 2004. 448 с.
2. Беккер Г. Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности / пер. с англ. Н.Г. Фархатдинова; под ред. А.М. Корбута. М.: Элементарные формы, 2018. 272 с.
3. Бовина И.Б. и др. Россия в современном мире: подход теории социальных представлений [Электронный ресурс] / И.Б. Бовина, Т.Г. Стефаненко, О.А. Тихомандрицкая, Н.Г. Малышева, Е.О. Голынчик // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2: Педагогика. Психология. URL: http://www.zpujournal.ru/ezpu/2009/2/Bovina&Stefanenko (дата обращения: 11.01.2021).
4. Буровихина И.А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2011. № 4. С. 148−161. URL: http://msupsyj.ru/articles//detail.php?article=2863
5. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 520 c.
6. Гилинский Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. СПб.: Альфа-Пресс, 2002. 574 c.
7. Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8, № 1. С. 108–125. DOI: 10.17759/sps.2017080107
8. Захарова Л.С., Лукьянченко Н.В. Оценочные представления современных подростков // Психология в системе социально-производственных отношений: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (20 апреля 2019 г., Красноярск) / СибГУ им. М.Ф. Решетнева. Красноярск, 2019. С. 5–9.
9. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: монография. СПб., 2005. 274 с.
10. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиант-ного поведения: монография. СПб.: Алеф-Пресс, 2014. 231 с.
11. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 290 с. (Профессиональное образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/415502 (дата обращения: 25.01.2021).
12. Кондратьев М.Д. Особенности интенцио-нальности подростков, обучающихся по профильной и базовой образовательным программам // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7, № 3. С. 30–39. DOI: 10.17759/psyedu.2015070304
13. Кондратьев М.Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8, № 2. С. 116–130. DOI: 10.17759/sps.2017080208
14. Лазарева Т.А. Отражение социальной нормы в ценностных ориентациях подростка // Изветия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. СПб., 2009. № 102. С. 371–378.
15. Нурмахаметов Э.А. К вопросу о нормативном поведении подростка в условиях школьного обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Nurmuhhmetov.phtml (дата обращения: 07.04.2020).
16. Пимонов В.А., Делибалт В.В., Дворянчиков Н.В., Малкин Д.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018 (8). № 1. С. 95–109. DOI: 10.17759/psylaw.2018080107
17. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевкая Н.Ю. Девиантное поведение. М.: Феникс, 2016. 160 с.
18. Шульга Т.И., Дворянчиков Н.В. Представления подростков о девиантном поведении [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Т. 10, № 3. С. 174–188. DOI: 10.17759/psylaw.2020100312
19. Frey C.S., Higheagle Strong Z., Onyewuenyi A.S. Individual and class norms differentially predict proactive and reactive aggression: A functional analysis // Journal of Educational Psychology. 2016. Vol. 109. No. 2. P. 178–190. DOI: 10.1037/edu0000118
20. Jung J., Krahe B., Bondu R., Esser G., Wyschkon A. Dynamic progression of antisocial behavior in childhood and adolescence: A three-wave longitudinal study from Germany // Applied Developmental Science. 2016. Vol. 22, is. 1. P. 74–88. DOI: 10.1080/10888691.2016.1219228
21. Kaufmann D.R., Wyman P.A., Forbes-Jones E.L., Barry J. Prosocial involvement and antisocial peer affiliations as predictors of behavior problems in urban adolescents: Main effects and moderating effects // Journal of Community Psychology. 2007. Vol. 35, is. 4. P. 417–434.
22. Mathys C., Hyde L.W., Shaw D.S., Born M. Deviancy and normative training processes in experimental groups of delinquent and nondelinquent male adolescents // Aggressive Behavior. 2012. Is. 39. P. 30–44. DOI: 10.1002/ab.21456
23. Sanches C., Gouveia-Pereira M., Marôco J., Gomes H., Roncon F. Deviant behavior variety scale: Development and validation with a sample of Portuguese adolescents // Psicologia: Reflexão e Crítica. 2016. Is. 29 (31). P. 1–8. DOI: 10.1186/s41155-016-0035-7
24. Urmeneta A.R. Reification processes of social norms in children and adolescents // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 1810–1818. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.476.
25. Wallner S., Stemmler M. Jugendliche Gewaltdelinquenz, psychosoziale Merkmale und Migrationsstatus // Forens Psychiatr Psychol Kriminol. 2014. Is. 8. P. 84–95. https://doi.org/10.1007/s11757-014-0266-3
Опубликован
2021-03-30
Как цитировать
S., Z. (2021). КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 55(1), 122-132. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-264