ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПЛАВАТЕЛЬНОГО ГРЕБКА СПОРТСМЕНА

  • Sweidan Aws Akram Issa КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: квалифицированные пловцы, тренировка тренировки на суше и под водой, плавательный гребок, тренажер, электромиография, мышцы плеча и рук.

Аннотация

Постановка проблемы. Теоретический анализ данных, представленных в ранее осуществленных исследованиях, позволил констатировать необходимость более детального обращения к теме, по мнению большинства специалистов являющейся актуальной с точки зрения спортивных достижений в соревновательной деятельности пловцов, применения в рамках спортивной подготовки специальных технических устройств (тренажеров) для научно обоснованного методического сопровождения тренировочного процесса. Недостаточность в разработках и показателях эффективности применения тренажеров позволила сформулировать проблему, тему и цель исследования.

Цель статьи – рассмотрение одного из специальных устройств (тренажера) для тренировки гребка и выявление его преимущества в тренировочном процессе пловца. Задачи исследования включали рассмотрение элементов устройства и способов его работы, проведение электромиографического анализа мышц плеча и рук во время тренировки на суше и под водой при плавании кролем.

Методология исследования. В основе методологии исследования лежит комплекс адекватных ему методов: теоретический анализ и обобщение литературы, анализ интернет-ресурсов, педагогическое наблюдение. Экспериментальная часть исследования проведена при использовании специального тренировочного устройства (тренажера).

Результаты исследования. В качестве результата осуществленной исследовательской деятельности следует считать краткое описание устройства тренажера для тренировки плавательного гребка, включая блоки узлов и инструментальные методы управления движениями для регулируемого сопротивления. Кроме того, в статье представлен электромиографический анализ мышц плеча и рук во время тренировки на суше и под водой при выполнении движений при плавании кролем.

Заключение. Представленный в статье материал, полученный лично автором, может быть использован при организации спортивной подготовки пловцов в рамках тренировочного процесса на протяжении всего годового цикла.

Литература

1. Аикин В.А., Аикина Л.И. Тренажеры для специальной силовой подготовки пловцов // Пути повышения результативности современных научных исследований: Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 6–9.
2. Антонов А.В., Гринь Г.Р., Мальцева А.А., Марьин А.А. Использование тренажеров в подготовке спортсменов-пловцов // Актуальные вопросы в педагогических, медико-биологических и психологических аспектах физической культуры и спорта: межвуз. сб. ст. науч.-практ. конф. СПб., 2021. С. 11–15.
3. Гилев Г.А., Максимов Н.Е. Повышение результативности пловцов с использованием сочетаний упражнений различной интенсивности. М., 2011. 44 с.
4. Гордон С.М. Техника спортивного плавания. М., 2011. 77 с.
5. Гузман Р. Плавание. Упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей / пер. В. Боженова. М., 2013. 178 с.
6. Дакал Н.А. Использование элементов подводного плавания для ускорения процесса обучения плаванию студентов // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 5–3 (37). С. 23–26.
7. Ермаханова А.Б., Нурмуханбетова Д.К., Омурзакова Л.М., Бухарбеков Б.Б., Ананьева С. Применение средств фитнеса в учебно-тренировочном процессе подготовки спортивного резерва в артистическом (синхронном) плавании // Теория и методика физической культуры. 2019. № 3 (57). С. 110–114.
8. Клочков М.Р. Совершенствование техники плавания способом кроль на груди на основе применения средств специальной силовой подготовки // СтРИЖ: студ. электр. журнал. 2018. № 4–1 (21). С. 134–138.
9. Кравцов А. Методика срочного контроля и коррекции техники плавания в соревновательных и тренировочных упражнениях. М., 2010. 311 с.
10. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник. 13-е изд. М.: Академия, 2016. 380 с.
11. Лобузова М.А. Современные представления тренеров по плаванию об организации и содержании занятий плаванием в разновозрастных учебных группах // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 1907–1913.
12. Макаров А.Л., Макарова Е.В. Процесс становления навыка плавания у студентов и обоснование метода одновременного обучения спортивным способам плавания // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: в 2 т.: матер. X Междунар. науч.-практ. конференции. Ульяновск, 2020. С. 16–18 .
13. Маклауд Й. Анатомия плавания. М.: Советский спорт, 2011. С. 68–71.
14. Прибыток А.К. Совершенствование техники поворотов в спортивном плавании // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 13. С. 538–542.
15. Штин Н.И., Савченко О.А., Пахомов К.А. Применение современных тренажерных средств в ходе обучения курсантов по дисциплинам кафедры военно-прикладного плавания ВИФК // Итоговая науч.-практ. конф. проф.-препод. состава Военного института физической культуры за 2019 г., посвященная Дню российской науки / Министерство обороны Российской Федерации. СПб., 2020. С. 258–262.
16. Bhatti M.M., Marin M., Zeehaan A., Ellahi R., Abdelsalam S.I. Swimming of motile gyrotactic microorganisms and nanoparticles in blood flow through anisotropically tapered arteries // Frontiers in Physics. 2020. Is. 8. 95 p. DOI: 10.3389/fphy.2020.00095
17. Bogdashkin A.E., Morozov S.N. World records analysis in fin swimming. In: The XIV Annual International Conference for Students and Young Researchers: Modern University Sport Science. М., 2020. P. 50–53.
18. Çetinkaya G., Güngör A., Aras D. Impact of the “Chalk” on perceived visual quality and the willingness to climb: a research on sports climbing // Pedagogy Phys. Cult. Sports. 2021. Is. 25 (1). P. 15–3. DOI: 10.15561/26649837.2021.0103
19. Ijaz S., Batool M., Mehmood R. et al. Biomechanics of swimming microbes in atherosclerotic region with infusion of nanoparticles // Arabian Journal for Science and Engineering. 2022. Is. 47. P. 6773–6786. DOI: 10.1007/s13369-021-06241-y
20. Kartal A. The relationships between dynamic balance and sprint, flexibility, strength, jump in junior soccer players // Pedagogy Phys. Cult. Sports. 2020. Is. 24 (6). P. 285–289. DOI: 10.1519/JSC.0b013e318291b8c7
21. Kozin S.V., Safronov D.V., Kozina Z.L., Kniaz H.O., Proskurnia O., Prontenko K., Lahno O., Goncharenko V., Kholodniy A. Comparative biomechanical characteristics of one-arm hang in climbing for beginners and qualified athletes // Acta Bioeng. Biomech. 2020. Is. 22 (1). P. 57–67. DOI: 10.37190/ABB-01440-2019-03
22. Mahanthesh B., Mackolil J. Flow of nanoliquid past a vertical plate with novel quadratic thermal radiation and quadratic Boussinesq approximation: Sensitivity analysis // Int. Commun. Heat Mass Transf. 2021. Is. 120. P. 105040. DOI: 10.1016/j.icheatmasstransfer.2020.105040
23. Morozova E.N., Popova S.N. Use of bases of synchronous swimming in the improving technique of swimming with students. In: Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference «Physical education, sports, physical rehabilitation and recreation: problems and prospects of development». Krasnoyarsk, June 01, 2021. Krasnoyarsk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev», 2021. P. 209–212.
24. Nuber G.W., Jobe F.W., Perry J., Moynes D.R., Antonelli D. Fine wire electromyography analysis of muscles of the shoulder during swimming, American orthopedic society for sport medicine // American Journal of Sports Medicine. 1986. Vol. 14. P. 7–11. DOI:10.1177/036354658601400102
25. Quagliarotti C., Cortesi M., Martina P., Fantozzi S. Swimming with a wetsuit mitigates the increase in fatigue and reduces drag (trunk incline) in well trained triathletes. In: Proceedings of the 26th European College of Sport Science Congress. 2021. Vol. 120. P. 41–66. URL: https://www.researchgate.net/publication/354543674
Опубликован
2022-10-30
Как цитировать
Issa, S. (2022). ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПЛАВАТЕЛЬНОГО ГРЕБКА СПОРТСМЕНА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 61(3), 80-87. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-353