ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА ПОСРЕДСТВОМ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДДЕРЖКИ
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема повышения уровня личностного развития студента на начальном этапе обучения в высшей школе. Ее актуальность связана с потребностью современного общества и государства в подготовке выпускника высшей школы согласно требованиям ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и недостаточным уровнем готовности первокурсника самостоятельно планировать, организовывать, осуществлять и оценивать свою деятельность, владея навыками самоконтроля в решении и прогнозировании практических задач. Цель статьи – выявить и обосновать педагогические условия, необходимые для успешной реализации процесса опережающей поддержки студента в рамках существующих требований законодательства в сфере образования.
Методологию исследования составляют анализ психолого˗педагогической литературы, посвященной вопросу поддержки личности обучающегося, рассмотрение работ отечественных и зарубежных исследователей в контексте данной проблемы.
Результаты. Основные положения системного, гуманистического, личностно˗деятельностного подходов позволяют определить и специально организовать условия повышения уровня личностного развития студента на начальном этапе обучения в организации высшего образования. Авторский вклад заключается в выявлении педагогических условий, необходимых для успешной реализации процесса опережающей поддержки личностного развития студентов, разработке и внедрении в практику специального курса «Основы саморазвития студента на начальном этапе обучения».
Заключение. Предложенный в работе специальный курс для студентов «Основы саморазвития студента на начальном этапе обучения» может быть использован преподавателями (кураторами, тьюторами) во внеучебной деятельности первокурсников, например, на «Часе куратора» и его мероприятиях. Результативный модуль курса представлен итоговым контролем усвоения теоретической и практической частей курса в виде индивидуальных и групповых контрольных заданий в устной или письменной форме. Балловая система контрольных заданий позволяет преподавателю проследить динамику уровней личностного развития в начале и конце года.