ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
Аннотация
Проблема и цель. В статье формулируются и анализируются проблемы самоотношения и профессионального самоопределения, а именно выбора профессии в юношеском возрасте. Среди них выделяется проблема исследования связи этих двух параметров, знания о которой можно использовать в планировании профориентационной работы среди старшеклассников.
Цель статьи: выявить и обосновать характеристики самоотношения личности, связанные с профессиональным выбором.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом.
Результаты. При помощи методов статистической обработки экспериментальных данных мы проверили гипотезу нашего исследования о существовании связи между профессиональным самоопределением и самоотношением личности в юношеском возрасте.
Произведен расчет непараметрического U-критерия Манна – Уитни по количеству ответов учащихся по шкалам самоотношения В.В. Столина, которые вошли в девять компонентов самоотношения: закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.
Значение U-критерия Манна – Уитни найдено отдельно по каждому компоненту самоотношения у старшеклассников с совпавшими способностями, интересами, склонностями с выбранной профессией и для группы юношей и девушек, выбравших профессию без учета этих особенностей.
Заключение. В процессе проведения исследования гипотеза подтвердилась: существует связь самоотношения личности юношей и девушек в двух исследуемых группах: 1) где профессиональный выбор состоялся в соответствии с интересами и склонностями; 2) где интересы не соответствуют будущей профессии. У первой группы в сравнении со второй более высокий уровень самоотношения, а именно «само-
уверенности» и «самопринятия». При этом компоненты «самопривязанность» и «внутренняя конфликтность» у первой группы находятся на более низком уровне, чем у второй.