УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СИРОТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Проблема и цель. В центре внимания статьи исследование готовности обучающихся-сирот к профессиональному обучению и социальной адаптации в образовательной организации. Целью статьи является определение адаптированности обучающихся-сирот в условиях среднего профессионального образования (СПО).
Методология. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы диагностические методики: методика «Адаптированность студентов в вузе» для выявления адаптированности к учебной группе и учебной деятельности (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова); опросник социализированности для выявления уровня социализированности (уровня социальной адаптирован-ности, активности, автономности, нравственной воспитанности) (М.И. Рожков).
Результаты. В соответствии с целью научного исследования выявлено проблемное поле адаптации обучающихся-сирот в колледжах: недостаточная сформированность навыков самостоятельной деятельности; некорректность в организации оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; несформированность компонентов профессионально-личностной перспективы; недостаточный уровень сформированности морально-этических качеств и нравственной воспитанности; адаптированности и социализированности обучающихся-сирот.
Заключение. Выявлено, что адаптированность обучающихся-сирот к обучению в условиях среднего профессионального образования представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы педагогической, социально-психологической и профессиональной адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств студентов, что требует разработки и организации ряда мероприятий учебно-воспитательного характера. Реализация разработанной программы «Адаптация» позволила обучающимся-сиротам сформировать коммуникативные навыки, усвоить различные социальные нормы, приобрести устойчивую положительную мотивацию к учебной и профессиональной деятельности, обеспечивающие их личностное и профессиональное становление.