МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИВНОГО ПОДХОДА
Аннотация
Проблема и цель. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирует образовательные программы старшей общеобразовательной школы на решение новой для нее задачи – формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования. Для решения этой задачи необходимо создание системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Педагогический коллектив образовательной организации сталкивается с проблемой – какими должны быть педагогические условия формирования готовности обучающихся общеобразовательной школы в решении учебно-исследовательских и проектных задач; как сделать обучающегося субъектом образовательного процесса, способным задавать себе векторы развития. Цель данной статьи – в представлении и обосновании модели организации профильно-ориентированной проектно-исследовательской деятельности обучающихся в старшей школе на основе проективного подхода.
Методологию исследования составили методы моделирования педагогических процессов; проективный подход; методы анализа и обобщения нормативных документов в сфере общего образования; научно-исследовательские работы отечественных ученых в области педагогического моделирования и исследовательской деятельности обучающихся.
Результаты. Представлена и обоснована открытая проективная модель организации профильно-ориентированной проектно-исследовательской деятельности старшеклассников. В данной модели содержательно раскрыты основные ее структурные компоненты – пространство самоопределения, образовательные практики, пространство позицирования как необходимые условия формирования личностных и метапредметных результатов, обеспечивающих успешность учебно-исследовательской деятельности старшеклассников и способствующих профильному самоопределению обучаемых.
Заключение. Предложенная модель организации профильно-ориентированной проектно-исследовательской деятельности старшеклассников направлена на реализацию требований ФГОС СОО в аспекте организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающегося. Полученные в процессе апробации результаты позволяют прогнозировать возможность ее успешной реализации в старших классах общеобразовательных учреждений.