ПРЕСУППОЗИЦИИ В КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ РЕКЛАМНЫХ МИНИ-ТЕКСТОВ
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена исследованию рекламного дискурса, прагматики мини-текстов и речевой манипуляции. Цель работы – анализ речевых средств воздействия: выделение коммуникативных стратегий и реализующих их тактик, описание роли пресуппозиций в механизме влияния на действия людей.
Методология. Эмпирический материал составили образцы рекламного дискурса из социальной сети Фейсбук. С помощью функционального анализа выделялись коммуникативные стратегии, применяемые для воздействия на читателей. Выявлялись отдельные речевые средства на лексическом, синтаксическом, стилистическом уровнях и их совокупный эффект и оформление коммуникативных стратегий и тактик.
Результаты. В результате исследования авторам удалось классифицировать коммуникативные стратегии скрытого воздействия и выделить следующие: манипулирование репутацией, манипулятивное акцентирование, манипулирование стереотипами, манипулирование имплицитными смыслами. В основу лег критерий «объект манипуляции». Как выяснилось, рычагом скрытого воздействия могут быть чувства, социальные стереотипы, искаженные акценты, сужение внимания, а также особенности устройства естественного языка, позволяющие преподнести факты в определенном свете.
Одним из таких инструментов является пресуппозиция. Авторы подчеркивают, что пресуппозиции способствуют отображению более широкой палитры имплицитных смыслов и в более сжатой вербальной форме – рекламном мини-тексте. Это позволяет сформировать более позитивный, качественный образа товара и привлечь внимание покупателя.
Заключение. Понимание прагматики рекламного текста, объектов манипуляции (апелляции к сте-реотипам, схем упрощенного поведения, тенденции к сужению внимания и др.) является необходимым навыком современного человека – объекта рекламного воздействия. В статье описаны типичные коммуникативные стратегии управления поведением. Авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего изучения природы речевой манипуляции и ее нейтрализации.