https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/issue/feedВестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева2024-11-15T12:47:25+00:00Шкерина Людмила Васильевнаshkerina@mail.ruOpen Journal Systems<p style="text-align: justify;">Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева – междисциплинарный научный журнал, <em>основан в 2006 году</em> как периодическое издание.</p> <p style="text-align: justify;"><em>Основной целью</em> журнала является обеспечение эффективной среды обмена актуальной научной информацией в условиях постнеклассического этапа становления и развития научных теорий и практики.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева предназначен для информирования общественности о результатах научно-исследовательских работ профессоров и преподавателей образовательных организаций, докторантов, аспирантов и других представителей научной общественности Российской Федерации и Зарубежья; сотрудничает с ведущими всероссийскими и зарубежными библиотечными системами и реферативными базами данных, что способствует быстрому и открытому доступу к публикуемым материалам.</p> <p>В соответствии с Перечнем рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (по состоянию на 20.12.2022 года) «ваковскими» являются статьи, опубликованные в Вестнике Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева по следующим научным специальностям и отраслям наук:</p> <p>5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки);</p> <p>5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки);</p> <p>5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки);</p> <p>5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка (педагогические науки);</p> <p>5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки); </p> <p>5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки);</p> <p>5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки).</p> <p style="text-align: justify;">Журнал адресован профессорско-преподавательскому составу университетов, аспирантам, магистрантам и студентам, которые интересуются новейшими научными результатами в области педагогики, психологии и филологии.</p> <p style="text-align: justify;"> </p>https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/568ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ЕГО НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЙ МОДЕЛИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2024-10-29T09:38:03+00:00Gorbachev Vasiliy I.enibgu@mail.ruPuzyreva Elizaveta N.puzyreva-knysh@yandex.ru<p><em>Постановка проблемы.</em> В учебной геометрической деятельности исследуется проблема формирования интегрального модельного представления геометрического пространства в системе закономерностей становления его наглядно-образной модели.</p> <p><em>Цель </em>статьи – в историко-геометрическом анализе установить содержательно-методические закономерности формирования наглядно-образной модели геометрического пространства и ее последующей интеграции с векторной, арифметической моделями в представлении абстрактного геометрического пространства.</p> <p><em>Методология и методы исследования.</em> Методологию исследования составляет реализуемый в последовательных уровнях математического абстрагирования пространственно-теоретический подход формирования модельного представления геометрического пространства и на его основе определения абстрактного геометрического пространства.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> В качестве предмета исследования в учебной геометрической деятельности выступают закономерности формирования модельного, абстрактного представлений геометрического пространства. Со времен «Начал» Евклида основу модельного представления геометрического пространства составляет его наглядно-образная модель, характеризуемая конструктивными изображениями геометрических фигур, пространственными образами их классов.</p> <p>Помимо создания конструктивных образов геометрических фигур, преобразований движения и подобия, содержание наглядно-образной модели составляют родовидовая систематизация геометрических фигур, основанная на оперировании пространственными образами деятельность математического доказательства, исследование конструктивных, пространственных и метрических свойств геометрических фигур.</p> <p>Наряду с конструктивными образами геометрических фигур в учебной геометрической деятельности используются и их знаковые образы: векторные модели геометрических фигур, аналитические модели геометрических фигур. В системе векторных, аналитических образов геометрических фигур в субъектном сознании создаются векторная, арифметическая модели геометрического пространства. В интеграции наглядно-образной, векторной и арифметической моделей формируется наглядно-образный уровень пространственного геометрического мышления.</p> <p><em>Заключение. </em>Формирование представлений геометрического пространства в спектре моделей, в последующем абстрагировании от модельных образов с аксиоматизацией свойств, справедливых в каждой из моделей, устраняет реализуемое в учебниках геометрии общего образования его слитное образно-абстрактное изучение.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/569ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА2024-10-29T09:40:41+00:00Lukinykh Yulia V.lukinykh@kspu.ru<p><em>Постановка проблемы</em>. Произведения искусства обладают большим дидактическим потенциалом. Рассмотрены преимущества их использования при обучении иностранному языку и критерии отбора. Представлены задания по работе с фотографией, граффити и произведениями живописи на уроках английского языка в 9-м классе.</p> <p><em>Цель </em>статьи – описать лингводидактический потенциал произведений искусства и представить авторские разработки и рекомендации по их применению в процессе обучения английскому языку учащихся средней школы.</p> <p><em>Методологию</em> исследования составили анализ и обобщение научных трудов отечественных и зарубежных ученых о возможности применения произведений искусства на уроках иностранного языка в средней школе; описание опыта применения разработанных заданий по осуществлению данного процесса.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> Рассмотрены термины «произведения искусства» и «визуальное искусство», которые многими авторами используются как синонимы. Обоснована необходимость использования визуального аспекта в процессе изучения иностранного языка. Апробация разработанных заданий по применению произведений искусства на уроках английского языка в средней школе с помощью фотографии, граффити и живописи показала их значимость для развития навыков и умений говорения обучающихся, а также их личного опыта.</p> <p><em>Заключение.</em> Применение произведений искусства на уроках английского языка оказывает положительное влияние на развитие обучающихся. Это не только развивает их речевую деятельность, но и повышает интерес и мотивацию к предмету, способствует когнитивной и эмоциональной переработке информации, формированию их коммуникативной компетенции. Визуальное искусство обладает большим лингводидактическим и лингвострановедческим потенциалом.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/570ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVII–XIX вв.2024-10-29T09:41:35+00:00Dubrovskaya Yulia A.dubrovskayaY-A@mail.ru<p><em>Постановка проблемы.</em> В статье анализируются и формулируются некоторые проблемы развития инженерного образования России XVII–XIX вв. Среди них рассматриваются трудности подготовки инженерных кадров в области горного дела в исследуемый период.</p> <p><em>Цель </em>статьи – проанализировать основные факторы, повлиявшие на развитие инженерного образования в России; привести примеры просветительской деятельности государства от начального народного образования до высших технических училищ и инженерных учебных заведений; выявить проблемные вопросы подготовки инженерных кадров в исследуемый период на примере горных инженеров.</p> <p><em>Материалы и методы исследования.</em> Методологию исследования составляют анализ и обобщение воспоминаний, докладов, аналитических записок выдающихся деятелей исследуемого периода и научно-исследовательские работы современников. Для анализа исторических аспектов развития инженерного образования в России был использован комплекс методов: исторический, общенаучный и системно-структурный.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> На основе анализа документов показаны некоторые этапы развития инженерного образования в России XVII–XIX вв.: от декларируемого свободного и всесословного элементарного образования до профессионального инженерного образования XIX в. Вопросы качества подготовки, несоответствие знаний, умений и навыков выпускников инженерных специальностей требованиям производства, длительный период адаптации на предприятиях, отсутствие системности в работе с производственниками перешли из исследуемого периода в наше время.</p> <p><em>Заключение.</em> Предложенный автором анализ исторических аспектов развития инженерного образования в России XVII–XIX вв. показывает преемственность вопросов качества подготовки инженерных кадров в исследуемый период и в наше время. Выявленные в ходе исследования проблемные вопросы подготовки кадров в области горного дела актуальны и сейчас, например: не в должной мере учитываются требования производства к объему практической подготовки обучающихся, они недостаточно знакомы с современным оснащением предприятий; основное внимание преподаватели в процессе обучения уделяют формированию профессиональных компетенций, а личностные качества, необходимые для быстрой адаптации выпускников к условиям работы в коллективе, остаются нереализованными.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/571ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»2024-10-29T09:45:53+00:00Pashchenko Svetlana I.pashchenko@yandex.ruMalinovskaya Nataliya A.malinovskaya-na@mail.ruMakhovikh Maksim Yu.makhovykh@yandex.ru<p><em>Постановка проблемы.</em> Основная идея исследования заключается в том, что использование в образовательном процессе медицинского вуза технологии «перевернутый класс», включающей задания творческой направленности, способствует формированию у студентов комплекса универсальных компетенций, связанных с реализацией умений анализировать, обобщать, делать выводы; содействует развитию мыслительной деятельности и критического мышления, совершенствованию долгосрочной памяти и в целом повышению качества обучения студентов. Меняется и роль преподавателей, она в значительной мере связана с подготовкой методических материалов, задач и заданий для организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий.</p> <p><em>Цель </em>статьи – теоретически обосновать эффективность организации самостоятельной работы студентов первого курса медицинского университета с использованием образовательной технологии «перевернутый класс» и апробировать ее при организации внеаудиторной самостоятельной работы.</p> <p>Доказать, что работа с использованием педагогической технологии «перевернутый класс» способствует изменению отношения студентов к образовательному процессу и меняет взгляд преподавателей на его организацию.</p> <p><em>Методология и методы исследования.</em> Методологической базой исследования являются компетентностный и системно-деятельностный подходы. Применен комплекс исследовательских методов: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, систематизация, сравнение, моделирование, прогнозирование и обобщение; эмпирические – анкетирование, беседа, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности обучающихся.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>Практическая значимость работы заключается в том:</p> <p>– что обоснована эффективность применения технологии «перевернутый класс» при организации самостоятельной работы студентов медицинского университета;</p> <p>– уточнено понятие «внеаудиторная самостоятельная работа студентов» в условиях применения педагогической технологии «перевернутый класс».</p> <p>– предложены оригинальные методы и приемы организации внеаудиторной работы студентов – ментальные карты, элементы ТРИЗ-педагогики, использование «синонимического ряда вопросительных слов, составление ситуационных задач медико-практической направленности;</p> <p>– обосновано, что предложенные задания творческого характера могут быть применимы при изучении теоретического материала любого учебного предмета медицинского вуза;</p> <p>– такой метод работы с теоретическим материалом, как ментальные карты (интеллектуальные карты), может быть использован не только при работе со студентами, но и при написании лекций профессорско-преподавательским составом.</p> <p><em>Заключение.</em> Анализ результатов проведенной экспериментальной работы со студентами первого курса медицинского университета подтвердил наше предположение об эффективности применения технологии «перевернутый класс» при организации самостоятельной работы студентов.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/572АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ2024-10-29T09:50:22+00:00Mammadov Adil Shikhamir oglue-mail.bulvar1969@mail.ru<p><em>Постановка проблемы. </em>Подготовка, а также необходимые мероприятия для обеспечения адаптации курсантов вузов МВД тесно связаны с реализацией учебной программы, в том числе и по физической подготовке. Дисциплина курса физподготовки отвечает не только за физическое состояние, но и за развитие культуры взаимодействия первокурсников в вузе. Это позволяет вычленить проблему адаптации курсантов посредством занятий физической культурой, так как в рамках данной дисциплины решаются проблемы, связанные с психологической разгрузкой, и осуществляется профессиональная подготовка курсантов.</p> <p><em>Цель </em>статьи – разработать алгоритм занятий, которые будут способствовать улучшению психологического состояния и физическому развитию курсантов, а также оптимизировать процессы их адаптации к образовательному процессу в вузах МВД.</p> <p><em>Методология и методы исследования.</em> Работа основана на анализе статистических данных и актуальной литературы. Кроме того, были проанализированы данные, полученные в ходе работы с курсантами. Проведенное эмпирическое исследование легло в основу практической части и позволило выявить потребности и стремления самих обучающихся.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> По результатам проведенного анкетирования выявлено, что потребности курсантов в физических нагрузках и реализации спортивных мероприятий не соответствуют программе. Кроме того, исследование теоретической части работы позволило выявить методологическую проблему по физической подготовке будущих специалистов. Выдвигаются предложения по оптимизации подготовки и адаптации курсантов средствами физической культуры.</p> <p><em>Заключение. </em>В заключение представлены предложения, основанные на результатах опроса, и возможные направления преобразования программы подготовки курсантов первого курса.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/580ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ2024-10-29T10:02:04+00:00Meng Zhou1412019926@qq.com<p><em>Постановка проблемы.</em> С развитием инновационных технологий возникает все большая потребность в общении на разных языках, включая китайский. Автор приводит примеры интерактивного изучения грамматики китайского языка, затрагивает исторические аспекты практики преподавания китайского языка. Отмечает необходимость использования современных технологий в обучении студентов иностранным языкам.</p> <p><em>Цель </em>статьи – раскрыть аспекты процесса обучения грамматике китайского языка посредством использования интерактивных технологий.</p> <p><em>Методология. </em>Методология статьи заключается в изучении теоретической информации об использовании интерактивных технологий для обучения грамматике китайского языка. Предлагаются конкретные примеры применения этих технологий в образовательном процессе, такие как игровые, проектные методы и методы моделирования.</p> <p><em>Обзор научной литературы </em>показывает, что проблема преподавания китайского языка студентам гуманитарных специальностей в российских вузах актуальна и требует комплексного подхода. Исследования И. Аньжань, С.В. Паниной, Е.Е. Алексеевой, Н.А. Рунгш, Л.А. Сидоровой, К.Э. Дубровской, Ло Сюаня, Ма Луна, Н.Б. Мукаддас и Р.Р. Мадинабону позволяют выявить основные трудности и предлагают различные методы их преодоления. Авторы анализируют проблемы, связанные с преподаванием китайского языка на разных уровнях, и предлагают инновационные подходы и технологии для улучшения качества обучения. Эти исследования подчеркивают важность учета этнокультурных и этнопсихологических особенностей студентов при разработке методик преподавания китайского языка.</p> <p><em>Результаты </em>исследования показали, что применение интерактивных технологий имеет ряд положительных сторон при изучении грамматики китайского языка. Среди них можно выделить удобство проведения занятий и возможность взаимодействия студентов друг с другом во время выполнения заданий.</p> <p><em>Заключение.</em> Актуальность данного исследования обусловлена развитием современных технологий, которые стали использовать в образовании. Тема статьи достойна рассмотрения в связи с существенными изменениями в теории китайского языка и синологии, произошедшими с конца XX в.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/581ОБУЧЕНИЕ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ АУДИРОВАНИЮ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧИЙ СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ2024-10-29T10:07:57+00:00Hu Jian1042225085@rudn.ru<p><em>Постановка проблемы. </em>По мере расширения сотрудничества России и Китая в области политики, экономики, торговли и культуры русский язык становится более востребованным среди китайцев. Аудирование –</p> <p>важный аспект изучения языка. Для китайских обучающихся, не имеющих возможности постоянно коммуницировать в русскоязычном обществе, аудирование является одним из самых сложных аспектов при изучении русского языка. Существует множество факторов, осложняющих понимание речи на слух. В этой статье описывается, как различия в китайском и русском синтаксисе влияют на обучение аудированию при изучении русского языка китайскими студентами.</p> <p><em>Цель </em>статьи – проанализировать влияние синтаксических различий в китайском и русском языках при обучении китайских студентов и предложить эффективные методы обучения аудированию.</p> <p><em>Методология и методы исследования. </em>Исследование построено на основе метакогнитивного подхода к обучению. Использовались теоретические и эмпирические методы исследования: анкетирование, системное описание, историческое сравнение, сравнительный индукционный, метод сравнительного исследования, педагогический эксперимент.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>Был определен ряд различий в русском и китайском синтаксисе. Эти различия вызвали трудности при работе над аудированием у китайских студентов, привыкших к простому синтаксису.</p> <p><em>Заключение. </em>В статье проанализировано влияние синтаксических различий в китайском и русском языках на обучение аудированию на занятиях по русскому языку. Установлено, что китайский и русский языки различаются по последовательности слов и словосочетаний в предложении, имеющей синтаксическое значение и осуществляющей необходимую стилистическую роль, структуре предложений, что влияет на процесс понимания текстов при аудировании. Рекомендуется усилить грамматическую подготовку и создать иммерсивную среду обучения при работе над аудированием.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/573ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2024-11-15T12:47:25+00:00Aramacheva Lyudmila V.ludvik_76@mail.ruDubovik Evgeniya Yu.duevur2015@mail.ru<p><em>Постановка проблемы и цель. </em>В современных научных психолого-педагогических исследованиях проблема родительской вовлеченности в обучение и воспитание детей дошкольного возраста является малоизученной: недостаточно четко определены показатели, позволяющие определить характер вовлеченности родителей, мало внимания уделяется возможностям обеспечения продуктивной родительской вовлеченности.</p> <p><em>Цель</em> статьи – охарактеризовать вовлеченность современных родителей в обучение и воспитание детей дошкольного возраста: выделить особенности заинтересованности и участия родителей в образовательном процессе, в реализации семейного воспитания; обосновать психолого-педагогические рекомендации педагогам по формированию продуктивной родительской вовлеченности.</p> <p><em>Методологию</em> исследования составляют работы А.Я. Варги, раскрывающие природу современной семьи с точки зрения системного подхода; труды И.В. Антипкиной, М.В. Джуран, С.С. Сабировой, отражающие сущностную характеристику понятия «родительская вовлеченность», ее роль в психическом и личностном развитии ребенка; положения исследований У. Джейнса, Дж. Л. Эпштейна, С.В. Шика, Т.А. Мерцаловой, Дж. Гудолл и К. Монтгомери, Р.В. Овчаровой, С.С. Степанова, А.С. Спиваковской, С.А. Валиуллиной, обосновывающие важность обеспечения продуктивной родительской вовлеченности как фактора психологического благополучия ребенка.</p> <p><em>Метод исследования</em>. Родительская вовлеченность в обучение и воспитание детей дошкольного возраста исследовалась с помощью анкетирования (применялся контент-анализ ответов респондентов). Использовался также метод тестирования.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>Полученные исследовательские данные позволили определить характер вовлеченности родителей в обучение и воспитание детей дошкольного возраста:</p> <p><em>– </em>в большей мере родители проявляют формальную или контролирующую вовлеченность в обучение детей, что предполагает: ориентацию в большей мере на свои интересы, а не на интересы ребенка; недостаточное знание возрастных особенностей, возможностей и потребностей ребенка; активную позицию в организации образовательного пространства для детей и пассивную позицию при включении в образовательный процесс;</p> <p>– отмечена тенденция к контролирующему (сверхвключенному) типу родительской вовлеченности в процесс воспитания детей дошкольного возраста. Данный тип вовлеченности может неблагоприятно сказаться на развитии личности ребенка, формируя у него безынициативность, несамостоятельность, стремление к избеганию ответственности за свои поступки.</p> <p><em>Заключение. </em>Проведенное исследование позволило выделить направления формирования продуктивной родительской вовлеченности в обучение и воспитание детей дошкольного возраста. К ним отнесем информирование родителей о роли образования и семейного воспитания в развитии личности ребенка; формирование мотивации родителей к освоению продуктивных способов общения с ребенком, оптимизации стиля семейного воспитания; привлечение родителей к участию в непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для овладения эффективными воспитательными практиками.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/574ИНТЕНСИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МОБИЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ И РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ2024-10-29T10:18:45+00:00Verbianova Olga M.verbianova@kspu.ru<p><em>Постановка проблемы.</em> Сегодня в семье и дошкольной практике активно используются мобильные устройства (МУ). Изучение вопроса о влиянии гаджетов на развитие когнитивных функций ребенка дошкольного возраста необходимо с целью понимания гигиенического нормирования и контроля в вопросах организации деятельности ребенка.<em> Цель</em> статьи – изучить влияние интенсивности взаимодействия с МУ на развитие отдельных свойств внимания детей 6–7 лет.</p> <p><em>Методология и методы исследования</em>. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом; методы эмпирического исследования: опрос, эксперимент.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> Родители детей осознают необходимость контроля за длительностью взаимодействия ребенка с МУ, но большинство из них не осуществляют такой контроль. У детей с низкой интенсивностью взаимодействия с МУ лучше сформированы такие свойства внимания, как устойчивость, концентрация и продуктивность внимания, а также внимательность при осуществлении деятельности, где исходная информация представлена для ребенка на слух. В группе детей с высокой интенсивностью взаимодействия с МУ лучше развиты свойства переключения и распределения внимания. По таким свойствам внимания, как объем и избирательность, достоверных отличий у детей в изучаемых группах не выявлено.</p> <p><em>Заключение. </em>Интенсивное взаимодействие с МУ детей дошкольного возраста может привести к дефицитам свойств внимания, которые имеют большое значение для осуществления учебной деятельности в 1-м классе.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/575ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ2024-10-29T10:24:29+00:00Kulinich Yulia V.skv.9429@yandex.ruSafonova Marina V.marina.safonova@mail.ru<p><em>Проблема и цель. </em>В современном быстро изменяющемся мире, где стресс, напряжение и тревога стали неотъемлемой частью жизни, особенно важным становится вопрос психологического благополучия населения. К тому же возрастной период средней взрослости сталкивает человека с различными вызовами: личностными, профессиональными, семейными, материальными и пр. В статье рассматриваются результаты исследования уровня психологического благополучия в период средней взрослости. Описаны наиболее значимые параметры, оказывающие влияние на уровень психологического благополучия в исследуемый возрастной период.</p> <p><em>Теоретико-методологическую основу </em>исследования составили анализ и обобщение научных отечественных и зарубежных подходов, описывающих компоненты и феноменологию психологического благополучия, представленных в трудах Н. Брэдбёрна, Ш. Бюлера, А. Вотермана, У. Джеймса, Э. Динера, Э.Л. Диси, А.А. Кроника, Л.В. Куликова, Г. Олпорта, Р.М. Райана, К. Рифф, К. Роджерса, П.П. Фесенко, М. Чиксентмихайи, Р.М. Шамионова, Т.Д. Шевеленковой, Э. Эриксона, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш.М. Яходы, О.Ю. Зотовой и др. При рассмотрении подходов к исследованию возрастного периода средней взрослости мы опирались на труды таких ученых, как Г.С. Абрамова, Б.Г. Ананьев, П. Балтес, Д. Бромлей, Ш. Бюлер, Л.А. Головей, С. Кесслер, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Моргун, Е.Ф. Рыбалко, Е.Т. Соколова, Е.Л. Солдатова, Е.И. Степанова, Н.Ю. Ткачева, А.В. Толстых, Р.Д. Хэвиг-Херст, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.</p> <p>В пилотном исследовании приняли участие 54 человека в возрастном периоде 36–46 лет, из них 15 % мужчин и 85 % женщин, средний возраст составил 38 лет. Для выявления актуального уровня психологического благополучия у респондентов применялись опросник для изучения степени удовлетворенности своим функционированием в различных сферах И. Колера<sup>1</sup>, опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко) [Шевеленкова, Фесенко, 2005], тест на удовлетворенность жизнью Н.Н. Мельниковой<sup>2</sup>, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева<sup>3</sup>, опросник качества жизни SF-36 [Ware Jr, Sherbourne, 1992], анкета кандидата на участие в группе психологического консультирования, включающая в себя блок вопросов по модусам жизни Р.М. Шамионова<sup>4</sup>.</p> <p>Статистическая обработка данных производилась при помощи расчета первичных описательных статистик и корреляционного анализа по Пирсону. Расчет статистических показателей выполнен с привлечением компьютерной статистической программы SPSSStatistics 22.0.</p> <p><em>Результаты. </em>В ходе исследования выделены и описаны характеристики и проявления позитивного функционирования индивида в период средней взрослости. Анализ результатов диагностики показал наиболее значимые параметры неудовлетворенности респондентов: позитивные отношения, управление средой, разочарование в жизни, ролевое психологическое функционирование, цели в жизни и баланс аффекта.</p> <p>Также мы получили несколько фокусов внимания, на которые будем опираться при дальнейшем анализе и разработке программы группового психологического консультирования. Это сфера взаимоотношений и способность выстраивать близкие, позитивные отношения, сфера смыслов, ценностей и целей, а также сфера отношений с самим собой, веры в себя и в свой потенциал. Ценностно-смысловая сфера и удовлетворенность жизнью являются важными факторами, влияющими на психологическое благополучие, физическое и психологическое здоровье имеет высокую взаимосвязь с уровнем благополучия. Таким образом, поддержание баланса между физическим и психологическим здоровьем является ключом к общему благополучию и качеству жизни. Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы, жизненных целей, отношений с людьми, удовлетворенности жизнью и самопринятием в исследуемой возрастной группе представляет собой сложную и многогранную структуру, где каждый элемент влияет на другие.</p> <p>В ходе исследования мы определили мишени работы для групповых психологических консультаций: система смыслов, ценностей и целей, отношения с самим собой, отношения с окружающими и отношения с жизнью.</p> <p><em>Заключение. </em>В период средней взрослости многие люди начинают переосмысливать свои ценности и приоритеты, что напрямую связано с формированием жизненных целей. Осознание того, что действительно важно, позволяет установить более значимые и глубокие отношения с окружающими, что, в свою очередь, способствует повышению уровня удовлетворенности жизнью. Способность принимать себя таким, какой есть, открывает путь к искренним и доверительным отношениям с другими, что создает ощущение принадлежности и поддержки. Таким образом, гармония между ценностями, целями и отношениями может значительно увеличить общее чувство удовлетворенности жизнью, помогая людям в этом возрасте находить баланс и уверенность в своих жизненных выборах. Это, в свою очередь, оказывает влияние и на общее состояние физического и психологического здоровья, повышает уровень психологического благополучия в целом. Таким образом, выявив ключевые параметры и их взаимосвязи, мы получили основу для разработки программы группового психологического консультирования, направленного на повышение уровня психологического благополучия в период средней взрослости.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/576ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНДОНЕЗИИ12024-10-29T10:32:11+00:00Vasilyeva Svetlana P.vasileva@kspu.ruOsetrova Elena V.osetrova@yandex.ruRevenko Inna V.inna.revenko@mail.ru<p><em>Постановка проблемы</em>. Индонезия – активно развивающаяся страна Азиатско-Тихоокеанского региона, привлекательный партнер на международной арене. Бурное экономическое развитие, рост интереса к взаимодействию с Россией в плане сотрудничества в области бизнеса, туризма и культуры обусловил интерес индонезийцев к изучению русского языка.</p> <p><em>Цель </em>исследования – теоретически обосновать и разработать модель соизучения русского языка и культуры в поликультурной образовательной среде и организационно-педагогические условия ее реализации как средства мотивации к изучению русского языка на примере Индонезии.</p> <p><em>Методология исследования.</em> Разработка модели соизучения русского языка и русской культуры предполагает оперирование несколькими базовыми понятиями: «сознание» как способность человека отражать и осмыслять действительность; «русское языковое сознание», предопределяющее «специфику русского культурного пространства» (В.В. Красных); «картина мира» как глобальный образ мира, отражающего исторический опыт человека и его современные представления, его культуру; «языковая картина мира как зафиксированная в языке и специфическая для всякого национального языкового коллектива схеме восприятия и «обработки» действительности.</p> <p>Особое место в обосновании методологии предпринятого исследования занимают труды М.М. Бахтина, акцентировавшего внимание на динамике культурного развития как важнейшей характеристике взаимодействия культур и поликультурной коммуникации.</p> <p><em>Результаты и обсуждение</em>. С учетом результатов теоретического анализа и педагогического опыта обучения РКИ предложена методологическая модель, в основании которой находится условный лингвистический треугольник «русский язык – речь (коммуникация) – текст», демонстрирующий научную плодотворность идеи соизучения русского языка и культуры в поликультурной образовательной среде, а кроме того, позволяющий увидеть и осмыслить содержательную, функциональную и методическую взаимосвязь двух этих феноменов.</p> <p><em>Выводы. </em>Динамическая функциональная <em>модель соизучения русского языка и культуры</em>, необходимая для реализации эффективного подхода к обучению русскому языку как иностранному индонезийских граждан и способствующая усвоению ими идеи о культурной наполненности языка, сконструирована на основе триады: «русский язык – речь (коммуникация) – текст».</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/577ПОСТФОЛЬКЛОРНЫЕ ТЕКСТЫ КАК ЯЗЫК ПОВСЕДНЕВНОСТИ2024-10-29T09:01:05+00:00Ilyina Larisa E.nerol2620@mail.ru<p><em>Постановка проблемы.</em> Статья посвящена исследованию постфольклорных текстов как языка повседневности. Научная и практическая значимость работы состоит в изучении ценностных комплексов повседневности в лингвистическом контексте и выявлении особенностей использованием языка в каждодневном взаимодействии и общении в естественных условиях.</p> <p><em>Целью</em> исследования – обоснование определения языка повседневности и изучение постфольклорных текстов как частного случая использования данного языка.</p> <p><em>Методами </em>исследования явились критический анализ литературы, сравнительно-сопоставительный метод, метод интерпретации, а также методы лингвистического исследования: дискурс-анализ, анкетирование и включённое наблюдение.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> Автор приходит к выводу, что взаимосвязанное изучение языка и культуры позволяет выявить менталитет народа, отдельных групп и личностей. Ценность исследования заключается в исследовании речевой деятельности и использования языка в контексте культуры, а именно - лингвистического исследования продуцирования и понимания естественного языка на основе постфольклорных текстов.</p> <p><em>Заключение</em>. Представленные в статье результаты исследования могут быть использованы в образовательных программах для преподавания культурологии, лингвистики и фольклористики, а также для создания методик по сохранению и популяризации семейных преданий и других форм постфольклора как важной части культурного наследия.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/578ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА С КОМПОНЕНТОМ «СОЛЬ» КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ2024-10-29T10:38:57+00:00Kovaleva Anna V.kovaleva.anna94@mail.ru<p><em>Постановка проблемы. </em>В статье проводится исследование уровня сформированности в языковом сознании иностранных студентов-первокурсников лингвокультурного концепта «соль». Проблема исследования – поиск средств и методов развития языкового сознания студентов на уроках русского языка как иностранного.</p> <p><em>Цель </em>статьи – представить авторские методические рекомендации по развитию уровня сформирован-ности лингвокультурной компетенции иностранных студентов на уроках русского языка с использованием фразеологических единиц и лингвокультурной информации о соли.</p> <p><em>Методология и методы исследования. </em>Методологию исследования составили анализ научной литературы, эксперимент, измерение, описание, классификация. Материалы исследования: научная и методическая литература по вопросу исследования, историко-культурная литература, тексты народного творчества, паремиологический фонд русского языка, результаты эксперимента.</p> <p><em>Результаты исследования</em>. Проведено экспериментальное исследование, целью которого явилось определение уровня знаний студентов-иностранцев в области русской культуры и паремиологии применительно к понятию «соль». Результаты эксперимента свидетельствуют о трудностях в понимании речевого высказывания, содержащего лексему «соль». Методический сценарий урока направлен на формирование в языковом сознании студентов понятийной сферы концепта «соль» и на развитие их речевых умений и навыков.</p> <p><em>Заключение.</em> Результаты настоящего исследования, методические рекомендации и упражнения могут быть использованы преподавателями-практиками в процессе обучения иностранцев русскому языку, а также учителями национальных школ Российской Федерации.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/579ЯЗЫК И СТИЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ ГУБЕРНАТОРОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ПО ИТОГАМ 2023 г.)2024-10-29T10:44:03+00:00Fedotko Liliуa V.lfedotko@yandex.ruPekarskaya Irina V.pecar-61@mail.ru<p><em>Постановка проблемы</em>. Феномен речевого воздействия в политической лингвистике находится сегодня в центре пристального внимания ученых, поскольку на смену политическим лидерам прошлого столетия с ярким речевым портретом пришли политики новой волны.</p> <p>В данной статье рассматривается соотношение языка и стиля в речи губернаторов двух сибирских регионов: главы Красноярского края М.М. Котюкова и главы республики Хакасия В.О. Коновалова. Выбор персоналий обусловлен большим интересом общественности к политической позиции и деятельности двух сибирских губернаторов.</p> <p><em>Цель </em>исследования – определить роль коммуникативных стратегий языковой личности и особенности языкового имиджа на примере руководителей субъектов Российской Федерации. В исследовании рассмотрены коммуникативные стратегии публичной языковой личности и выявлены речевые особенности, являющиеся константой в дискурсе конкретной языковой личности.</p> <p><em>Методология и методы исследования. </em>Материалами исследования стали два интервью. Губернатора Красноярского края М.М. Котюкова региональному телеканалу «Енисей» и интервью губернатора республики Хакасия В.О. Коновалова региональному телеканалу «РТС». Методология основана на методе наблюдения и методе сплошной выборки. Лингвистический анализ позволил выявить особенности языкового строя текста, его лексический состав, грамматическую структуру, стилистические приемы. Контент-анализ использовался при выявлении ключевых слов и фраз, определении основных идей интервью. Благодаря семантическому анализу выявлены значение и коннотации слов и фраз в речи говорящих, а также их взаимосвязь.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>На основе анализа языка и стиля лидеров сибирских регионов выявлены коммуникативные особенности, которые позволяют им пользоваться доверием своих избирателей, уверенно вести за собой команду и тем самым сохранять стабильность в регионе.</p> <p>Кроме того, в ходе анализа выявлены ценностные, социокультурные и индивидуальные особенности языковых личностей М.М. Котюкова и В.О. Коновалова: социально-речевая коммуникация двух губернаторов довольно схожа и укладывается в рамки одной языковой модели, однако в ходе анализа выявлены и речевые различия губернаторов, в том числе индивидуальные особенности <em>–</em> речевые доминанты, присущие каждому из них.</p> <p><em>Выводы. </em>Результаты анализа показали, что ориентация на запросы населения региона и публичный характер выступлений предполагают следование определенным правилам <em>–</em> это уверенная трансляция того, что регион развивается, что есть стабильность и хорошие перспективы при условии консолидации общества. Отмечена и трансляция базовых человеческих ценностей, таких как семейные устои, доброта и поддержка национальных традиций.</p>2024-10-30T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##