https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/issue/feed Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева 2025-03-30T00:00:00+00:00 Шкерина Людмила Васильевна shkerina@mail.ru Open Journal Systems <p style="text-align: justify;">Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева – междисциплинарный научный журнал, <em>основан в 2006 году</em> как периодическое издание.</p> <p style="text-align: justify;"><em>Основной целью</em> журнала является обеспечение эффективной среды обмена актуальной научной информацией в условиях постнеклассического этапа становления и развития научных теорий и практики.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева предназначен для информирования общественности о результатах научно-исследовательских работ профессоров и преподавателей образовательных организаций, докторантов, аспирантов и других представителей научной общественности Российской Федерации и Зарубежья; сотрудничает с ведущими всероссийскими и зарубежными библиотечными системами и реферативными базами данных, что способствует быстрому и открытому доступу к публикуемым материалам.</p> <p>В соответствии с&nbsp;Перечнем рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (по состоянию на 20.12.2022 года) «ваковскими» являются статьи, опубликованные в Вестнике Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева по следующим научным специальностям и отраслям наук:</p> <p>5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки);</p> <p>5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки);</p> <p>5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки);</p> <p>5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка (педагогические науки);</p> <p>5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки);&nbsp;</p> <p>5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки);</p> <p>5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки).</p> <p style="text-align: justify;">Журнал адресован профессорско-преподавательскому составу университетов, аспирантам, магистрантам и студентам, которые интересуются новейшими научными результатами в области педагогики, психологии и филологии.</p> <p style="text-align: justify;">&nbsp;</p> https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/595 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И АКТИВИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ 2025-03-29T10:17:10+00:00 Prokhorov Dmitry I. prohorov@minsk.edu.by Brovka Natalia V. n_br@mail.ru <p><em>Постановка проблемы. </em>Инновационный многовекторный процесс цифровой трансформации системы дополнительного педагогического образования ставит перед научным сообществом вопросы, связанные с разработкой, внедрением и методическим сопровождением использования веб-ориентированных ресурсов повышения квалификации и активизации самообразовательной деятельности учителей математики. В статье представлен авторский взгляд на разрешение данной проблемы.</p> <p><em>Цель</em> работы – определение направлений разрешения несоответствия между потенциально эффективными дидактическими возможностями современных веб-ориентированных ресурсов как средств организации повышения квалификации и активизации самообразовательной деятельности учителей математики и отсутствием теоретически обоснованной, внутренне целостной и логически непротиворечивой дидактической системы реализации этих возможностей в практике дополнительного образования учителей.</p> <p><em>Методология и методы </em>исследования: изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы, историко-генетический подход к выявлению генезиса и определения этапов становления процесса повышения квалификации учителей математики, сравнительный анализ учебных математических апплетов, анкетирование.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>Представлено описание дидактической системы повышения квалификации и активизации самообразовательной деятельности учителей математики. Даны определения понятиям «мобильный учебный математический апплет» и «веб-ориентированный ресурс обучения». Показаны результаты сравнительного анализа мобильных апплетов, содержащих справочную информацию, позволяющих обрабатывать математические данные, решать математические задачи, учащимся проверять свои знания. Построена хронологическая линейка развития искусственного интеллекта как направления в науке. Приведен и проанализирован алгоритм работы GPT-чата с текстовой и графической информацией, проведения математических вычислений. Дано содержательное и функциональное описание авторского веб-ориентированного ресурса, предназначенного для сопровождения обучения учителей математики на повышении квалификации по теме «Дидактический дизайн в преподавании математики в учреждениях общего среднего образования» и активизации их самообразовательной деятельности. Ресурс включает глоссарий, форму обратной связи (форум и телеграм-бот), учебные материалы (структурированные в спиралевидную конструкцию из четырех витков), примеры фрагментов дидактических сценариев учебных занятий, коллекцию готовых учебных математических апплетов и методические указания по их использованию, фрагменты видеоуроков, материалы для текущей и итоговой аттестации (дифференцированные по трем уровням сложности).</p> <p><em>Заключение</em>. На данный момент еще не в полной мере разрешены психолого-педагогические и морально-этические проблемы, связанные с взаимодействием педагогических работников и особенно учащихся учреждений общего среднего образования с нейронными сетями. В этом контексте считаем перспективным внедрение разработанной дидактической системы, направленной на повышение уровня профессиональных компетенций учителей математики, в том числе в области цифровых технологий, в систему дополнительного педагогического образования.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/596 ОЦЕНКА КОГНИТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА 2025-03-29T10:19:48+00:00 Kalegina Yulia V. kaleginayv@susu.ru <p><em>Постановка проблемы исследования.</em> Необходимость уравновешивания значимости формального, неформального, информального видов образования в образовательном процессе, непрерывного обновления, совершенствования всех аспектов образовательного процесса в вузе, экспансия в образовательный процесс слабо контролируемых педагогами цифровых образовательных средств на фоне делегирования полномочий обеспечения безопасности образовательного процесса в нормативных регламентах самим университетам актуализировали проблему оценки когнитивной безопасности образовательного процесса вуза.</p> <p><em>Целью </em>статьи является представление диагностической методики оценки когнитивной безопасности образовательного процесса в современном вузе.</p> <p><em>Методология и методы исследования. </em>С опорой на превентивную модель развития культуры безопасности, системно-синергетическую концепцию образования, деятельностный, аксиологический и компетентностный подходы на технологическом уровне разработана диагностика когнитивной безопасности образовательного процесса. В технологию вошли: анализ нормативно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, экспертная оценка когнитивной безопасности компонентов образовательного процесса, беседы с экспертами, выявление уровней когнитивной безопасности.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> В статье рассмотрена суть оценки, которая состоит в поэтапном взаимодействии педагогов и студентов с целью выявления когнитивных угроз в образовательном процессе с использованием нормативного, научно-социального и технологического критериев когнитивной безопасности, их устранения и совместного созидания безопасных вариантов образовательного прoцесса университета. Предложены критерии и показатели когнитивной безопасности образовательного процесса, учитывающие специфику высшего образования, описаны уровни когнитивной безопасности: угрожающий, уязвимый, инертный, развивающий в тесной связи с критериями культуры безопасности выпускника вуза. Описана экспертная оценка как диагностическое средство для выявления степени сформированности критериев когнитивной безопасности. Высокий уровень развития компетенции оценки когнитивной безопасности студентов связан с показателем высокого уровня развития его культуры безопасности. Специфическим условием оценки когнитивной безопасности всех элементов образовательного процесса автор видит совместную деятельность педагогов и студентов в выявлении когнитивных угроз и их преодолении.</p> <p><em>Заключение. </em>Оценка когнитивной безопасности образовательного процесса представляет собой средство решения актуальной проблемы, включающей обеспечение когнитивной безопасности образовательного процесса вуза и развитие компетенции выпускников в оценке когнитивной безопасности образования. Она способствует и развитию всей культуры безопасности студента. Оценка когнитивной безопасности образовательного процесса осуществляется непрерывно во всех компонентах образовательного процесса: целерезультатном, содержательном, организационно-методическом. Предложенное исследование может служить методическим ориентиром для педагогов вузов, исследователей в области культуры безопасности, методистов учебных центров, специалистов в сфере обеспечения когнитивной безопасности.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/597 НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 2025-03-29T10:22:16+00:00 Kuzhuget Artysh A. kartysh84@mail.ru Boyko Polina V. bopolya03@mail.ru Nugaev Artur R. a@kspu.ru <p><em>Постановка проблемы. </em>Переход учащихся из начальной в основную школу <em>– </em>во многом трудный и значимый этап адаптации, сложность которого определяется новыми социальными условиями. Помимо этого, возраст 10–12 лет сопровождается физиологическими и психологическими изменениями, что делает процесс адаптации к основному общему образованию затруднительнее. Следовательно, миссия школы – найти связующее звено между образовательным процессом и психическим развитием подростка, обеспечив успешную адаптацию пятиклассника. В данной статье мы рассмотрим основные принципы и методы программы наставничества для пятиклассников общеобразовательной школы, которая сможет решить задачу адаптации обучающихся к основной школе и даст возможность получать образование на должном уровне.</p> <p><em>Цель </em>статьи – выявить и обосновать необходимость внедрения программы наставничества для пятиклассников в общеобразовательные учреждения для прохождения успешной адаптации обучающихся к основной школе.</p> <p><em>Методология и методы </em>исследования: анализ научно-методической литературы, методика оценки состояния вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем с помощью аппаратного комплекса ВНС-МИКРО, метод статистической обработки данных.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>В научной работе в роли респондентов приняли участие девочки – обучающиеся 5-го класса МАОУ СШ № 45 – в количестве 11 человек. В процессе практической работы удалось отметить, что у основной части обучающихся выявлен повышенный уровень показателя стресс-индекса Баевского, что свидетельствует о нарушении адаптационных способностей организма учеников к обучению в основной школе.</p> <p><em>Заключение. </em>Проведенное исследование среди обучающихся 5-х классов дало возможность определить проблему адаптации их организма к условиям основного общего образования. Для решения данного вопроса мы разработали программу наставничества для пятиклассников как средство успешной адаптации их организма к условиям обучения в среднем звене общеобразовательного учреждения.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/598 ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2025-03-29T10:26:03+00:00 Orlova Irina I. matiz270@mail.ru Osipov Aleksander Yu. Ale44132272@ya.ru Loginov Denis V. deniska-loginov-1900@mail.ru <p><em>Постановка проблемы. </em>Эксперты выявили противоречие между необходимостью повышения роли физического воспитания (ФВ) в практике гармонизации физического развития детей и недостатком качественных теоретико-методических подходов к реализации ФВ у дошкольников. В частности, программы ФВ у девочек дошкольного возраста должны учитывать необходимость гармоничного развития телосложения за счет подбора методик, способствующих общему сокращению процента жировой ткани и повышению процента костной и мышечной ткани в организме занимающихся.</p> <p><em>Цель </em>статьи – изучение влияния различных программ ФВ, рекомендованных специалистами для гармонизации физического развития детей дошкольного возраста, на показатели физического развития и компонентного состава тела девочек 5–6 лет.</p> <p><em>Методология и методы исследования. </em>Девочки (n = 56) практиковали занятия ФВ по двум программам: группа А (n = 28) – по программе, связанной с игровой деятельностью и хореографией; группа Б (n = 28) – по программе, связанной с гармоничным развитием телосложения. Влияние программ ФВ на показатели физического развития и состав тела всех девочек оценивалось с помощью ряда антропометрических измерений, тестов, характеризующих физическое развитие детей, и биоимпедансного анализа.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>Выявлены достоверные (<em>p ≤</em> 0,05) различия в показателях, характеризующих кистевую динамометрию, нормостенический и пикнический типы телосложения, процент мышечной ткани в организме, в пользу девочек, практиковавших программу ФВ, связанную с гармоничным развитием телосложения.</p> <p><em>Заключение. </em>Использование в практике ФВ девочек дошкольного возраста программы ФВ, связанной с гармонизацией телосложения и предполагающей применение физических упражнений, способствующих развитию плечевого пояса, мышц верхних конечностей и основных двигательных навыков детей, более эффективно в деле гармонизации телосложения (тип телосложения) и улучшения состава тела (увеличение процента мышечной ткани в организме) по сравнению с программой ФВ, связанной с преобладанием игровой деятельности и различной хореографии в практике занятий ФВ у девочек дошкольного возраста.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/603 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ 2025-03-29T10:29:55+00:00 Aladjeva Natalia V. aladjeva73@mail.ru <p><em>Постановка проблемы.</em> На современном этапе существования образование как социальный институт имеет большой потенциал к основательной трансформации: индивидуализации и интенсификации своего воздействия на основной объект образовательного процесса – обучающихся. Однако данный процесс требует задействования разнородных субъектов общественной жизни: государственных органов, образовательных и здравоохранительных объектов, семьи обучающихся и иных общественных структур.</p> <p><em>Цель</em> данной статьи – предложение структуры организационной модели системы здоровьесбережения студенческой молодежи, идентификация элементов системы и предложение практических шагов к реализации здоровьесберегающей деятельности данной системы посредством учреждения студенческих поликлиник при вузах.</p> <p><em>Основными методами </em>послужили мысленный эксперимент, процессный и системный подходы, обобщение, сравнение, синтез и анализ и др.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> Предложена и обоснована структура организационной модели системы здоровьесбережения студенческой молодежи России, синтезирующая элементы систем здравоохранения и образования, институт семьи и органов государственной власти для обеспечения индивидуализации реализации дисциплин по физической культуре и спорту. Кроме того, были сформированы принципы функционирования здоровьесберегающей деятельности системы здоровьесбережения студенческой молодежи.</p> <p><em>Заключение.</em> Представлены варианты развития указанной системы, и первым шагом на пути к ее реализации предложена организация студенческих поликлиник при образовательных организациях высшего образования РФ. Данная инициатива направлена на интеграцию различных ресурсов и подходов, что позволит обеспечить комплексное сопровождение здоровья студентов при реализации дисциплин физкультурно-спортивной направленности, повысить эффективность существующих механизмов здоровьесбережения в образовательной среде, организовать и закрепить межведомственную коммуникацию посредством индивидуализации здоровьесберегающих подходов.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/604 ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ СРЕДСТВАМИ РЕГБИ 2025-03-29T10:31:58+00:00 Bazhenov Sergey S. bagenov06@mail.ru <p><em>Постановка проблемы.</em> В статье рассматривается игровой вид спорта регби как средство физического воспитания обучающихся в рамках регионального компонента основного общего образования. Базовую основу процесса физического воспитания обучающихся составляет программно-методическое обеспечение, разработанное с учетом сенситивного периода развития личности.</p> <p><em>Цель </em>статьи – доказать обоснованность разработанного программно-методического обеспечения физического воспитания обучающихся школ средствами регби в рамках регионального компонента с целью нахождения оптимальных средств и методов организации процесса формирования физических качеств обучаю-щегося.</p> <p><em>Методология и методы исследования.</em> Представляют собой анализ работ современных авторов по теории физического воспитания (Б.А. Ашмарина, В.К. Бальсевича, С.В. Барбашова, Л.И. Лубышевой, В.П. Лукьяненко, В.И. Ляха, А.П. Матвеева, Г.Н. Сатирова и др.). Данные исследования позволили обобщить информацию педагогического характера по вопросам физического воспитания обучающихся. Были использованы методы исследовательского характера: анализ, синтез и обобщение полученных данных в рамках опытной работы.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> Полученные данные в опытно-экспериментальной работе позволяют сделать вывод о том, что в соответствии с теорией сенситивного периода развития личности формирование физических качеств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей обучающихся, подтверждают, что оптимальное развитие физиологических особенностей личности находится также в непосредственной зависимости от профессионального опыта педагога по поиску наиболее рациональных форм педагогического взаимодействия с обучающимся. По итогам опытной работы полученные данные были внедрены в практику спортивной подготовки молодежной команды Красноярска по регби.</p> <p><em>Заключение. </em>Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в практико-ориентированной деятельности педагогов при организации процесса физического воспитания обучающихся в рамках регионального компонента основного общего образования. Кроме того, определяющим фактором в исследовании является наличие традиционных подходов в процессе воспитания обучающихся, выборе методов организации педагогического взаимодействия, ориентированного на вариативность в обучении. Работа включает материал, который является основой для применения в образовательной практике в области физического воспитания, что создаст возможность для достижения качественных характеристик личности при реализации программно-методического обеспечения.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/605 ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2025-03-29T10:35:28+00:00 Kliuchnikova Anna A. A2752908@yandex.ru <p><em>Постановка проблемы. </em>В настоящее время компетентностный подход является одним из ключевых в системе непрерывного образования, так как в его основе лежит формирование у обучающихся конкретных знаний, умений и навыков, что необходимо для реализации профессиональной деятельности.</p> <p>Вопросы научного исследования профессиональных компетентностей и компетенций представляются актуальными для исследователей различных отраслей научного знания, в том числе по причине отсутствия в научной среде единого подхода к определению дефиниций «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность». Кроме того, в настоящее время не обнаружены научные исследования сущностной характеристики указанных понятий в контексте непрерывного профессионального образования взрослых.</p> <p><em>Цель </em>статьи – обобщить подходы к определениям понятий, проанализировать сущность терминов «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» с учетом специфики непрерывного профессионального образования.</p> <p><em>Методология и методы исследования</em>. Методологической основой исследования являются компетентностный и акмеологический подходы, которые предполагают фокусирование исследования на формировании профессиональных компетенций специалистов с целью повышения их профессионального мастерства. Автором использованы теоретические методы исследования: обзор, обобщение и анализ существующих дефиниций понятий «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность», представленных в научно-исследовательских работах отечественных и зарубежных исследователей; систематизация ключевых подходов к определению указанных понятий и их интерпретация применительно к непрерывному профессиональному образованию.</p> <p><em>Результаты исследования</em>. Ввиду отсутствия в научных исследованиях единого мнения по вопросу определения понятий «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» проанализированы основные подходы к трактовке указанных понятий (с учетом их взаимосвязи), применимые в контексте непрерывного профессионального образования, а также сформулированы авторские дефиниции понятий «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность».</p> <p><em>Заключение</em>. Предложенные в статье авторские определения понятий «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» могут быть использованы для конкретизации данных понятий в научных исследованиях процесса непрерывного профессионального образования, а также в рамках разработки дополнительных профессиональных образовательных программ, направленных на развитие профессиональных компетенций и/или на повышение уровня компетентности работников реального сектора экономики Российской Федерации.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/606 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ СРЕДСТВАМИ ХОККЕЯ 2025-03-29T10:39:36+00:00 Krivosheev Alexander S. krivoshei.krsk74@mail.ru <p><em>Постановка проблемы</em>. В статье рассматривается проблема повышения уровня функциональной и физической подготовленности учащихся общеобразовательных организаций с использованием средств хоккея. В последние годы наблюдается тенденция к усилению внимания к физическому развитию школьников, особенно в рамках спортивных и физкультурных программ, ориентированных на повышение общей выносливости, силы и координации. Хоккей, как высокоинтенсивный вид спорта, обладает значительным потенциалом для развития данных качеств у подростков, однако его использование в школьной программе остается недостаточно распространенным и научно обоснованным. Возникает необходимость разработки методик, адаптированных к возрастным и физиологическим особенностям учащихся, для эффективного внедрения хоккейных упражнений и тренировок в занятия по физической культуре в школе.</p> <p><em>Цель</em> статьи – выявление эффективности содержания занятий по физической культуре с элементами хоккея для учащихся общеобразовательных организаций в рамках школьной программы физического воспитания, направленного на повышение уровня функциональной и физической подготовленности обучающихся.</p> <p><em>Методология и методы исследования. </em>Исследование проводилось в три этапа: на подготовительном этапе был проведен анализ научной литературы и разработан план занятий, включающий упражнения для развития основных физических качеств и навыков игры в хоккей; на основном этапе были сформированы экспериментальная и контрольная группы, проведено начальное тестирование уровня физической подготовленности. Затем в течение трех месяцев в содержание занятий экспериментальной группы были включены элементы хоккея, в то время как контрольная группа занималась по стандартной программе без элементов хоккея (занятия проводились три раза в неделю по 90 минут); на заключительном этапе были проведены повторное тестирование уровня физической подготовленности, сравнительный анализ результатов и оценка их эффективности.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> Было выявлено повышение уровня физической подготовленности обучающихся, занимавшихся хоккеем, по сравнению с обучающимися контрольной группы. В экспериментальной группе наблюдались увеличение силы мышц, рост показателей координации движений и скорости, а также повышение уровня общей выносливости. Показатели пробы Руфье также продемонстрировали повышение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы у обучающихся, занимающихся хоккеем.</p> <p><em>Заключение.</em> Можно отметить, что интеграция элементов хоккея в содержание физкультурных занятий общеобразовательных организаций показала свою эффективность в повышении уровня функциональной и физической подготовленности обучающихся. Применение упражнений из хоккея в рамках школьной программы физического воспитания способствовало повышению уровня силовых, скоростных и координационных способностей, а также уровня выносливости. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности включения элементов хоккея в содержание занятия по физической культуре в школе, что позволяет более эффективно решать задачи физического воспитания, отвечая современным требованиям к уровню физической активности и подготовленности школьников.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/607 ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2025-03-29T10:43:37+00:00 Panov Artyom I. temka9803@mail.ru <p><em>Постановка проблемы.</em> В начале профессиональной деятельности молодые педагоги сталкиваются с эмоциональным напряжением, стрессовыми ситуациями, переутомлением и выгоранием из-за разнообразных трудностей. Сочетание данных факторов приводит к различным проблемам со здоровьем, снижает качество работы, ухудшает взаимоотношения с коллегами, учениками и родителями. Таким образом, профессиональная деятельность педагога требует от молодого специалиста высокого уровня стрессоустойчивости. В контексте отмеченного следует указать на актуальность поиска путей формирования данного феномена с целью сохранения здоровья и работоспособности молодых педагогов.</p> <p><em>Цель</em> статьи – раскрыть особенности планирования занятий по физической культуре с применением упражнений на повышение стрессоустойчивости молодых педагогов.</p> <p><em>Методология и методы исследования.</em> Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ в области психологии, педагогики, физиологии, медицины по формированию стрессоустойчивости педагогов. Экспериментальный метод позволил оценить результаты развития стрессоустойчивости у молодых педагогов под влиянием занятий физической культурой с применением упражнений.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> Анализ и обобщение научной литературы позволили раскрыть особенности стрессоустойчивости и причины возникновения стресса у молодых педагогов. Исследование доказало результативность занятий физической культурой с применением разнообразных техник упражнений как эффективного средства повышения устойчивости к стрессовым ситуациям за счет формирования психофизиологических механизмов и стимулирования активных защитных реакций в организме.</p> <p><em>Заключение.</em> Предложенный в статье план занятий по физической культуре с применением разнообразных техник упражнений способствует повышению уровня устойчивости организма к психоэмоциональному перенапряжению, противодействию стрессогенным факторам и разным заболеваниям. Благодаря сформированности адаптационных механизмов за счет применения средств физической культуры молодые педагоги успешно преодолевают трудности в профессиональной деятельности, обладают эмоциональной саморегуляцией и имеют большой опыт использования в своей практике релаксации для снятия напряжений.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/599 ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ 2025-03-29T10:54:22+00:00 Bauer Evgeniya V. gev.01@mail.ru Safonova Marina V. marina.safonova@mail.ru <p><em>Проблема и цель.</em> Интерес к проблеме эмоционального интеллекта существенно возрос за последние десятилетия. Эмоциональный интеллект рассматривается как одна из ключевых компетенций XXI в., как фактор успешной адаптации и развития в мире бурно развивающегося искусственного интеллекта. Направления исследований в этой области достаточно разнообразны и требуют обобщения и систематизации.<em> Цель </em>статьи –</p> <p>проанализировать, систематизировать и обобщить исследования в области эмоционального интеллекта, проведенные на подростках.</p> <p><em>Методологию </em>исследования составили анализ, обобщение и систематизация научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, связанных с эмоциональным интеллектом подростков, этим обусловлены используемые методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация научных идей и изысканий по проблеме эмоционального интеллекта подростков.</p> <p><em>Результаты.</em> В ходе исследования обобщены сведения, полученные в результате апробированных научных исследований современных ученых. Исследования сгруппированы в основные направления: исследования по изучению эмоционального интеллекта, его составляющих, структуры, особенностей и компонентов; исследования, посвященные разработке диагностического инструментария; исследования, посвященные разработке программ по развитию эмоционального интеллекта; исследования, направленные на изучение взаимосвязи возрастных особенностей развития и эмоционального интеллекта. Последние целесообразно дифференцировать в подгруппы детей, подростков и взрослых.</p> <p>Анализ исследований в области эмоционального интеллекта подростков позволил систематизировать научные изыскания по данному феномену в следующие разделы: анализ структуры, особенностей и компонентов эмоционального интеллекта подростков, феномен эмоционального интеллекта подростков как объект; взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерных особенностей подростков; эмоциональный интеллект как предиктор межличностного общения у подростков; взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта у подростков; взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и интернет-зависимого поведения подростков; влияние уровня эмоционального интеллекта на формирование девиантного поведения у подростков.</p> <p>Нами выявлена недостаточность сведений об эмоциональном интеллекте подростков, а именно предик-торов развития эмоционального интеллекта в контексте параметров семейной системы и других компонентов внутрисемейных отношений.</p> <p><em>Заключение.</em> На основе полученных данных сделаны выводы о том, что проблемы особенностей и развития эмоционального интеллекта подростков в нашей стране изучены весьма неравномерно. Для расширения представлений о данном феномене необходимы исследования эмоционального интеллекта подростков в контексте семейной системы, детско-родительских отношений и относительно сиблинговой позиции подростка.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/600 ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ 2025-03-29T10:57:51+00:00 Gvozdkova Regina I. gvozdkova.r@mail.ru Chiker Vera A. vchiker@yandex.ru <p><strong><em>Постановка проблемы.</em></strong> В статье рассматриваются особенности самопрезентации и ценностных ориентаций представителей различных поколений. Феномен самопрезентации анализируется как один из ключевых аспектов социально-психологического взаимодействия. Исследование направлено на выявление системо- образующих ценностей, тактик самопрезентации и их взаимосвязи в разных поколенческих группах, которые, согласно нашей гипотезе, различаются.</p> <p><strong><em>Цель</em></strong><strong> статьи</strong> – изучить особенности самопрезентации представителей поколений бэби-бумеров, X, Y и Z; определить доминирующие ценности и тактики самопрезентации, а также выявить их взаимосвязь.</p> <p><strong><em>Методология и методы исследования.</em></strong> Методологической основой исследования является теория поколений В. Штрауса и Н. Хоува, а также концепция ценностей Ш. Шварца. В качестве методов использовались шкала самопрезентации С. Ли и Б. Куигли, шкала самомониторинга Снайдера и методика ценностных ориентаций Ш. Шварца. Выборка составила 153 респондента из четырех поколенческих групп. Данные анализировались с использованием методов математической статистики: ANOVA, корреляционный анализ.</p> <p><strong><em>Результаты исследования.</em></strong> Выявлены различия в тактиках самопрезентации и доминирующих ценностях среди поколений. Поколение бэби-бумеров характеризуется защитными тактиками и ценностью безопасности, поколение X – аттрактивными тактиками и стремлением к самостоятельности, поколение Y – тактикой извинения и конформностью, поколение Z – ассертивными стратегиями и ценностью власти. Общей характеристикой для всех поколений является стремление к созданию благоприятного впечатления, обусловленное преемственностью поколенческих ценностей.</p> <p><strong><em>Заключение.</em></strong> Полученные данные расширяют представления о поколенческих различиях в самопрезентации и ценностных ориентациях. Исследование подтверждает гипотезу о том, что представители различных поколений используют разные способы самопрезентации, отражающие их ключевые жизненные ценности. Результаты могут быть применены в социальной и организационной психологии, консультировании и разработке стратегий межпоколенческого взаимодействия.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/601 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ 2025-03-29T11:00:24+00:00 Dubovskikh Yulia V. dubovskikh@yandex.ru Leontieva Maria Yu. m_derbeneva@mail.ru Chiker Vera A. vchiker@yandex.ru <p><em>Проблема и цель.</em> Важность и актуальность профессиональной ориентации подтверждается приказом Минпросвещения России, изданным в 2023 г. в целях содействия обучающимся в профессиональном самоопределении с учетом потребностей и возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда. Авторы статьи, опираясь на опыт практической деятельности, отмечают, что в современных условиях происходят изменения в характере профессионального самоопределения (меняются профессиональные интересы, мотивации, происходят изменения в ценностных ориентациях). Таким образом, мы видим изменения в субъекте профориентации. Помимо этого, мир, и в том числе мир профессий, становится более неопределенным и менее предсказуемым. Современные технологии и новые вызовы изменяют и сам процесс профессионального консультирования. Кроме того, в ситуации когда не работает парадигма «одна профессия на всю жизнь», не только подростки, но и взрослые, вплоть до пенсионного возраста и старше, обращаются за помощью к консультанту по профессиональной ориентации. Изменяющийся субъект, мир и процесс приводят к необходимости исследования возможностей и угроз для профессионального становления, развития и адаптации личности в социально-экономических обстоятельствах, с тем чтобы преодолевать имеющиеся вызовы.</p> <p><em>Цель </em>работы заключается в попытке целостного взгляда на проблемы профориентационной деятельности, профессионального развития, адаптации к изменениям окружающего мира с учетом социально-психологической составляющей. На основе практического опыта необходимо выявить ключевые проблемы профессионального развития, а также проанализировать научную литературу поиска научно обоснованных решений проблем.</p> <p><em>Методологию </em>исследования составили анализ, обобщение и систематизация научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, связанных с профориентационной деятельностью, профессиональным развитием, адаптацией к изменениям окружающего мира с учетом социально-психологической составляющей, этим обусловлены используемые методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация научных идей и исследований по проблеме профессионального развития.</p> <p><em>Результаты.</em> Было показано, как особенности развития мира, современного поколения и уровень развития науки и техники изменяют характер исследуемых проблем и влияют на процесс профессионально-личностного консультирования. Современная карьера – это нелинейный процесс, включающий множественные смены профессий и необходимость адаптации. Значимыми факторами являются тревожность и чувствительность к неопределенности, что требует интеграции психологических методов в карьерное консультирование. Цифровизация и искусственный интеллект влияют на изменение процесса профессионально-личностного консультирования, однако необходим индивидуальный подход к каждому клиенту.</p> <p><em>Заключение.</em> В статье приведены примеры последних научных разработок отечественных и зарубежных авторов в сфере профессионального развития, которые могут иметь практическое применение и обозначить актуальные направления дальнейших научных исследований.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/602 КАЛЬКИРОВАНИЕ В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ АМЕРИКАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 2025-03-29T11:06:50+00:00 Kolesova Natalya V. nkoles8@inbox.ru <p><em>Постановка проблемы.</em> Транскультурная литература, сформировавшаяся на современном этапе в результате роста языкового и культурного взаимодействия между странами, включает литературные произведения, в которых авторы, как правило, пишут на неродном языке, используют несколько языков или комбинируют элементы разных языков. Данный подход подчеркивает текучесть и взаимодействие языков, отражает разнообразный языковой опыт писателей, особенно в контекстах, отмеченных миграцией и культурным обменом. Анализ текстов современных транслингвальных авторов Ани Улинич, Эллен Литман, Саны Красиковой, написанных на английском языке в период эмиграции, обнаруживает влияние русского языка и русской культуры, что проявляется в языковом отношении в использовании калек, прямых переводов устойчивых словосочетаний из родного языка на английский язык.</p> <p><em>Цель</em> данного исследования – рассмотреть процесс калькирования в англоязычном творчестве писателей-эмигрантов А. Улинич, Э. Литман, С. Красиковой и проанализировать их использование в тексте с точки зрения взаимодействия языков и социокультурного пространства.</p> <p><em>Методология и методы.</em> В работе были использованы сопоставительный, описательный методы при изучении функционирования языковых единиц, контекстуально-семантический и контекстуально-стилистический методы.</p> <p><em>Обзор научной литературы по проблеме. </em>Вопросы языкового взаимодействия и транскультурного творчества современных писателей получают широкое освещение в филологических исследованиях. Однако тексты современных российско-американских писателей А. Улинич, Э. Литман, С. Красиковой остаются недостаточно изученными с точки зрения языковых особенностей.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> Анализа текстов А. Улинич, Э. Литман, С. Красиковой обнаруживает значительное влияние русскокультурного контекста, что проявляется в использовании заимствованных языковых единиц, и в частности в употреблении калькированных переводов с родного языка. Калькированные выражения в текстах писателей-эмигрантов выполняют самые разнообразные функции: показывают авторские эксперименты со словом, отражают индивидуальный стиль и позволяют более полно выразить собственную идентичность и опыт, передать мультикультурный контекст и культурные различия.</p> <p><em>Заключение.</em> Проведенный анализ показал, что кальки служат для писателей-эмигрантов своеобразным средством сохранения культурного наследия при адаптации к новым условиям жизни. Они позволяют более детально охарактеризовать персонажей в мультикультурных условиях, подчеркивают культурную мобильность в современном литературном мире.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/608 КОЛОРАТИВ «КРАСНЫЙ» КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ НАРОДНОГО МИРОВИДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПАРЕМИЙ ИЗ СБОРНИКА В.И. ДАЛЯ «ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА») 2025-03-29T11:08:45+00:00 Wu Qiong 921409165@qq.com <p><em>Постановка проблемы. </em>Колоративы как категория культуры несут важную смысловую и эмоционально-экспрессивную нагрузку, выражают различные морально-нравственные и эстетические оценки. Однако современные носители русского языка не всегда понимают заложенные в паремиях смыслы и оценки, в том числе глубинные. В связи с этим необходимо изучение прямых и переносных значений народных изречений, поскольку это позволит установить первичные смыслы, охарактеризовать национально-культурный компонент, а это, в свою очередь, позволит лучше понять мировидение русского народа.</p> <p><em>Цель </em>статьи – изучить прямые и переносные смыслы колоратива «красный» в паремиях, извлеченных из сборника В.И. Даля, и выявить, какие национально-специфические черты восприятия мира русским народом в них представлены.</p> <p><em>Методология и методика исследования</em>. В качестве материала исследования были избраны паремии, представленные в сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» и содержащие колоратив «красный». Количество анализируемых единиц – 256. В работе был использован ряд методов, а именно: описательный, метод компонентного и контекстуального анализа, семантического анализа.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>Изучение колоратива «красный», функционирующего в паремиях, показало, что этот цвет амбивалентен, поскольку может выражать позитивную и негативную оценки. Семантическая структура данного колоратива сложна, в ней заложены прямые и переносные смыслы, в которых в той или иной степени отражается восприятие народом различных категорий: красота, повседневный труд, отдых и праздники, гостеприимство и хлебосольство, ответственность, правдивость и лживость, богатство и бедность, остроумие, мудрость и глупость и пр. Каждая из них по-разному проявляется в жизни. Так, красота может утрачиваться, а в некоторых случаях предпочтительнее оказываются практические умения. В праздничные, благополучные дни человек счастлив, но даже в такое время есть люди, испытывающие трудности. Богатые приятны многим, но достаток, а значит, и влиятельность, можно легко потерять. Ценностью обладают как предметы, так и люди и их морально-нравственные качества. Красивая речь заслуживает уважения, в то же время она бывает обидной и лживой.</p> <p><em>Заключение. </em>Таким образом, в паремиях заложена идея о том, что при осмыслении тех или иных предметов, явлений, жизненных ситуаций прежде всего следует обращать внимание на их внутреннее содержание, а не на внешние признаки.</p> 2025-03-30T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement##