Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik <p style="text-align: justify;">Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева – междисциплинарный научный журнал, <em>основан в 2006 году</em> как периодическое издание.</p> <p style="text-align: justify;"><em>Основной целью</em> журнала является обеспечение эффективной среды обмена актуальной научной информацией в условиях постнеклассического этапа становления и развития научных теорий и практики.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева предназначен для информирования общественности о результатах научно-исследовательских работ профессоров и преподавателей образовательных организаций, докторантов, аспирантов и других представителей научной общественности Российской Федерации и Зарубежья; сотрудничает с ведущими всероссийскими и зарубежными библиотечными системами и реферативными базами данных, что способствует быстрому и открытому доступу к публикуемым материалам.</p> <p>В соответствии с&nbsp;Перечнем рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (по состоянию на 20.12.2022 года) «ваковскими» являются статьи, опубликованные в Вестнике Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева по следующим научным специальностям и отраслям наук:</p> <p>5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки);</p> <p>5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки);</p> <p>5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки);</p> <p>5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка (педагогические науки);</p> <p>5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки);&nbsp;</p> <p>5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки);</p> <p>5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки).</p> <p style="text-align: justify;">Журнал адресован профессорско-преподавательскому составу университетов, аспирантам, магистрантам и студентам, которые интересуются новейшими научными результатами в области педагогики, психологии и филологии.</p> <p style="text-align: justify;">&nbsp;</p> ru-RU shkerina@mail.ru (Шкерина Людмила Васильевна) shkerinat@mail.ru (Шкерина Татьяна Александровна / Shkerina Tatyana A.) Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 OJS 3.1.0.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 ИМПЕРАТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/547 <p><em>Постановка проблемы.</em> В ситуации социальных рисков и вызовов важно обеспечить единые требования к результатам подготовки учителя в любом вузе в каждом регионе нашей страны, что определяет необходимость исследовательской работы, направленной на изучение и научно-методическое обоснование единых показателей готовности будущего учителя к профессиональной деятельности, что составляет основу формирования единого образовательного пространства.</p> <p><em>Цель</em> статьи – описание процессов взаимодействия педагогических вузов страны в условиях формирования единого пространства высшего педагогического образования на основе осмысления характеристик единства и многообразия компонентов образовательной системы.</p> <p><em>Методология и методы исследования.</em> В работе реализован системный подход к изучению изменений в системе образования в условиях внедрения единых подходов к проектированию программ высшего педагогического образования. Использованы следующие методы: анализ нормативных документов и результатов научных работ по исследуемой проблеме, сравнительный анализ результатов мониторинга реализации «Ядра высшего педагогического образования» в педагогических вузах страны.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> В работе уточнены понятия единства и многообразия в системе образования как динамические характеристики образовательного пространства. Описаны процессы обновления образовательных программ подготовки педагога (уровень бакалавриата) на основе согласованных в совместной деятельности участников-экспертов единых рамочных подходов и требований к содержанию педагогического образования («Ядро высшего педагогического образования»). Представлены результаты мониторинга реализации единых подходов к проектированию программ в педагогических вузах страны.</p> <p><em>Заключение.</em> В условиях реализации единых рамочных подходов к содержанию педагогического образования, единых требований к результатам обучения будущих учителей формируется единое образовательное пространство страны, укрепляется суверенная система российского образования.</p> Golovina Inna V. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/547 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/548 <p><em>Постановка проблемы. </em>Мультимодальность современных учебных материалов, обеспечивающая эффективность процесса обучения предмету требует от будущего учителя иностранного языка практического умения работать с полимодальными и поликодовыми аутентичными текстами, что, как правило, не учитывается в процессе его подготовки. Тренинг по работе с различными видами поликодовых текстов (мультимедийный сторителлинг, учебный лонгрид, комплекс полимодальных упражнений) позволяет, по мнению авторов статьи, решить данную проблему.</p> <p><em>Цель </em>статьи – представить авторские рекомендации по применению мультимодального подхода в сфере подготовки будущего учителя иностранного языка к работе с поликодовыми текстами.</p> <p><em>Методология и методы исследования. </em>Методологию исследования составляют концепция реализации мультимодального подхода к обучению будущего учителя иностранного языка (В.А. Омельяненко, М.В. Загидуллина, В.В. Махина, М. Dobstadt, K. Herzig, R. Riedner); теоретико-методологические основы применения поликодового текста при изучении иностранного языка (В.А. Сенцова, Н.В. Новоспасская, Н.М. Дугалич, А.П. Гусева, О.М. Куницына, А. Weinberger, C. Hartmann, L.J. Kataja); практико-ориентированные исследования, рассматри-вающие поликодовый и полимодальный текст с точки зрения теории мультимодальности (С.Ф. Галкина, Г.Р. Гарипова, Е.О. Кузьмина, А.А. Кирилловых, Ц. Цзялинь, S. Dorgerloh, K. Wolf, C.M. Ersch, M. Grein, S. Rajendram и др.).</p> <p><em>Результаты исследования</em>. В рамках исследования уточнена сущность понятия «поликодовый текст», выявлены приемы работы с различными видами поликодовых текстов. Комплекс заданий по обеспечению мультимодального подхода к подготовке будущих учителей иностранного языка, разработанный авторами статьи, включает описание приемов работы с такими видами поликодовых текстов, как веб-комикс, интернет-мем, мем-эдвайс, открытка-мотиватор (демотиватор), звуковая реклама.</p> <p><em>Заключение.</em> Применение мультимодального подхода к обучению иностранному языку развивает умения обучающихся в разных видах речевой деятельности за счет эффективного воссоздания языковой среды и использования всех каналов восприятия. Работа с поликодовым текстом предоставляет будущему учителю иностраного языка возможность научиться использовать различные методические приемы.</p> Mayer Inna A., Selezneva Irina P. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/548 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С КИТАЙСКИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/549 <p><em>Постановка проблемы.</em> В статье рассматриваются вопрос социокультурной адаптации китайских обу-чающихся подготовительного отделения вуза, ее особенности, а также трудности, с которыми сталкиваются преподаватели, работающие на подготовительном отделении. Акцентировано внимание на том, что научное исследование проведено на базе Амурского государственного университета, который находится на границе с Китайской Народной Республикой, в связи с чем социокультурная адаптация китайских обучающихся в данном регионе обладает особой спецификой. Отмечается, что в приграничном регионе происходит взаимодействие культур России и Китая, которое влияет на социокультурную адаптацию китайских обучающихся подготовительного отделения в российском вузе. Исследование посвящено изучению вопроса педагогической поддержки преподавателей в работе с китайскими обучающимися.</p> <p><em>Цель </em>статьи – разработать комплекс мер для педагогической поддержки преподавателей в социокультурной адаптации китайских обучающихся подготовительного отделения вуза.</p> <p><em>Методология и методы исследования. </em>Методологию исследования составляют межкультурный, компетентностный и социокультурный подходы. Методами исследования являются анализ и обобщение научно-исследовательских работ по вопросам педагогической поддержки, обучению иностранцев, их социокультурной адаптации в новых для них условиях, экспертный опрос и анкетирование.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> На основании экспертного опроса, анализа научной литературы, диссертационного фонда и т.д. авторы выделяют трудности, с которыми сталкиваются преподаватели, работающие с китайскими обучающимися, а также предлагают и обосновывают комплекс мер, направленный на педагогическую поддержку преподавателей, позволяющий минимизировать возникающие трудности в социокультурной адаптации китайских обучающихся подготовительного отделения вуза.</p> <p><em>Заключение.</em> Предложенный комплекс мер педагогической поддержки может быть использован не только для преподавателей, работающих на подготовительных отделениях, но и для профессорско-преподавательского состава вуза, который работает с китайскими студентами.</p> Khanmamedova Ksenia O., Leifa Andrey V. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/549 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МУЖЧИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ПОДВОДНОЙ ОХОТОЙ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/550 <p><em>Постановка проблемы</em>. В статье рассматривается содержание физкультурно-педагогического исследования подготовки мужчин зрелого возраста к занятиям подводной охотой. Проблема заключается в том, что недостаточная функциональная и физическая подготовленность подводных охотников может привести к негативным последствиям. На данный момент подготовка любителей подводной охоты ведется стихийно, в рамках кратковременных курсов, без учета возрастных особенностей и физической подготовленности занимаю-щихся. Одним из способов решения проблемы является разработка научно обоснованного методического обеспечения и внедрение его в практику подготовки подводных охотников.</p> <p><em>Цель</em> статьи – представить содержание физкультурно-педагогического исследования, раскрывающего особенности подготовки мужчин зрелого возраста к занятиям подводной охотой.</p> <p><em>Методологию </em>исследования составляют работы, раскрывающие организацию и порядок проведения физкультурно-педагогических исследований, анализ научно-методических материалов по формированию физической культуры у разных групп и категорий населения, методикам подготовки в подводном спорте. В процессе выполнения научной работы использовались опрос, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, статистические методы обработки количественных данных.</p> <p><em>В результате </em>исследования разработано программно-методическое обеспечение подготовки мужчин зрелого возраста к занятиям подводной охотой, доказана высокая результативность практических занятий с использованием научно обоснованного и экспериментально проверенного программно-методического обеспечения.</p> <p><em>Заключение</em>. Автор предполагает, что выполненное научное исследование позволит дополнить теорию формирования двигательной подготовленности к определенному виду физкультурно-спортивной деятельности конкретными знаниями о возможностях целенаправленной функциональной и физической подготовки зрелых контингентов населения.</p> Glubokaya Maria V. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/550 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖЕНЕНИЙ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/551 <p><em>Постановка проблемы. </em>Каждый вид спорта предъявляет спортсмену собственные требования к уровню владения гибкостью тела. Гибкость как физическое качество необходимо для технического выполнения элементов и упражнений, что ведет к минимизации получения травм и приросту результатов в соревновательной деятельности. В греко-римской борьбе в большей степени задействованы мышцы спины, так как основными техническими приемами в данном виде единоборств являются броски через спину.</p> <p><em>Цель </em>статьи – выявить эффективность влияния комплекса упражнений на морфофункциональное состояние организма борцов греко-римского стиля.</p> <p>Немалую роль в результативности спортсмена играет грамотное восстановление после тренировочного процесса. Необходимо уделять внимание не только физическому состоянию, но и эмоциональному, так как они взаимосвязаны. Стретчинг и миофасциальный релиз (далее – МФР) являются одним из средств в решении данного вопроса [Коробова, Чернышева, 2019]. Однако в греко-римской борьбе этот вид восстановления не распространен среди спортсменов.</p> <p>В статье рассмотривается влияние стретчинга в совокупности с МФР на организм борцов греко-римского стиля сборной Красноярского края.</p> <p><em>Методология и методы исследования</em> включают в себя анализ научно-методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, методы PNF-стретчинга, статического стретчинга, МФР, измерение гибкости позвоночного столба, методику оценки состояния вегетативной нервной системы и сердечно-сосу-дистой системы с помощью аппаратного комплекса ВНС-МИКРО, метод статистической обработки данных.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>В исследовании приняли участие борцы сборной команды Красноярского края в количестве 7 человек (юноши). По результатам исследования удалось установить, что в течение трех месяцев педагогического эксперимента у группы испытуемых улучшилась гибкость позвоночного столба на 23,58 % и стресс-индекс сократился на 57,7 %. Помимо этого, была выявлена положительная тенденция изменения таких показателей, как индекс массы тела (далее – ИМТ), экскурсия грудной клетки и частота сердечных сокращений (далее – ЧСС).</p> <p><em>Заключение. </em>Внедряя метод PNF-стретчинга, статического стретчинга и МФР в тренировочный процесс, удалось оценить их влияние на морфофункциональное состояние организма испытуемых. Следовательно, данные комплексы упражнений могут быть использованы в тренировочном процессе в спортивных школах по греко-римской борьбе или на внеурочных занятиях в общеобразовательных организациях.</p> Kuzhuget Artysh A., Boyko Polina V., Pugachev Roman V. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/551 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/552 <p><em>Постановка проблемы</em>. В настоящее время отмечается снижение мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Особенно эта проблема становится значимой в основной школе, когда у обучающихся формируются определенный тип поведения, привычки. Подростковый возраст характеризуется перестройкой всей мотивационной сферы, в том числе и учебной мотивации. На этом этапе у школьников закрепляется нежелание заниматься физической культурой и спортом. Одна из эффективных технологий, которая применяется для повышения мотивации обучающихся, – технология смешанного обучения.</p> <p><em>Цель </em>статьи – оценить эффективность применения модели смешанного обучения «Перевернутый класс» в повышении уровня мотивации обучающихся к занятиям физической культурой.</p> <p><em>Методология и методы исследования. </em>Исследование проводили в общеобразовательной организации города Красноярска в 8-м классе химико-биологического профиля. На формирующем этапе образовательный процесс модуля «Спортивные игры. Волейбол» реализовывали на основе модели смешанного обучения «Перевернутый класс». При изучении тем модуля обучающимся было необходимо перед уроками проходить видеоматериал и выполнять интерактивные задания. Изменение мотивационного компонента оценивали с помощью анкетирования, когнитивного – путем тестирования.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> В рамках предмета «Физическая культура» разработаны содержание и структура образовательного модуля «Спортивные игры. Волейбол» для реализации в модели смешанного обучения «Перевернутый класс». Такой формат позволил отслеживать прогресс и дефициты обучающихся, оперативно реагировать на них во время урока. В результате проведения исследования доля обучающихся со средним и высоким уровнем возросла на 14,3 и 7,1 % соответственно, при этом отмечалось вовлечение в образовательный процесс обучающихся, имеющих освобождение от уроков физической культуры.</p> <p><em>Заключение.&nbsp;</em>Полученные результаты исследования позволяют констатировать эффективность применения модели смешанного обучения посредством разработанного модуля в рамках предмета «Физическая культура».</p> Nastin Oleg A., Trusey Irina V. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/552 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ БОРЬБЫ ХУРЕШ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/553 <p><em>Постановка проблемы</em>. Сейчас во всех дошкольных образовательных учреждениях Республики Тыва в учебный процесс внедрена борьба хуреш в рамках губернаторского проекта «Хуреш в детские сады» (2016) и в соответствии с паспортом ведомственного проекта «Хуреш в детские сады» Министерства образования Республики Тыва (2022). Республиканский детский фестиваль борьбы «Хуреш» систематически проводится с 2014 г., а с 2020 г. он стал международным – с участием детей 4–16 лет из Монголии и Кыргызстана. Количество борцов из года в год неуклонно растет и в настоящий момент составляет не менее тысячи человек. Сейчас регулярно проводятся соревнования и турниры по борьбе хуреш среди детей-дошкольников по всей республике Тыва. В результате этого возникла острая необходимость разработки методики организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста средствами борьбы хуреш.</p> <p><em>Цель</em> статьи – обосновать эффективность методики организации физкультурных занятий детей старшего дошкольного возраста с использованием борьбы хуреш как средства сохранения и улучшения их физической подготовленности.</p> <p><em>Методы исследования</em>. При подготовке статьи использовались теоретические, практические и статистические методы исследования: Теоретические: анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере дошкольного образования, научных и научно-методических источников; практические: социологические методы (опрос, беседа), педагогическое тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; методы статистической обработки экспериментальных данных.</p> <p><em>Результаты исследования</em>. В ходе проведенного педагогического исследования методики организации физкультурных занятий выявлены достоверные данные (р &lt; 0,05) по сохранению и улучшению физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.</p> <p><em>Заключение.</em> Результаты проведенного исследования показали эффективность методики организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста средствами борьбы хуреш. Наиболее высокие результаты были достигнуты в развитии скоростно-силовых способностей и гибкости. Итоги нашей работы говорят о том, что предложенная экспериментальная методика организации физкультурных занятий средствами борьбы хуреш оказывает явно выраженное положительное влияние на развитие физических качеств у старших дошкольников.</p> Khomushku Vladislav V. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/553 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ГОВОРЕНИЮ В СФЕРЕ МАРКЕТИНГОВОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/563 <p><em>Постановка проблемы</em>. Существует необходимость включения интегративных элементов в методическое обеспечение профессионально ориентированного обучения иностранному языку, преимущественно для развития устной речи, которая является ключевым элементом маркетинговой коммуникации будущих специалистов в сфере менеджмента. Отмечается недостаток ситуационно направленной организации учебного речевого материала для обучения говорению, созданного на основе искусственного интеллекта, который не ограничивает инициативу и самостоятельность студентов, а, наоборот, предоставляет им простор для творческой активности, постепенно пробуждая интерес и формируя положительный эмоциональный отклик к изучению иностранного языка, так как речевые ситуации содержат разнообразную информацию познавательного и культурологического характера, моделируют практические задачи, ориентированные на будущую потенциально успешную перспективу студентов.</p> <p><em>Цель </em>статьи – представить авторские разработки по использованию платформы TWEE в создании материалов на говорение с учетом профессиональной направленности и развития маркетинговой комму-никации.</p> <p>Методологическую базу исследования составляют концепция использования образовательного потенциала мультимедийных технологий в поликультурном контексте (М.А. Бовтенко, А.В. Федоров и др.), особенности использования мультимедийных технологий в процессе иноязычной подготовки специалистов неязыковых специальностей (M.D. Abdulrahaman, J. Biggs, D. Nunan, A.T. Dina, G.O. Martin-Kniep), специфика использования мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка (J. Harmer, M. Lewis, C. Lambert, М.Э. Рябова).</p> <p><em>Результаты. </em>Предложен комплекс упражнений на развитие устной речевой деятельности для включения в учебный процесс на основе материала курса ESP английского языка для менеджеров, сгенерированный на платформе TWEE. Упражнения включают в себя такие эффективные средства по организации практики устной речи, как: моделирование проблемных речевых ситуаций, обсуждение на основе речевых опор и клеше, видоизменение или составление диалогов по теме. На примере упражнения и текста, созданных на платформе TWEE, описан поэтапный процесс применения вопросов для обсуждения на занятиях по английскому языку.</p> <p><em>Заключение. </em>Использование цифровых инструментов, таких как платформа TWEE, созданная на основе искусственного интеллекта, способствует развитию иноязычной маркетинговой компетенции при систематическом включении упражнений на говорение в учебный процесс, являясь потенциальным стимулом для применения на практике приобретенных языковых знаний и речевых навыков как в виртуальном, так и в реальном общении, предоставляя студентам возможность конструктивно общаться на иностранном языке, преодолевать эмоциональные зажимы и языковые барьеры, контролировать себя, выбирать наиболее комфортную стратегию обучения.</p> Artemova Yulia V. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/563 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/564 <p><em>Постановка проблемы</em>. Большинство армий мира развивают такие физические качества военнослужащих, как аэробная выносливость и сила, при этом мало внимания уделяется другим важным качествам: ловкости, гибкости, скорости и координации, – необходимым для преодоления препятствий и принятия решений в бою. Комплексное развитие физической подготовки военнослужащих имеет большое значение, так как является одним из основных показателей уровня готовности вооруженных сил страны.</p> <p><em>Цель </em>исследования – выявление физических качеств и компонентов физической подготовки, которые необходимо развивать военнослужащим для совершенствования умений и навыков при выполнении воинских обязанностей.</p> <p><em>Методология </em>исследования основана на анализе научных публикаций и исследований по теме, опубликованных в ELIBRARY, SCOPUS и WEB OF SCIENCE, личном профессиональном опыте, нормативных требованиях к военнослужащим, предъявляемых министерствами обороны таких стран, как Российская Федерация, США и Венесуэла.</p> <p><em>Результаты исследования</em>. При подробном изучении подходов к развитию и оценке физических качеств военнослужащих было установлено, что большинство армий мира развивают такие физические качества, как аэробная выносливость и сила, уделяя мало внимания другим важным аспектам: ловкости, гибкости, скорости и координации, способности преодоления препятствий и принятия решений в бою. Выделение комплекса качеств физической подготовки по их значимости по отношению к здоровью, способностям и навыкам военнослужащих осуществляется в армиях крупных государств (России, США) и оказывает существенное влияние на повышение физического состояния военнослужащих. В то же время существуют армии (например, армия Венесуэлы), которые сосредоточены только на сохранении здоровья и не придают значения развитию способностей и навыков.</p> <p><em>Заключение</em>. Солдаты самых мощных армий мира получают более комплексную подготовку, в которой уделяется внимание развитию таких физических качеств, как стойкость, сила, ловкость, гибкость, быстрота и координация, при сохранении особенностей профессиональной деятельности военнослужащих во всех ее проявлениях.</p> Salmerón Mayorca D.A. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/564 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 МЕТОДИКА «СКАФФОЛДИНГ» В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/565 <p><em>Постановка проблемы.</em> В зарубежной теории и методике преподавания иностранного языка широко используются термины «технология строительных лесов» или «скаффолдинг» (scaffolding) для описания дидактических приемов взаимодействия преподавателя со студентом, при котором преподаватель старается сделать содержание урока доступнее. В отечественной теории и методике преподавания языка технология также начинает использоваться, но пока она еще недостаточно изучена.</p> <p><em>Цель </em>статьи – проанализировать доступные материалы в зарубежной теории и методике для лучшего понимания термина «скаффолдинг», для того, чтобы дать рекомендации по практике и указать направление для будущих исследований.</p> <p><em>Методы исследования.</em> В статье предпринята попытка оценить частотность и всплеск по исследуемой теме и выявить основные научные источники по проблеме использования методики скаффолдинга в обучении иностранному языку. Карта знаний по теме была построена на основе базы данных <em>Web of Science Core Collection</em>, а также библиометрического решения <em>CiteSpace</em>, которые часто используются для визуализации содержания публикаций авторов и научных достижений исследовательских институтов в данной области.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> К 2022 г. статистические данные свидетельствуют об устойчивом росте ежегодного количества публикаций по теме (508 статей на английском языке). Соня К. Кейбелл (Университет штата Флорида) и Юйфэнь Ян (Национальный научно-технический университет Юньлинь) опубликовали наибольшее количество работ в журналах, входящих в международные наукометрические базы. Ряд других авторов образуют устойчивую сеть исследовательского сотрудничества в изучаемой области знаний о теории и методике обучения иностранному языку. Картирование знаний учреждения показывает, что Наньянский технологический университет, Национальный научно-технический университет Юньлинь, Университет Монаша имеют наибольшее количество публикаций. Анализ и сопоставление частотности ключевых слов, а также статистики цитирования показывает, что исследования в этой области сосредоточены на обучении грамотности на уроках английского языка.</p> <p><em>Заключение.</em> С помощью программы визуального анализа <em>Citespace</em> уточнена доступная база знаний для исследований в области преподавания и изучения языков на основе изучаемой методики, а также предс-тавлены последние достижения, которые авторы предлагают в рамках нового подхода к исследованию обучения языку с помощью поддержки обучающихся (scaffolding). Исследуемая методика перспективна и заслуживает изучения в контексте российской теории и методики обучения иностранному языку.</p> Xiao Lin ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/565 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/554 <p><em>Постановка проблемы</em>. В статье представлены результаты эмпирического исследования самосознания детей старшего дошкольного возраста в контексте семейной микросреды. Семья и родители как ближайшее социальное окружение влияют на направленность становления самосознания своего ребенка, что может как способствовать раскрытию потенциала, так и послужить фактором риска к неблагополучию личностного развития в целом и отдельных качеств и черт личности в частности.</p> <p><em>Цель </em>статьи – изучить специфику влияния семьи, родительского отношения на сформированность компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста.</p> <p><em>Методология и методы исследования</em>. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых в области исследования самосознания детей, в частности [Белопольской, 2011; Марцинковской, 2015; Мухиной, 2012; Столина, 1983; Чесноковой, 2010; Chowbey P, Barley R., 2022; Lee A.R., Park Y.W., Oh J., 2023; и др.].</p> <p><em>Результаты исследования</em>. На основе теоретического анализа проблемы и эмпирического исследования выявлены особенности развития структурных звеньев самосознания при разных типах родительского отношения. На основе анализа выявленных дефицитов в развитии самосознания детей разработан комплекс психолого-педагогических мероприятий по сопровождению семей и родителей.</p> <p><em>Заключение.</em> Определена специфика развития структурных звеньев самосознания при разных типах родительского отношения. Предложены рекомендации по развитию самосознания ребенка, в том числе построение системы психолого-педагогического сопровождения.</p> Gruzdeva Olga V., Borisenok Regina O. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/554 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ИДЕНТИЧНОСТИ И САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/555 <p><em>Постановка проблемы</em>. В статье представлены результаты апробации оригинального диагностического инструментария – опросника «Диагностическое интервью-знакомство “Это Я”». Разработка метода обус-ловлена недостатком диагностических методик для измерения параметров эгоидентичности и самосознания детей. Опросник предназначен для выявления особенностей идентичности и самосознания детей дошкольного возраста.</p> <p><em>Цель </em>статьи – представить спецификацию оригинального диагностического инструментария и результаты апробации с участием детей младшего дошкольного возраста.</p> <p><em>Методология и методы исследования</em>. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых в области исследования самосознания, идентичности детей и разработки диагностического инструментария [Белопольская<sup>1</sup>, 2011; Кончаловская, 2015; Мазур, 2012; Марцинковская, 2015; Мухина<sup>2</sup>, 2012; Столин, 1983; Чеснокова, 2010; Шнейдер, 2001; Chowbey, Barley, 2022; Lee et al., 2023].</p> <p><em>Результаты исследования</em>. На основе теоретического анализа современной литературы выделены содержательные характеристики и параметры анализа процесса становления и развития идентичности и само-сознания детей дошкольного возраста. Данные параметры были положены в основу опросника и системы обработки результатов. В результате апробации опросника получены данные о содержательных характеристиках идентичности и самосознания детей младшего дошкольного возраста. Достоверность и объективность выводов подтверждены сравнением результатов о параметрах развития самосознания детей, полученных с помощью разработанных и рекомендованных ранее к использованию методик (наблюдение по Т. Хельбрюгге): изучение развития образа себя «Зеркало» (модификация О.В. Белановской); «Плохой и хороший ребенок» (модификация А.М. Прихожан, З. Василяускайте); Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация»; «Тест временной перспективы» (И.Е. Валитова); «Я-концепция» (И.П. Шахова) и др.); авторского опросника («Диагностическое интервью-знакомство “Это Я”»); а также математических и статистических методов обработки данных (подсчет U-критерия Манна – Уитни, ранговой корреляции Спирмена (r)).</p> <p><em>Заключение.</em> Предложенная в статье авторская разработка оригинального опросника для детей дошкольного возраста «Диагностическое интервью-знакомство “Это Я”» позволяет получить количественную и качественную информацию о развитии идентичности детей и развитии у них предпосылок самосознания. Разработанный авторский инструментарий дополняет комплекс существующих диагностических методик изучения самосознания детей и восполняет дефицит измерительных средств при изучении идентичности и самосознания детей на ранних этапах онтогенеза.</p> Gruzdeva Olga V. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/555 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/556 <p><em>Проблема. </em>В сети интернет много информации о профессиях будущего, о профессионально важных качествах специалиста завтрашнего дня. Исходя из основных траекторий развития экономики Российской Федерации и других государств, созданы тематические сайты с описанием профессий (архитектор «энергонулевых» домов, контролер нейросетей, разработчик нанороботов), которые будут востребованы через 5, 10, 15 лет. При этом в настоящее время есть реальные дефициты специалистов действующих отраслей экономики. Кадровый дефицит – одна из проблем современного общества, о которой говорят на разных уровнях. Эту проблему необходимо решать через работу с подростками, которым в ближайшие годы предстоит определиться с выбором профессионального развития. Необходимо учитывать психологию современных подростков, их профессиональные склонности и предпочтения, а также то, насколько они сориентированы и информированы о востребованных профессиях будущего. В статье актуализируется проблема востребованности специалистов на рынке труда в настоящее время, в ближайшем будущем и выбора профессии подростками с учетом развития экономики.</p> <p><em>Цель </em>статьи – описать ключевые проблемы профориентационной деятельности с обучающимися на современном этапе.</p> <p><em>Методологию</em> исследования составили отечественные концепции о развитии человека Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, а также труды Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной о специфике профориентационной работы.</p> <p><em>Методы исследования. </em>Методика выявления профессионально ориентированных типов личности Дж. Голланда, анкеты об информированности о профессиях будущего и о специфике профориентационной работы в образовательных организациях, в которых обучаются подростки. В исследовании участвовали 486 подростков в возрасте 12–15 лет, проживающих на территории города Томска.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что современные подростки не владеют информацией о профессиях будущего, для них наиболее привлекательны творческие профессии (дизайнер, фотограф), связанные с коммуникацией. Причем среди девушек в большей степени выражен ориентир на социальный и артистический тип. Среди отвергаемых профессий подростки указали следующие профессии: врач, учитель, бухгалтер, уборщик, дворник. В профориентационной деятельности используются тестирование, экскурсии на предприятия, беседы с приглашенными специалистами со своей историей успеха и в меньшей степени уделяется внимание на профориентационных мероприятиях вопросам востребованности профессии на рынке труда в регионе.</p> <p><em>Заключение</em>. Исследование отображает основные существующие проблемы в профориентационной деятельности с современными подростками, которые необходимо учитывать при проведении профориентационных мероприятий с целью осознанного выбора профессии.</p> Karakulova Olga V., Buravleva Natalia A. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/556 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ КРИЗИС 7 ЛЕТ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/557 <p><em>Проблема и цель.</em> В статье представлен обзор теоретических положений и исследований по теме школьной адаптации первоклассников и кризиса 7 лет. <em>Цель</em> статьи – выявить особенности адаптации первоклассников, проживающих кризис 7 лет, и разработать комплекс занятий для успешной адаптации первоклассников, проживающих кризис 7 лет.</p> <p><em>Методологию </em>исследования составляют анализ и обобщение научных работ в области школьной адаптации (В.Н. Мезинов, О.Ю. Люленкова, Н.В. Литвиненко, Е.Е. Кравцова, А.Л. Венгер, И.Ю. Млодик и др.), изучение новообразований кризиса 7 лет (Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, К.Н. Поливановой и др.).</p> <p>В исследовании приняли участие обучающиеся 1-го «В» класса МАОУ «Лицей № 28» города Красноярска в количестве 21 человека. Это пилотное исследование, в дальнейшем планируется более масштабное. Для диагностики применялись следующие методики: «Да и нет не говори» Е.Е. Кравцовой, «Последовательные картинки» М.М. Семаго и Н.Я. Семаго, ЦТО А.М. Эткинда, «Краски» Р.П. Ефимкиной, «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой, «Рисунок школы» Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова. Изучение взаимосвязи исследуемых понятий выполнено с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.</p> <p><em>Результаты.</em> Обобщая результаты исследования, мы выявили, что дети с низким уровнем проживания кризиса имеют низкий и средний уровень социальной адаптации, что вызывает определенные трудности в выполнении классной и домашней работы, в соблюдении дисциплины, а также в анализе причинно-следственных связей. Выявлена взаимосвязь кризиса 7 лет и школьной адаптации (умеренная по ранговой корреляции Спирмена). В рамках формирующего эксперимента, целью которого стала помощь ученикам в процессе адаптации и решении противоречий, лежащих в основе кризиса, на основе игровой технологии был создан комплекс занятий «Путешествие», результаты которого показали положительную динамику в принятии статуса школьника и проживании, а также способствовали более экологичному выходу из кризиса 7 лет.</p> <p><em>Заключение.</em> Проблема школьной адаптации первоклассников продолжает оставаться весьма актуальной. Понимание взаимосвязи проживания кризиса 7 лет и успешности адаптации к обучению открывает новые перспективы для организации процесса сопровождения первоклассников в этот период. Апробированная игра-путешествие, направленная на помощь в проживании кризиса 7 лет и содействие успешной адаптации, может быть включена в работу педагогов начальных классов и педагогов-психологов.</p> Mosina Natalia A., Fakanova Anastasia D. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/557 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ СЧАСТЬЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/558 <p><em>Постановка проблемы.</em> Психологическое здоровье подростков считается краеугольной темой современного общества. Одной из составляющих психологического здоровья подростка является то, насколько подросток чувствует себя счастливым. Исследование особенностей переживания счастья может открыть дополнительные возможности в работе с подростками.</p> <p><em>Цель</em> статьи – характеристика личностных предикторов счастья у старших подростков в группах девочек и мальчиков.</p> <p><em>Методологию </em>исследования составил поперечный опрос выборки старших подростков 16–17 лет. В основе исследования лежат такие теории, как: теория счастья М. Аргайла, диспозиционная теория личностных черт Г. Олпорта и теория черты эмоционального интеллекта К.В. Петридеса. Были применены: Оксфордский опросник счастья, опросник BFI-2, опросник TEIQue-ASF.</p> <p><em>Результаты</em>. Выявлены значимые различия в показателях счастья в группе мальчиков и группе девочек. В частности, у девочек показатели счастья значительно ниже, чем у мальчиков. Дана характеристика предикторов уровня счастья у старших подростков отдельно для группы девочек и группы мальчиков.</p> <p><em>Заключение</em>. Согласно данным исследования, при низких показателях счастья у девочек стоит обращать внимание на развитие таких личностных черт, как экстраверсия и общий эмоциональный интеллект. У мальчиков же положительно влияет на уровень счастья такой субфактор эмоционального интеллекта, как позитивное отношение к жизни и экстраверсия.</p> Penkina Elena N. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/558 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 РУССКОКУЛЬТУРНЫЙ СУБСТРАТ В РОМАНЕ А. УЛИНИЧ «PETROPOLIS» https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/561 <p><em>Постановка проблемы.</em> В настоящее время с расширением языковых контактов и культурного обмена между странами билингвизм становится достаточно распространенным явлением и проявляется как на бытовом уровне для общения с друзьями и родственниками, так и на профессиональном. На профессиональном уровне широкое распространение получает литературно-художественный билингвизм, который предполагает высокую степень владения иностранным языком. Многие авторы, оказавшись в инокультурном окружении, переходят в своем творчестве на неродной для них язык.</p> <p><em>Цель</em> данного исследования – рассмотреть влияние русского языка на творчество писателя-эмигранта четвертой волны А. Улинич и проанализировать функционирование русскокультурного субстрата в тексте романа «Petropolis».</p> <p><em>Методология и методы.</em> В работе применялись методы лингвокультурологического анализа, анализа семантической структуры лексики и синхронного изучения языковых единиц разных языков.</p> <p><em>Обзор научной литературы по проблеме. </em>В современных филологических исследованиях феномен транскультурного творчества и взаимодействия языков получил широкое освещение. Однако произведения российско-американских писателей четвертой волны эмиграции остаются недостаточно изученными.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> На основе анализа текста А. Улинич были изучены особенности функционирования русскоязычного субстрата в английском тексте. Анализ романа «Petropolis» обнаруживает продуктивное использование русскокультурных языковых единиц. Специфические черты билингвальной креативной деятельности автора проявляются в сочетании культурных элементов и традиций разных языковых общностей, различной ментальности и миропонимания.</p> <p><em>Заключение</em>. Проведенный анализ показывает, что в тексте используется разнообразная палитра средств отображения русской культуры: лексические элементы из родного языка, представленные в графике языка реципиента, смешение и переключение языковых кодов, прецедентные тексты, использование английского языка для передачи значимых для родной культуры событий и явлений. Автор эксплицирует собственную принадлежность к двум культурным традициям, формирует образ России в иноязычном коммуникативном пространстве.</p> Kolesova Natalya V., Lefler Natalya O. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/561 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРЕВОДА КРИМИНАЛЬНОЙ ПРОЗЫ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА КАНАЭ МИНАТО «ПРИЗНАНИЯ» https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/562 <p><em>Проблема и цель. </em>В данной статье проблематика перевода криминальной прозы рассматривается посредством своеобразного лингвистического эксперимента по сравнительно-сопоставительному анализу переводов, выполненных с оригинала и ступенчато (косвенно) с другого перевода, отмеченного всевозможными литературными премиями. Хотя двухступенчатый перевод может считаться нежелательным и вынужденным, он достаточно часто встречается в практике художественного перевода.</p> <p><em>Цель</em> статьи – проанализировать передачу межъязыковых контекстуальных несоответствий в двух переводах японского психологического романа-детектива Канаэ Минато «Признания» (2008)<sup>1</sup>: опубликованного перевода с японского языка-оригинала на русский<sup>2</sup> [Шерегеда, 2023] и собственного независимого перевода с англоязычной версии романа на русский язык<sup>3</sup>.</p> <p><em>Методологию </em>исследования составляют анализ и обобщение работ зарубежных и отечественных исследователей по переводу криминальной прозы. Используются следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ, метод мысленного лингвистического эксперимента и статистической обработки полученных результатов.</p> <p><em>Результаты.</em> В результате исследования была выявлена следующая проблематика при переводе криминальной прозы с японского языка.</p> <ol> <li class="show">Перевод гендерно-нейтральных названий при передаче названий структурных элементов содержания (глав).</li> <li class="show">Неизбежные потери при ступенчатом переводе с одного языка на другой, связанные с такими явлениями, как переводческие трансформации и перевод реалий.</li> <li class="show">Необходимость передачи стилистической прагматики оригинала, учитывающей так называемую «прозрачную» стилистику в жанре криминальной прозы.</li> </ol> <p><em>Заключение. </em>Переводческие трансформации на первой ступени перевода навязывают конкретную интерпретацию оригинала, порой исключая возможность творческой переработки текста перевода в дальнейшем, в целом приводя к его упрощению. В нашем исследовании при сопоставлении перевода с японского языка на русский и перевода с японского на английский язык был выявлен целый ряд подобных явлений, которые, правда, не приводили к существенному искажению сюжетной линии оригинала, поскольку были связаны в основном со стилистическими повторами или с компрессией информации при переводе.</p> <p>Интересно то, что при сопоставлении использования стилистических приемов в нашем англо-русском переводе и японско-русском переводе были обнаружены следующее количественные расхождения: соответственно метафоры – 28 и 24, эпитеты – 21 и 30, гиперболы – 5 и 6, сравнения – 4 и 3. Такое несоответствие можно объяснить тем, что некоторые стилистические приемы могли быть переведены с заменой стилистического приема или опущены, а некоторые были переданы тем же приемом при межъязыковой передаче.</p> Sazonchik Elizaveta S., Sofronova Tatiana M. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/562 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000 СТРАТЕГИЯ СОПЕРЕЖИВАНИЯ В РЕЛИГИОЗНОМ ДИСКУРСЕ И ЕЕ ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/566 <p><em>Постановка проблемы</em>. В настоящей статье рассматривается стратегия сопереживания в религиозном дискурсе на материале праздничных проповедей трех авраамических конфессий.</p> <p><em>Цель</em> статьи – выявить компонентное содержание языкового выражения феномена сопереживания, на эмпирическом материале проповедей определить структуру стратегии сопереживания, ее коммуникативные тактики и ходы.</p> <p><em>Методология и методы исследования</em>. Методологию составляют методика компонентного анализа лексического значения слова, дискурс-анализ, прагматический анализ коммуникативных стратегий и тактик.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>В результате компонентного анализа лексем, входящих в лексико-семантическое поле «сопереживание», было установлено, что феномен сопереживания реализуется в двух составных элементах: сорадовании и сострадании. Анализ коммуникативных стратегий и тактик религиозного дискурса выявил реализацию стратегии сопереживания через следующие коммуникативные тактики и ходы: сорадование – поздравление (коммуникативные ходы: обращение, поздравление, пожелание), подчеркивание важности события (коммуникативные ходы: придание статуса исключительности, апелляция к авторитету), формирование гордости (коммуникативные ходы: апелляция к истории, апелляция к этнической идентичности, апелляция к единству, перечисление достижений, похвала); сострадание – призыв к помощи ближнему (коммуникативный ход разъяснения), призыв к самосовершенствованию (коммуникативные ходы: сравнение, рекомендации), призыв к преодолению вражеского начала (коммуникативный ход идентификации вражеского начала), жалоба (коммуникативный ход описания лишений и невзгод).</p> <p><em>Заключение.</em> Проанализированный эмпирический материал проповедей разных конфессий определяет реализацию стратегии сопереживания в двух субстратегиях – сорадования и сострадания. Каждая из субстратегий имеет собственный набор тактик, через которые эти субстратегии реализуются, и свои средства языкового выражения.</p> Timokhina Liliya R. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/566 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0000