Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik <p style="text-align: justify;">Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева – междисциплинарный научный журнал, <em>основан в 2006 году</em> как периодическое издание.</p> <p style="text-align: justify;"><em>Основной целью</em> журнала является обеспечение эффективной среды обмена актуальной научной информацией в условиях постнеклассического этапа становления и развития научных теорий и практики.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева предназначен для информирования общественности о результатах научно-исследовательских работ профессоров и преподавателей образовательных организаций, докторантов, аспирантов и других представителей научной общественности Российской Федерации и Зарубежья; сотрудничает с ведущими всероссийскими и зарубежными библиотечными системами и реферативными базами данных, что способствует быстрому и открытому доступу к публикуемым материалам.</p> <p>В соответствии с&nbsp;Перечнем рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (по состоянию на 20.12.2022 года) «ваковскими» являются статьи, опубликованные в Вестнике Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева по следующим научным специальностям и отраслям наук:</p> <p>5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки);</p> <p>5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки);</p> <p>5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки);</p> <p>5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка (педагогические науки);</p> <p>5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки);&nbsp;</p> <p>5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки);</p> <p>5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки).</p> <p style="text-align: justify;">Журнал адресован профессорско-преподавательскому составу университетов, аспирантам, магистрантам и студентам, которые интересуются новейшими научными результатами в области педагогики, психологии и филологии.</p> <p style="text-align: justify;">&nbsp;</p> ru-RU shkerina@mail.ru (Шкерина Людмила Васильевна) shkerinat@mail.ru (Шкерина Татьяна Александровна / Shkerina Tatyana A.) Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 OJS 3.1.0.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ» В ВОЕННОМ ВУЗЕ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/610 <p><em>Постановка проблемы. </em>В статье рассматривается вопрос формирования языковых компонентов коммуникативной компетенции на занятиях по внеаудиторному чтению (дисциплина «Русский язык как иностранный»). С одной стороны, актуальна обоснованность требований ФГОС ВО<sup>1</sup>, учитывающих необходимость формирования способности иностранных курсантов «применять современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия»<sup>1</sup>, что самым непосредственным образом реализуется на занятиях по дисциплине «Русский язык как иностранный» (обучение языку специальности); с другой – необходимость формирования способности иностранных курсантов «анализировать и учитывать разнообразие культур в межкультурном взаимодействии»<sup>1</sup>, что должно учитываться при проведении самостоятельной работы под руководством преподавателя на занятиях по внеаудиторному чтению.</p> <p><em>Цель</em> статьи – описать основные языковые компоненты коммуникативной компетенции, необходимые для формирования у обучающихся практических навыков и умений устной диалогической, монологической речи и письма; показать проектное решение совершенствования процесса обучения русскому языку как иностранному в военном вузе с помощью материалов модели внеаудиторного практикума «Коммуникативно-дидактический курс обучения русскому языку как иностранному».</p> <p><em>Методология и методы исследования. </em>В методологии исследования можно выделить два основных этапа: первый – анализ нормативных правовых документов в сфере высшего образования и обобщение методических источников по проблеме исследования; второй – описание критериев разработанной автором методики формирования языковых компонентов коммуникативной компетенции.</p> <p><em>Заключение. </em>Решение сложных комплексных задач при работе с аутентичными текстами периодического издания «Красная звезда», учитывающих как профессиональное развитие и становление обучающихся, так и особенности межкультурного взаимодействия, по мнению автора, возможно лишь с учетом потребностей иностранных курсантов в формировании языковых компонентов коммуникативной компетенции. Результатом такого уровня формирования коммуникативной компетенции, которая позволяет использовать русский язык не только как средство межкультурного взаимодействия на уровне международных стандартов в социальной сфере, но и как средство академического и профессионального взаимодействия, может стать специально разработанный автором внеаудиторный практикум «Коммуникативно-дидактический курс обучения русскому языку как иностранному».</p> Potemkina Yulia N. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/610 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/611 <p><em>Постановка проблемы</em>. Изменение требований к современным специалистам, выдвижение таких характеристик, как умение оперативно находить оптимальное решение, учиться в течение всей жизни, развитые цифровые навыки в качестве основных; сокращение количества часов на аудиторное изучение математики; необходимость учета психофизиологических особенностей восприятия и обработки информации цифрового поколения студентов обосновывают необходимость создания не только учебно-методических, но и контрольно-измерительных материалов, отвечающих современным условиям.</p> <p><em>Цель </em>исследования заключается в обосновании подхода и разработке контрольно-измерительных материалов по математике в электронной образовательной среде вуза, в том числе групповых, повышающих мотивацию к самоизучению дисциплины, позволяющих учитывать личностные характеристики обучаемых и развивающих их цифровые навыки при проведении контроля и самоконтроля знаний.</p> <p><em>Методология и методы исследования</em>. В данном исследовании представлена реализация системного и личностно-центрированного подходов к построению контрольно-измерительных материалов по математике в вузе. Проведены обзор, обобщение и анализ требований работодателей, нормативных документов в сфере высшего образования, литературных данных зарубежных и российских ученых, опыта преподавания и способов оценки знаний по математике.</p> <p><em>Результаты исследования</em>. Построена база контрольно-измерительных материалов по математике, включающая тесты и задания теоретического (на знание определений и понятий), практического (решение абстрактных задач) характера и профильные задачи по каждой теме. Обоснована необходимость применения различных форм тестов, учитывающих когнитивные особенности обучаемых. Для создания контрольно-измерительных материалов использованы возможности Google-диска, сервисов LearningApps и H5P.org, QR-кодов. База контрольно-измерительных материалов размещена в электронной образовательной среде на основе платформы LMS Moodle, позволяющей студентам осуществлять самоподготовку и самоконтроль уровня знаний по математике.</p> <p><em>Заключение.&nbsp;</em>Предложенный способ построения контрольно-измерительных материалов в электронной образовательной среде вуза представляет интерес для практики электронного и дистанционного обучения. Он может быть использован при преподавании различных предметных дисциплин.</p> Pushkaryeva Tatyana P., Titovskaia Natalia V., Titovskii Sergei N. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/611 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/612 <p><em>Постановка проблемы.</em> Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных умений, представленные в статье, обеспечивают дифференцированный подход в воспитании детей в группах комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций. Обновление процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников, посещающих группы комбинированной направленности, необходимо для создания условий, способствующих взаимодействию всех участников образовательных отношений.</p> <p><em>Цель </em>статьи – обосновать развивающий потенциал разработанных организационно-педагогических условий для формирования коммуникативных умений у детей 4−5 лет, посещающих группы комбинированной направленности.</p> <p><em>Методология</em> исследования базируется на деятельностном, коммуникативном и личностно ориентированном подходах. Основными методами исследования являются анализ и обобщение работ, отечественных и зарубежных ученых, педагогов, раскрывающих значимое научно-исследовательское понимание процесса формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности; обсуждение опыта применения разработанных организационно-педагогических условий, способствующих обновлению и обогащению данного процесса.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> Рассмотрена сущность категории «организационно-педагогические условия». Обоснована необходимость использования обновленных организационно-педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей, посещающих группы комбинированной направленности. Представлены примеры авторского сопровождения реализации организационно-педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей, посещающих группы комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций.</p> <p><em>Заключение.</em> Внедрение в образовательный процесс дошкольной образовательной организации разработанных организационно-педагогических условий способствует реализации дифференцированного подхода при планировании процесса формирования коммуникативных умений у детей, посещающих группы комбинированной направленности, и повышению эффективности данного процесса в целом. Предложенные организационно-педагогические условия позволяют: актуализировать потребность в формировании коммуникативных умений у всех участников образовательных отношений (воспитанники и их родители, педагоги образовательной организации); модифицировать процесс формирования коммуникативных умений у детей 4–5 лет, посещающих группы комбинированной направленности, за счет обновления образовательных областей реализуемой программы авторскими методами и приемами работы; организовать взаимодействие всех участников образовательных отношений с использованием нетрадиционных форм взаимодействия. В совокупности выделенные, обоснованные и проверенные опытно-экспериментальным путем организационно-педагогические условия способствуют повышению уровня сформированности коммуникативных умений у детей 4–5 лет в группах комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций.</p> <p>Представленные организационно-педагогические условия формирования коммуникативных умений у дошкольников могут быть реализованы как в группах комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций, так и при работе с нормотипичными детьми.</p> Trifonova Svetlana S., Savolainen Galina S. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/612 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ «ВКОНТАКТЕ» И «ОДНОКЛАССНИКИ» https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/613 <p><em>Постановка проблемы</em>. В статье рассмотрены практические аспекты формирования патриотической позиции у сотрудников полиции через социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», являющиеся самыми востребованными в России социальными площадками. Проблема исследования заключается в необходимости оценки перспектив использования социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте» для осуществления патриотического воспитания молодых сотрудников полиции.</p> <p><em>Цель</em> статьи – описание воспитательного потенциала российских социальных сетей для патриотического воспитания молодых сотрудников полиции на конкретных примерах патриотической деятельности.</p> <p><em>Методология и методы исследования</em>. Методологию исследования составляют анализ научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых, признанных научным сообществом, и опыта патриотического воспитания курсантов-полицейских различных направлений подготовки. В качестве основного эмпирического метода исследования был применен опрос пользователей социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте», подкрепленный дополнительными методами контроля репрезентативности полученных результатов.</p> <p><em>Результаты исследования.</em> Осуществлен анализ практики формирования патриотической позиции сотрудников полиции средствами различных медиаплощадок в социальных сетях; детализированы особенности медиавоздействия патриотически ориентированных сообществ на молодое поколение российских граждан посредством новых форм воспитания; описаны перспективы применения воспитательного потенциала социальных сетей в современных условиях.</p> <p><em>Заключение</em>. Научная новизна исследования заключается в выявлении и теоретическом обосновании потенциала российских социальных сетей для решения задач патриотического воспитания в условиях цифровизации современного информационного пространства. Предложенный в статье авторский взгляд на процесс формирования чувства патриотизма через средства социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» может быть реализован в вариативной части системы патриотического воспитания молодых сотрудников российской полиции.</p> Kipreev Sergey N., Vakhrushev Sergey A. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/613 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 ИНОЯЗЫЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ CУБЪЕКТОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/614 <p><em>Постановка проблемы. </em>В статье анализируется проблема реализации иноязычного взаимодействия обу-чающихся в цифровой образовательной среде организации высшего образования, обусловленная следующим противоречием: недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий, необходимых для реализации данного процесса, и потенциалом цифровой образовательной среды вузов по формированию умений иноязычного взаимодействия обучающихся.</p> <p><em>Целью </em>исследования является определение особенностей иноязычного взаимодействия обучающихся в цифровой образовательной среде организации высшего образования. Для достижения цели в статье дано определение, представлены теоретические основы иноязычного взаимодействия студентов организаций высшего образования, проанализированы возможности цифровой образовательной среды в данном процессе и обсуждены практические аспекты применения разработанных автором цифровых инструментов.</p> <p><em>Методологической</em> основой исследования выступают компетентностный, междисциплинарный, интегративный подходы, направленные на подготовку обучающегося, способного повышать свою языковую компетентность, решать задачи, связанные с иноязычным взаимодействием в цифровой образовательной среде, испытывать познавательную потребность в иноязычном взаимодействии с субъектами образовательного процесса.</p> <p>Для проведения исследования применялись <em>методы</em> тематической классификации и систематизации понятийного материала исследования для уточнения сущности умений иноязычного взаимодействия в цифровой образовательной среде, обобщение, систематизация, а также интерпретация полученных результатов.</p> <p><em>В результате</em> проведенного исследования определено, что <em>иноязычное взаимодействие </em>представляет собой осознанный процесс коммуникации между преподавателем и обучающимися, который осуществляется на иностранном языке и способствует трансформации деятельности педагога и обучающихся: улучшает навыки языковой коммуникации, укрепляет положительные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, что в дальнейшем стимулирует профессиональное развитие обучающихся. На основе компетентностного, междисциплинарного, интегративного подходов сформулированы организационно-педагогические условия, способствующие развитию у обучающихся умений иноязычного взаимодействия в цифровой образовательной среде, направленных на формирование интеракционных компонентов, позво-ляющих эффективно организовывать коммуникацию на иностранном языке в рамках цифрового образовательного пространства.</p> <p><em>Заключение</em>. В статье представлено уточненное определение сущности понятия «иноязычное взаимодействие обучающихся в цифровой образовательной среде вуза» и предложены организационно-педагогические условия реализации иноязычного взаимодействия в цифровой образовательной среде организации высшего образования: 1) активизация мотивационно-рефлексивной деятельности обучающихся, направленная на углубление смыслов иноязычного взаимодействия в процессе обучения в вузе; 2) организация деятельности участников образовательного процесса по расширению представлений обучающихся об иноязычном взаимодействии в цифровой образовательной среде вуза; 3) обогащение опыта иноязычного взаимодействия обучающихся в цифровой образовательной среде (ЦОС) вуза для успешного взаимодействия в трех моделях: «педагог – цифровая образовательная среда – обучающийся», «обучающийся – цифровая образовательная среда – педагог» и «обучающийся – цифровая образовательная среда – обучающийся».</p> Ozolina Irina A. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/614 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ, РЕАЛИИ И ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/615 <p><em>Проблема и цель. </em>Инклюзивная образовательная практика, для которой характерны вариативность категорий обучающихся и образовательных моделей, обусловила появление новых требований к профессиональной подготовке будущих воспитателей – формирование способностей к организации и реализации образовательной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации с учетом особых образовательных потребностей детей и их родителей.</p> <p><em>Цель</em> статьи – выявление особенностей личностного и профессионально значимого отношения будущих воспитателей к инклюзивному образованию как одному из аспектов их инклюзивной готовности, с опорой на который определены приоритетные целевые ориентиры их профессиональной подготовки.</p> <p><em>Методология (материалы и методы) </em>исследования выстроена на идеях компетентностного подхода в части формирования и развития профессиональных компетенций у будущих педагогов к выполнению профессиональных задач в инклюзивной образовательной практике и методологических принципах инклюзивного образования (гуманизация, индивидуализация, доступность, открытость, междисциплинарность, вариативность, ресурсный подход и др.). В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения в количестве 63 человек, обучающиеся по профилям профессиональной подготовки «Дошкольное образование», «Дошкольное образование и организация воспитательной (досуговой) деятельности», «Дошкольная психология с основами психологии». Для выявления особенностей личностного и профессионально значимого отношения будущих воспитателей к инклюзивному образованию применялись: разработанный опросник «Отношение будущих воспитателей к реализации идей инклюзивного образования в условиях дошкольной образовательной практики», состоящий из закрытых и открытых вопросов; экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)<sup>1</sup> и «Диагностика уровня эмпатии» (И.М. Юсупов)<sup>2</sup>.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>Выявлены особенности готовности и дефициты будущих воспитателей к реализации инклюзивного образования, заключающиеся в проявлении недостаточного уровня сформированности психологической готовности к взаимодействию с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП) / с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что обусловило оценку различных личностных характеристик, в т.ч. толерантности и эмпатии. С опорой на анализ образовательной теории и практики выделены целевые ориентиры формирования инклюзивной готовности будущих воспитателей.</p> <p><em>Заключение. </em>Выявленные затруднения будущих воспитателей в области реализации инклюзивной образовательной практики позволили утверждать целесообразность внесения изменений в профессиональную подготовку, в которой должны найти отражение непрерывность и сквозной трансфер инклюзивных идей и практик, начиная с 1-го курса, для достижения более высоких и устойчивых результатов в мотивационно-ценностном компоненте инклюзивной готовности действующих педагогов-практиков.</p> Shkerina Tatyana A. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/615 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПОДРОСТКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВФСК «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/616 <p><em>Постановка проблемы. </em>В статье анализируется современная система физического воспитания и спортивной подготовки, сочетающая традиционные методы тренировок с инновационными спортивными и игровыми технологиями. Применение таких технологий во внеурочных спортивных занятиях способствует повышению эффективности физической подготовки обучающихся 14–15 лет для успешного выполнения нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне». Кроме того, это положительно влияет на мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом.</p> <p><em>Цель </em>статьи – исследовать применение спортивных и игровых технологий во внеурочной деятельности на занятиях «Общая физическая подготовка с элементами спортивных игр» у обучающихся 14–15 лет для подготовки к выполнению норм ВФСК «Готов к труду и обороне».</p> <p><em>Методология и методы исследования. </em>Для достижения цели исследования используются теоретичес-кие и эмпирические методы: анализ научно-методической литературы, проведение педагогического эксперимента, контрольное тестирование, а также обработка и анализ данных с применением описательной статистики в программе Excel. Данные методы позволяют оценить влияние спортивных и игровых технологий на физическую подготовку обучающихся 14–15 лет, а также определить их готовность к выполнению норм ВФСК «Готов к труду и обороне».</p> <p><em>Результаты исследования. </em>По результатам проведенного исследования выявлено, что использование спортивных и игровых технологий («Колесо фортуны», рейтинговая система) на учебно-тренировочных занятиях «Общая физическая подготовка с элементами спортивных игр» эффективно повлияло на подготовку обучающихся 14–15 лет к сдаче норм ВФСК «Готов к труду и обороне»<em>. </em></p> <p><em>Заключение. </em>Применяемые технологии позволили повысить уровень физической подготовки и мотивацию обучающихся. Элементы случайности и соревновательности стимулировали активное участие и стремление повысить результаты, что способствовало успешному выполнению нормативов.</p> Neretina Irina V., Sidorov Leonid K. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/616 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО СТРЕТЧИНГУ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/617 <p><em>Постановка проблемы. </em>Считается, что обучающийся начальной школы испытывает стресс, переходя на следующую ступень образования. Пятиклассников тревожат следующие социальные явления: новые учителя и учебные предметы, увеличение объема домашней работы и переходов из кабинета в другой. Также в 10–12 лет происходят физиологические преобразования в организме, выражающиеся в постоянной смене эмоций и проявлении импульсивности в поведении. Таким образом, изменения среды учебного процесса и переход в этап «младшего подросткового возраста» вызывают нервное напряжение в организме, которое отражается на состоянии здоровья пятиклассников.</p> <p><em>Цель </em>статьи – выявить и обосновать необходимость внедрения внеклассных занятий по стретчингу для пятиклассников в общеобразовательные учреждения для сохранения здоровья обучающихся и прохождения ими успешной адаптации к основной школе.</p> <p><em>Методология и методы </em>исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, контрольное тестирование, методика оценки состояния вегетативной нервной системы и сердечно-сосудистой системы с помощью аппаратного комплекса ВНС-МИКРО, метод статистической обработки данных.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>В исследовании приняли участие обучающиеся 5-х классов общеобразовательной школы № 45 в количестве 20 человек (девочки). В результате исследования удалось выявить, что в течение пяти месяцев педагогического эксперимента у экспериментальной группы повысились результаты в следующих упражнениях: наклон вперед стоя на гимнастической скамье – на 82,62 %; гимнастический мост – на 58,67 %; продольный шпагат с правой ноги – на 59,17 %; продольный шпагат с левой ноги – на 69,26 %; ЧСС – на 11,2 %; SI – на 5,77 %; % LF – на 18,16 %; % HF – на 3,01 %; % VLF – на 28,03 %.</p> <p><em>Заключение. </em>После проведения педагогического эксперимента у двух групп показатели увеличились, но экспериментальная группа продемонстрировала более высокие результаты. Данный факт связан с тем, что контрольная группа посещала два раза в неделю уроки физической культуры и ее внеклассная двигательная активность носила стихийный и неорганизованный характер, а экспериментальная группа, кроме двух уроков физической культуры в неделю, занималась два раза в неделю стретчингом в рамках внеклас-сной деятельности.</p> Boyko Polina V., Kuzhuget Artysh A., Kazakevich Natalia N. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/617 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/622 <p><em>Постановка</em> <em>проблемы</em>. Экономическая безопасность региона в сфере физической культуры и спорта зависит от множества факторов, включая финансирование, инфраструктурное развитие, прозрачность управления и доступность спортивных услуг для населения. В данной сфере существует ряд значительных проблем, препятствующих ее устойчивому развитию.</p> <p><em>Цель</em> статьи – проанализировать основные проблемы экономической безопасности региона в области физической культуры и спорта, выявить перспективные направления развития, а также рассмотреть влияние коррупционного фактора на стабильность и эффективность функционирования отрасли. В рамках исследования предлагаются практические рекомендации по минимизации рисков и обеспечению устойчивого социально-экономического роста через развитие спорта и физической культуры.</p> <p><em>Методология и методы исследования.</em> В статье использовались общенаучные методы исследования: системного анализа и исследования операций, сравнения и аналогий, обобщения.</p> <p><em>Результаты исследования</em>. Выявленные в ходе исследования проблемы и перспективные направления обеспечения экономической безопасности региона в области физической культуры и спорта позволяют сделать вывод, что они являются важными элементами устойчивого развития региона и страны в целом. Следовательно, для эффективной реализации спортивных программ и проектов необходимо учитывать экономические риски, связанные с недостаточным финансированием, неэффективным использованием ресурсов и низким уровнем социальной мотивации. Развитие спортивной инфраструктуры, привлечение инвестиций и повышение государственной поддержки являются основными факторами, обеспечивающими стабильность и рост в данной сфере. Важными аспектами также являются оптимизация управления спортивными ресурсами и повышение профессионализма кадров, что способствует максимальному использованию потенциала спортивной отрасли.</p> <p><em>Заключение</em>. Для достижения устойчивой экономической безопасности региона в сфере физической культуры и спорта необходим комплексный подход, включающий цифровизацию, антикоррупционные меры, привлечение инвестиций и развитие кадрового потенциала, однако важны не только финансовые меры, но и активное вовлечение населения в спортивную жизнь, а также создание эффективной системы управления и контроля на всех уровнях.</p> Adolf Konstantin V. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/622 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЛЕКЦИЯХ ПО ПСИХОЛОГИИ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/618 <p><em>Постановка проблемы. </em>Дополнение федеральных государственных образовательных стандартов требованиями к выпускникам относительно практического применения психологических знаний предполагает ориентацию на активные методы обучения в преподавании дисциплины «Психология» для студентов непсихологических специальностей и направлений подготовки. Чтобы эффективно решать задачи в учебной и будущей профессиональной деятельности, студентам необходимо развивать способности к распознаванию, осознанию, управлению и использованию эмоций в решении проблем. Данные способности входят в структуру эмоционального интеллекта.</p> <p><em>Цель</em> статьи – рассмотреть современные модели эмоционального интеллекта и возможности его развития у студентов, а также описать результаты исследования, направленного на выявление изменений в степени выраженности показателей эмоционального интеллекта у студентов в результате обучения с применением упражнений на развитие его компонентов.</p> <p><em>Методология и методы исследования</em>. Теоретической основой исследования выступила модель эмоционального интеллекта П. Сэловэя и Дж. Мэйера. Применялись: психодиагностический метод (Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) в адаптации Е.А. Сергиенко и И.И. Ветровой и «Методика диагностики эмоционального интеллекта» (МЭИ) М.А. Манойловой); экспериментальный метод, заключающийся в проведении лекционных занятий с применением активных методов обучения и без них; методы математико-статистической обработки данных.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>При сравнении показателей эмоционального интеллекта в группах студентов различных специальностей и направлений подготовки до проведения лекций значимых различий выявлено не было. Отсутствие различий было установлено и после проведения лекций, при этом наблюдалось общее снижение выраженности показателей эмоционального интеллекта в контрольной и экспериментальной группах. У студентов, выполнявших упражнения, снижение происходило по меньшему числу показателей по сравнению со студентами, не выполнявшими упражнения в ходе лекции.</p> <p><em>Заключение. </em>Результаты исследования вносят вклад в представления об эмоциональном интеллекте студентов и способах его развития. Материалы статьи будут полезны преподавателям психологии, а также исследователям в области проблем эффективности усвоения учебной информации в процессе обучения.</p> Iskhakova Mariya P., Khromova Marina A., Gnedykh Daria S. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/618 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 ГИБКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ: АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/619 <p><em>Проблема и цель. </em>В современном мире, где изменяются условия, задачи, содержание профессиональной деятельности, особенно важным становится вопрос формирования гибких, надпрофесиональных компетенций, позволяющих успешно решать профессиональные задачи. Гибкие компетенции рассматриваются как приоритетный результат образования на всех его уровнях. И безусловно, высока важность владения гибкими компетенциями самими педагогами. В статье рассматриваются результаты исследования уровня развития гибких компетенций первокурсников – будущих педагогов. Описаны наиболее значимые параметры, характеризующие стартовый уровень развития гибких компетенций студентов, определены основные задачи по их дальнейшему развитию в процессе обучения.</p> <p><em>Теоретико-методологическую основу </em>исследования составили анализ и обобщение научных отечественных (Т.Н. Ануфриева, О.П. Горьковая, Д.С. Ермаков, О.В. Игумнова, Н.В. Потапова и Т.С. Панина, Л.Н. Степанова и Э.Ф. Зеер, С.Н. Фомина, Т.А. Цквитария, А.Э. Цымбалюк, Т.А. Яркова и И.И. Черкасова) и зарубежных (K. Ananiadou, L. Camarinha-Matos, R. Canning, R. Weissberg, D. Wilkie) подходов, описывающих сущность и ключевые характеристики гибких компетенций. Исследование проводилось в октябре 2024 г. на платформе «Россия – страна возможностей» на основе системы диагностики, предложенной Центром оценки и развития управленческих компетенций студентов. В исследовании приняли участие 673 первокурсника, из них 133 юноши и 540 девушек, обучающихся КГПУ им. В.П. Астафьева. В ходе тестирования изучались уровни развития 12 компетенций. Статистическая обработка включала расчет первичных описательных статистик, корреляционного анализа по Пирсону, факторного анализа с помощью компьютерной статистической программы SPSSStatistics 22.0.</p> <p><em>Результаты. </em>«Компетентностный» портрет будущих педагогов хорошо соотносится с описываемыми в социологических и психологических публикациях мыслительными, личностными, поведенческими особенностями поколения Z. У студентов хорошо развиты компетенции, связанные с общением, несколько хуже с организацией совместной деятельности в команде, есть трудности с управлением задачами, недостаточно развиты компетенции, обеспечивающие саморазвитие. Особенности развития гибких компетенций и их взаимосвязи свидетельствуют о том, что для значительного числа студентов-первокурсников еще не пройден кризис идентичности, помощь в завершении кризисного этапа процесса самоопределения может стать направлением работы преподавателей, кураторов, наставников и сотрудников психологической службы университета.</p> <p><em>Заключение. </em>Выявленные особенности развития как отдельных компетенций, так и групп компетенций должны стать предметом для выбора и при необходимости модификации приемов и методов обучения и воспитания студентов, выстраивания единого подхода, обеспечивающего условия для максимально возможного развития гибких компетенций студентов.</p> Safonova Marina V. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/619 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 СЕПАРАЦИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/620 <p><em>Постановка проблемы</em>. Проблема обеспечения психологического благополучия имеет особое значение для студентов-первокурсников. В современном научном дискурсе представлены сведения о роли субъективных характеристик в становлении психологического благополучия. Но при этом для молодежной выборки недостаточно учитывается роль психологической сепарации от родителей. Выявление взаимосвязи между параметрами психологического благополучия и сепарации от родителей позволит определить мишени психологической помощи студентам.</p> <p><em>Цель </em>статьи – выявить наличие и характер взаимосвязи психологического благополучия и сепарации от родителей студентов-первокурсников.</p> <p><em>Теоретико-методологическая основа исследования</em>. Методологию исследования составляют: теоретические подходы к пониманию сущности кризисов возрастных периодов; анализ и обобщение трудов зарубежных и отечественных ученых: а) в сфере изучения сущности и структуры феномена психологического благополучия; б) по вопросу изучения процесса сепарации от родителей и его особенностей в период ранней юности.</p> <p><em>Результаты исследования</em>. Выявлены особенности структурных компонентов психологического благополучия и сепарации от родителей девушек-первокурсниц. Результаты показали, что треть обучающихся имеет низкий уровень психологического благополучия. Определены прямая значимая связь между некоторыми показателями психологического благополучия и параметрами сепарации от родителей: между самопринятием и конфликтологической независимостью от матери; между автономией, управлением средой, целями в жизни, общим показателем психологического благополучия и конфликтологической независимостью от матери; тенденции к значимой связи между самопринятием и эмоциональной независимостью от отца.</p> <p><em>Заключение</em>. Исследование показало наличие взаимосвязи показателей психологического благополучия и процесса сепарации девушек-первокурсниц от родителей. Результаты дают основания для предположения о возможности достижения психологического благополучия студентов посредством гармонизации процесса сепарации от родителей. Данный аспект особенно важен в работе по обеспечению психологического благополучия иногородних студенток-первокурсниц, у которых процесс сепарации сопровождается сменой места жительства и отрывом от семьи.</p> Verbianova Olga M., Popova Natalia V. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/620 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ – АВТОРОВ ДЕСТРУКТИВНЫХ ГРАФФИТИ https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/621 <p><em>Постановка проблемы.</em> Статья посвящена исследованию психологических характеристик подростков – авторов деструктивных граффити. Физическое, психическое и душевное здоровье во все времена было важнейшим фактором существования нации. Психическое и душевное здоровье молодежи всегда находится в центре внимания специалистов различных направлений из-за сложности и многообразия процессов личностного развития. В частности, спецификой процесса развития могли стать делинквентные проявления в формате деструктивных граффити как средства передачи эмоций и самовыражения.</p> <p><em>Цель </em>статьи – изучить психологические характеристики подростков – авторов деструктивных граффити.</p> <p><em>Методология и методы исследования. </em>Методологию исследования составляют анализ материалов научно-исследовательских работ по проблеме граффити и психологии девиантного поведения подростков. В качестве диагностических инструментов были использованы: тест «Руки» Э. Вагнера; опросник диагностики агрессии Басса – Перри, BPAQ, в адаптации С.Н. Ениколопова и др.; опросник «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ-2020)»; авторская анкета, анализ фотографий граффити респондентов. Выборку составили 15 юношей в возрасте от 16 до 18 лет. При анализе эмпирических материалов применялись описательная статистика, корреляционный анализ Спирмена.</p> <p><em>Результаты.</em> Выявлено, что у подростков – авторов деструктивных граффити поведение характеризуется низким уровнем самоконтроля, низким уровнем умения адекватно выражать свои чувства и эмоции, а также высоким уровнем агрессии. У подростков – авторов деструктивных граффити выявлено большее количество отрицательных корреляций общего показателя агрессии с оцениванием результатов, моделированием условий, гибкостью и надежностью саморегуляции.</p> <p>Экспериментально подтверждено, что программа психолого-педагогической коррекции поведения подростков – авторов деструктивных граффити методом стрит-арта позволяет оптимизировать процесс формирования и развития навыков саморегуляции.</p> <p><em>Заключение.</em> Полученные данные расширяют представления о психологических характеристиках подростков – авторов деструктивных граффити. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости развития профилактической работы с подростками – авторами деструктивных граффити.</p> Todysheva Tatyana Yu. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/621 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000 РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ПОЛИТИКА И ФАКТОР АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ (на примере выступлений В.О. Коновалова – губернатора Республики Хакасия) https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/623 <p><em>Постановка проблемы.</em> В 2018 г. в результате сложной политической борьбы<sup>1</sup> пост губернатора Республики Хакасия занял юрисконсульт газеты «Правда Хакасии», лидер регионального отделения партии КПРФ В.О. Коновалов. Его главным конкурентом в избирательной гонке был действующий глава региона В.М. Зимин, который обладал мощным административным ресурсом. Благодаря его договоренности с главой Абакана Н.Г. Булакиным муниципальные и региональные СМИ региона развернули масштабную кампанию по освещению работы В.М. Зимина. Возможностью для В.О. Коновалова выйти в информационное поле и привлечь к себе внимание электората стали публичные выступления в телевизионных дебатах, которые гарантируются всем участникам избирательной кампании федеральным законодательством<sup>2</sup>. В статье мы рассмотрим влияние фактора административного ресурса на речевой портрет конкретной языковой личности – участника избирательной кампании в 2018 и в 2023 гг. в Республике Хакасия В.О. Коновалова.</p> <p><em>Цель </em>работы – выявить влияние фактора административного ресурса на составляющие речевого портрета В.О. Коновалова в двух вариантах – при отсутствии доступа к административному ресурсу и, наоборот, при возможности его использования.</p> <p><em>Материалами </em>исследования стали публичные выступления кандидата от партии КПРФ на пост главы Хакасии В.О. Коновалова. В ходе работы проанализированы семь выпусков телевизионных дебатов, которые транслировались в эфирах телеканалов «Россия 1» и РТС летом и осенью 2018 и 2023 гг. В работе использованы следующие методы: описательный, типологический, сравнительно-сопоставительный, метод интерпретации текста.</p> <p><em>Результаты исследования. </em>В августе и сентябре 2018 г. во время выборов на пост главы Республики Хакасия основная конкуренция развернулась между двумя кандидатами – В.О. Коноваловым и В.М. Зиминым. Не имея доступ к административному ресурсу и, соответственно, не обладая информацией об истинном состоянии дел в регионе, В.О. Коновалов наполнил свои публичные выступления призывами прийти на участки и не игнорировать выборы. Его речь на общем фоне простоты и понятности [Башкова, 2011] отличалась частым использованием метафор, сравнений и эпитетов, была наполнена поговорками, пословицами, фразеологизмами, более того, стилистически сниженными выражениями. Одновременно молодой коммунист постоянно подчеркивал свой оппозиционный настрой, активно используя оппозицию «народный кандидат»/«власть». В совокупности с другими факторами это привело к желаемым результатам: В.О. Коновалов выиграл политическую гонку. В новейшей истории России сложилась уникальная ситуация: к Единому дню голосования он остался единственным претендентом на пост губернатора Республики Хакасия, получив 57,57 % голосов от общего числа избирателей, пришедших на участки.</p> <p>В 2023 г. накануне Единого дня голосования для В.О. Коновалова ситуация кардинально отличалась от ситуации, в которой он находился в 2018 г. Будучи уже действующим губернатором, В.О. Коновалов имел полный доступ к административному ресурсу в борьбе за второй срок.</p> <p>За пять лет пребывания на посту главы региона речь молодого политика обогатилась профессиональными оборотами и терминами [Чудинов, 2001, с. 210], стала более содержательной за счет официальной информации, конкретных данных о бюджете и экономике республики и в то же время не избежала проникновения в нее канцеляризмов. Фактически его публичные выступления превратились в отчеты о проделанной работе. С одной стороны, обновившийся политический словарь, который использовал в тот период В.О. Коновалов, стал маркером его социального статуса властной персоны высокого уровня; с другой – просторечные слова и разговорный стиль, частично сохранившиеся в его публичных текстах, по-прежнему свидетельствовали о его приверженности к демократизму. Особо отметим, что концепт «власть», утратив для В.О. Коновалова негативные ассоциации, перестал активно обсуждаться, а соответствующая лексема ушла из его активного словаря. В 2023 г. при поддержке административного ресурса молодой губернатор использовал хорошо зарекомендовавшие себя фразеологические обороты и простые метафоры, а также приемы гиперболизации. В день выборов – 9 сентября 2023 г. – В.О. Коновалов улучшил собственный результат пятилетней давности и получил 63,14 % голосов жителей Хакасии, принявших участие в голосовании.</p> <p><em>Выводы. </em>В результате проведенного исследования выявлена определенная степень влияния административного ресурса на речевой портрет политика: доступ к информации, которой обладает руководящее лицо региона [Levi, Stoker, 2020, р. 480], обогащает его лексикон профессиональными терминами, речь становится точной и структурированной, насыщенной конкретными фактами, детализирующими ситуацию в республике. Этому же способствуют погруженность субъекта в проблематику региона, смена роли оппозиционера на роль государственного деятеля, мощная поддержка административного ресурса. Одновременно укажем на то, что административный ресурс, которым обладает представитель власти, не является гарантом его победы в избирательной гонке.</p> Fedotko Liliуa V. ##submission.copyrightStatement## https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/623 Пн, 30 июн 2025 00:00:00 +0000